Жилищно-коммунальная реформа, похоже, терпит поражение в Саратове в результате раздрая, который спровоцировали нечистоплотные компании
То, что ныне происходит на жилищно-коммунальном рынке, напоминает пир во время чумы. Причем чумятся перед концом очередной реформы некоторые управляющие компании и ТСЖ. Действительно, многим кажется, что скоро окончательно погаснет свет в конце туннеля.
Исчезает последняя надежда на стабилизацию в сфере предоставления коммунальных услуг. Но, как поговаривают, надежда просто обязана умереть последней, то есть после нас, потребителей, а мы еще не собираемся уходить в мир иной. И возможно, все-таки удастся при жизни выйти из тупика, в который нас завели реформаторы. Тем более что ныне не только СМИ (а пишем уже десятый год об ухудшении в сфере жилищно-коммунального обслуживания на фоне резкого подорожания услуг) либо граждане воют по поводу вакханалии коммунальщиков и управляющих компаний, но уже и президент страны вместе с великим и ужасным премьером всерьез заговорили и о высоких ценах, и о двойных платежках, и о некачественном предоставлении ЖКУ. Проблема, которую долгие годы (вопреки газетным публикациям) власть, по нашему мнению, не замечала, наконец-то стала предметом обсуждения в самых верхах. Размечтаемся, что обсуждение резко перейдет в действия, направленные на защиту интересов граждан. Настоящую, а не мнимо-бумажную защиту. Надежда, ты нас слышишь? Не умирай, мы еще живы. Хотя выживать, отдавая половину своих зарплат и пенсий на оплату ЖКУ, становится проблематично.
Уже давно не секрет, что цель некоторых, но весьма многочисленных УК и ТСЖ, обязанных содержать и обсуживать дома, — собрать как можно больше денег с населения за счет выставляемой платы за коммунальные услуги. В данном случае управляющие выступают в роли посредника. И некоторые из них свою роль исполняют гадко. Они лишь собирают деньги, не передавая их поставщикам коммунальных услуг. И прежде всего в заложниках оказываются поставщики горячей и холодной воды, так как за свет и газ население в основном платит непосредственно предприятиям. А за воду и отопление население платит по общим платежкам, присланным УК или ТСЖ. Но и без платы за газ и свет управляющие собирают приличные суммы, которые уходят в неизвестном для граждан направлении. Что-то не слышно, чтобы правоохранительные органы проводили проверки по поводу собранных за коммунальные услуги денег, которые не были перечислены на счета предприятий-поставщиков. И несмотря на то, что «МК» в Саратове» уже несколько лет в своих публикациях заостряет внимание власти на подобных действиях, реакция, считаем, нулевая. О высоком интересе, и отнюдь не бескорыстном, со стороны управляющих в данном роде деятельности говорит сам факт появления в одном доме нескольких платежек от разных компаний. УК или ТСЖ до мордобоя отстаивают свое право на сбор денег с жильцов. И при этом ни одна такая компания не стремится что-то ремонтировать в подопечных домах, облагораживать придомовые территории и вообще оказывать те самые жилищные услуги по содержанию и текущему ремонту домов. Интерес один — сбор денег за ЖКУ. Набрать и исчезнуть. «Благодаря» такой деятельности ныне приходится констатировать: часть населения вообще прекратила платить, так как просто не знает, кому именно нужно отдавать деньги, по каким именно платежкам следует оплачивать предоставленные коммунальные и непредоставленные жилищные услуги, а другая часть платит (и эта часть, надо полагать, львиная), да деньги до поставщиков не доходят. И последние в свою очередь становятся должниками перед газовиками или энергетиками. И возникает угроза приостановления подачи услуг. Что плохо и населению, и поставщикам. А неуправляемые управляющие компании жируют, продолжая отхватывать лакомые куски, как небезызвестные пираньи. И от самой реформы, ныне во всяком случае, остался лишь скелет. Лишь намеренье реформаторов улучшить качество жизни граждан, выпустивших на рынок управляющие компании. Ведь именно на них и возлагали власти свои надежды пять лет назад.
Рассмотрим на конкретном примере МУПП «Саратовводоканал». К нему у саратовцев масса претензий и нареканий. Порывы, прорывы, течи… Писали многократно. Ясно, что предприятию требуются средства на замену труб и так далее. Население вроде бы платит за воду, однако деньги от жильцов многоквартирных домов по вышеназванным обстоятельствам не поступают предприятию. Сегодня долги управляющих компаний и ТСЖ перед МУПП «Саратовводоканал» составляют 382 млн руб. В списке неплательщиков более 70 организаций. Только с начала года долг увеличился на 66 млн руб. Основная проблема, которая, к сожалению, пока еще существует в нашем городе, — недобросовестные управляющие компании, которые вообще не производят платежей, регулярно собирая деньги с населения. Среди них, по мнению пресс-службы, союз ТСЖ «Волга», ООО «Дом Комплекс», ООО «УК ПНКБ», НС ТСЖ «Елшанка», ТСЖ «Елшанское», ТСЖ «Старая Елшанка», ТСЖ «ВСО», ТСЖ «КБ»... Каждая из них под разными предлогами не производит даже текущих платежей и тем более не идет на переговоры по погашению уже сложившейся задолженности.
