Молодые саратовцы годами ожидают жилищные субсидии
Взяв ипотечный кредит в надежде на помощь в виде субсидий, саратовские семьи неожиданно оказались вычеркнуты из очереди и лишены социальных выплат. В особенностях жилищной политики разбирался «МК» в Саратове».
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» обещает молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежную субсидию от государства на постройку дома или приобретение квартиры. Но получить помощь не так-то просто.
На сегодняшний день в Саратовской области участниками подпрограммы являются порядка 3 тысяч молодых семей, стоящих в очереди на получение субсидии. И лишь 285 семей сумели получить государственную поддержку в 2010 году. То есть менее 10%.
Причем улучшения ситуации не предвидится: если в прошлом году на реализацию подпрограммы было выделено 120 миллионов рублей (88,2 млн — средства федерального бюджета, 32,6 — областного), то в 2011-м — всего 101 миллион. В этот раз федеральный центр выделил в два раза меньше средств — 44,7 млн рублей, областной бюджет вложил в реализацию программы 57,9 миллиона. Сколько средств будет выделено на 2012 год, учитывая тенденцию к экономии, можно только догадываться.
Очередь на жилье двигается медленно, и нередко случается так, что саратовцы, достигнув 35 лет — пограничного возраста, после которого семья лишается статуса «молодой», автоматически удаляются из списка очередников.
Саратовчанка Татьяна ПЕТРОВА стала участницей жилищной программы в 2004 году, еще до рождения первого ребенка. В очередь была внесена под номером 302 и очень надеялась, что в течение двух-трех лет получит субсидию на жилье. Помощь была крайне необходима: молодая семья проживала с родителями и старенькой бабушкой в двухкомнатной «хрущевке». Сегодня у Татьяны двое детей и живет она все в той же маленькой квартирке на окраине города. За прошедшие семь лет ее очередь продвинулась аж на 140 человек, но ждать еще столько же, дабы получить желаемую помощь от государства, уже не получится: через четыре месяца Татьяне исполняется 35 лет, а значит, она больше не сможет участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Еще одна жительница областного центра Виктория ИСАЕВА встала в очередь на жилье в 2003 году, когда родился первый сын. На тот момент женщина с семьей проживала в Алгае, а через три года переехала в Саратов, купив маленькую комнату в коммуналке. В министерстве ЖКХ ей сказали, что после переезда заново вставать в очередь не надо, мол, программа областная и ее переведут в саратовские списки очередников «автоматом».
Виктория поверила и спокойно ожидала, когда подойдет ее очередь. Но когда через некоторое время решила узнать свой «порядковый» номер, оказалось, что в списках участников ее нет.
— Выяснилось, что никто меня в новую очередь не перевел, пришлось заново собирать все справки, бегать по инстанциям, за получение каждого документа платить деньги, — рассказывает Виктория Исаева. — Наконец в 2008 году меня поставили в очередь, впереди было двести с чем-то человек. В течение двух лет ситуация практически не менялась. Весной этого года я снова решила узнать, долго ли мне дожидаться социальных выплат, и оказалось, что очередь продвинулась всего на несколько человек. Более того, мне сказали, что программа обновляется и все документы нужно будет собирать заново.
Сегодня у Виктории и ее супруга трое детей, они ютятся на 16 квадратных метрах в аварийном одноэтажном бараке в районе аэропорта. В соседях — алкоголики, которые устраивают дебоши и целыми днями беспробудно пьют. Женщина признается, что боится оставлять детей одних дома, но выхода из жилищного тупика не видит. Обращения к саратовским чиновникам ничего не дали, сейчас Виктория собирается написать о своих мытарствах в блог президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА, приложив к письму фотографии облезлого аварийного барака, в котором приходится проживать семье с тремя детьми.
Однако попасть в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» может далеко не каждая «ячейка общества». Бедным путь в программу закрыт, поскольку участие в ней требует «наличия у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты своей доли (то есть не менее 65-70%) от расчетной стоимости жилья». Проще говоря, государство лишь помогает молодым семьям приобрести квартиру, выделяя на эти цели социальную выплату. А львиную долю стоимости жилья граждане конечно должны оплатить самостоятельно. К примеру, семье из трех человек при покупке квартиры площадью 54 кв. метра (18 кв. м на человека) и стоимости квадратного метра 23250 рублей нужно подтвердить наличие 753 тысяч рублей (собственных денег), 502 тысячи рублей составит субсидия.
В прежней редакции программы, которая действовала с 2002-го по 2010 год, одним из условий участия являлось заключение ипотечного кредита. Социальная выплата же была предусмотрена на погашение части займа как поддержка молодых семей. Некоторые жители губернии, очередь которых уже подходила, все-таки решились взвалить на себя ипотечное бремя в надежде на скорое получение субсидии. Но новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» изменила правила игры. В правилах предоставления социальных выплат появился маленький, но очень важный пункт, согласно которому граждане вправе использовать выплату «для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным», но полученным… до 1 января 2011 года.