Самая печальная картина, считают в пресс-службе «Саратовводоканала», в Елшанке: здесь до января 2010 года существовал независимый союз ТСЖ «Елшанка», который за свою недолгую деятельность задолжал предприятию 24 млн руб., почти не производя текущие платежи. Причем в январе 2010 года союз распался на 4 «самостоятельные» компании — ТСЖ «Елшанское», ТСЖ «Старая Елшанка», ТСЖ «ВСО», ТСЖ «КБ». Однако деньги за ЖКУ они собирали через расчетно-кассовый центр НС ТСЖ «Елшанка». Иными словами, финансовые потоки текли в руки бывшего руководства распавшегося союза. Но до «Саратовводоканала» ни капли не «притекло»: на начало августа долг четырех УК Елшанки составил более 17 млн руб. А в августе вообще оплат не производилось. Не менее интересная ситуация с ООО «УК ПНКБ». Эта компания не расплачивается с «Саратовводоканалом» и должна (по состоянию на начало августа) 8,8 млн руб. Однако ООО «УК ПНКБ» оспаривает право других организаций, которые стабильно платят за воду и канализацию, управлять многоквартирными домами. И, разумеется, жильцам этих домов приходят «двойные» платежки: от «ПНКБ» и других УК. В конечном итоге, жители не платят никому. Особенно от «коммунальных войн» страдает Октябрьский район. Заметим, что питьевой водой жители не прекращают пользоваться и «Саратовводоканал» несет колоссальные убытки, так как не получает средства за предоставленные услуги.
В заложниках у «пираний» оказались и население, и поставщики услуг. Так, например, ОАО «Саратовэнерго», которому МУПП «Саратовводоканал» задолжал 258 млн руб., пригрозило ограничить подачу электроэнергии. И если «Саратовводоканал» не восстановит текущие платежи, то в свою очередь ОАО «Саратовэнерго» будет вынуждено «ограничить подачу энергии до уровня аварийной брони».
Позиция понятна: если ОАО не вернет себе долг, то под угрозой работа всей системы энергоснабжения. Цитируем сообщение его пресс-службы: «Беспрецедентная сумма долга коммунального предприятия может не позволить рассчитаться с генерирующими и сетевыми организациями, что повлечет введение санкций со стороны оптового рынка электроэнергии…»
Итак, «Саратовводоканал» должен 257,8 млн руб. энергетикам, а ему ТСЖ и УК недоплатили 382 млн руб. И долг этот растет ежедневно. Таким образом, неуправляемые УК столкнули лбами поставщиков, шишки от столкновения — на лбах граждан (ведь население прежде всего пострадает в случае неподачи воды и света!), а «пираньи» жируют.
И вот еще один арифметический расклад. На 382 млн руб., которые УК и ТСЖ должны «Саратовводоканалу», по утверждению его представителей, можно было бы проложить около 40 км новых водопроводных или канализационных сетей, построить или реконструировать 40 повысительных насосных станции (а всего на балансе — 67), установить 20 тысяч люков (а всего около 40 тыс. канализационных колодцев), приобрести 18 млн 58 тыс. тонн реагента, количество, способное в течение 5 лет обеспечивать саратовцев питьевой водой. И полностью расплатиться с ОАО «Саратовэнерго».
Нельзя сказать, что все УК нечистоплотны. В том же «Саратовводоканале» предложили следующие кандидатуры для условной Доски почета и уважения управляющих, которые работают без долгов: ООО «Дома Контакт», ООО «Коммунальник», ТСЖ «Энтузиаст-2001». Именно за счет этих компаний водоканал еще имеет возможность работать, подавать горожанам чистую воду и очищать стоки канализации. Но есть ли возможность для создания таких условий, чтобы на рынке жилищно-коммунальных услуг остались только добросовестные компании? Думается, есть.
Кажется, власть в Саратове выходит из состояния спячки. В Октябрьском районе (пока только в нем) решено лишить УК и ТСЖ функции посредника — сборщика денег за коммунальные услуги. По сообщению пресс-службы горадминистрации, ныне жители района переходят на прямую оплату услуг ВТГК и «Саратовводоканала». Как известно, в Балакове уже не один год платят за все комуслуги непосредственно поставщикам. Заметим, огромных долгов населения там не наблюдается и жалоб на двойные платежки в редакционной почте нет. Думается, что и в Саратове они уйдут в небытие. Во всяком случае, до нас доходят вести: некоторые УК стали отказываться от обслуживания домов в пользу недавних конкурентов. Что вселяет определенные надежды. Лишив управляющих возможности брать безвозвратно себе чужие средства, власть тем самым бьет по интересам нечистоплотных УК, которые пришли на этот рынок услуг лишь с одной корыстной целью. Поскольку их лишают «лакомства», то они, скорее всего, покинут места, переставшие быть халявно хлебными. Останутся те, которые были созданы именно для оказания жилищных услуг. Вот на их оказании пусть и зарабатывают себе на хлеб и на масло, заботясь о качестве содержания и текущего ремонта жилья.
Думается, что и цены на комуслуги перестанут так бурно расти. Ведь не секрет, что тарифы увеличивались еще и потому, что велики были долги: не получая средства за оказанные услуги, поставщики старались повысить цену, чтобы хоть как-то компенсировать недобор. Допустим, традиционно оплачивают 30% от заявленного объема. Значит, надо увеличить этот самый объем, чтобы в итоге те же самые 30% принесли бы на следующий год на 100 млн руб. больше. Тогда можно свести концы с концами. Мысль понятна. При 80-90% оплате такого увеличения не потребуется. И ссылок на недобросовестное население, якобы не пожелавшее заплатить, уже не будет. Ведь что произошло в «пробном» Октябрьском районе? Оказалось, что при непосредственной оплате поставщикам (речь идет о плате за горячую воду, которую поставляет ООО ТЭГК) сборы составили 80-90%. Так что население платит! И скорее всего добросовестно платило все эти годы. Вот только деньги не доходили до поставщиков. В результате коммуникации изнашивались, трубы текли, дома разрушались, население страдало... И никого не интересовало, куда утекают миллионы рублей. Но вроде бы очнулись. Во всяком случае, хочется в это верить. Прямо скажем, заждались.
Станислав Шалункин