Возникает логичный вопрос: а что делать тем семьям, которые, будучи участниками программы, заключили кредитный договор после вышеуказанной даты? Как оказалось, все просто: теперь им предстоит погашать ипотечный кредит только за счет собственных средств, поскольку из программы они автоматически выбывают и с очереди снимаются. Благодаря стараниям чиновников семьи с детьми оказались в долгах, и даже митинги протеста, которые прошли в нескольких российских регионах, ситуации не изменили.
Видимо, таким образом чиновники решили сэкономить бюджетные средства и сократить длинные списки очередников.
Жительница Маркса Елена ЧУНАКОВА и ее муж Дмитрий стали участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2008 году. На ипотечный кредит решились по двум причинам: во-первых, устали жить в съемном жилье, а во-вторых, очередь медленно, но двигалась, и по подсчетам семьи, социальную выплату на погашение кредита они могли получить уже в 2012 году. Зная, что старая жилищная программа заканчивает свое действие, Елена Чунакова решила проконсультироваться в администрации города Маркса, где стояла на учете, по вопросу ипотечного кредита. По словам Елены, в администрации заверили: спокойно берите ипотеку, программа будет продолжена и все так же предусматривает соцвыплату на погашение долга. Оформление сделки началось в начале ноября 2010 года и закончилось в первых числах февраля 2011-го — за несколько дней до того, как в силу вступило постановление с новыми условиями. Но молодая семья об этом еще не знала, рассчитывая на 400 тысяч рублей компенсации, которые помогли бы им выплатить долг в 1 миллион. Гром грянул, когда Елену и Дмитрия не включили в новую программу на 2011-2015 годы, обосновав это новыми изменениями.
— Я не могу понять, как это получилось: мы вставали на учет по старой жилищной программе и брали ипотеку так же на старых условиях, — говорит Елена Чунакова. — Нас никто не предупредил, что по новой программе мы лишимся всех выплат и будем исключены из списка участников. Или теперь мы перестали быть нуждающимися в жилье? Квартира в залоге у банка, у нас — миллионный пожизненный долг, который мы не потянем без обещанной государством социальной выплаты. Получается, что мы поддержали кредитно-банковскую политику — сегодня так много говорят об ипотеке для молодых семей, а государство нас обмануло! Мы бы никогда не стали влезать в такую долговую яму, зная, что никаких выплат не предусмотрено.
Похожая ситуация сложилась в семье Анны и Сергея НИКОЛАЕВЫХ, также влезших в долги по кредитам. В этой семье двое детей-школьников, а долг по ипотеке составляет 850 тысяч рублей. Как говорит глава семейства, такую сумму им в одиночку не потянуть — если только родить третьего ребенка и расплатиться материнским капиталом.
Но вот интересный момент. Как указано выше, соцвыплаты положены только тем семьям, которые взяли ипотеку до 1 января 2011 года, однако новое постановление вступило в законную силу лишь 8 февраля 2011 года. Как могло получиться, что период в 38 календарных дней не попал под действие ни одного законодательного акта? А люди, оформившие сделку именно в этот срок, оказались между небом и землей?
Как сообщили в министерстве строительства и ЖКХ области, «к нам неоднократно поступали обращения от молодых семей, оформивших ипотеку после 1 января этого года». Но помочь саратовцам, потерявшим право на получение социальных выплат для погашения жилищных кредитов, невозможно.
Однако в некоторых российских регионах проблему людей, попавших в кредитные долги, пытаются решить местные власти. К примеру, в Ярославле молодым семьям, взявшим ипотеку и лишившимся государственной поддержки, дадут выплаты из областного и местного бюджетов. Такая же программа готовится к принятию в Самарской области.
А что же Саратовская губерния? Изменения в статью 15 ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусматривают дополнительную социальную выплату молодым семьям, в которых появились дети в период между постановкой на учет и выдачей сертификата на предоставление жилого помещения. Эта выплата должна составить 5% от расчетной стоимости жилья. Выплаты будут предоставляться из областного бюджета. Несложно просчитать, что при средней стоимости квартиры в 1-1,5 миллиона рублей субсидия составит от 50 до 70 тысяч.
Получается, что средства на дополнительную денежную компенсацию молодой семье, чей ребенок родился за время стояния в многолетней очереди, можно изыскать. А вот на помощь людям, взвалившим на себя ипотеку и лишившимся государственной поддержки, финансовых средств как всегда нет.
Несмотря на все это, молодым семьям не следует отказываться от участия в упомянутой федеральной программе. Пока не тысячам, но сотням саратовцев государство все же субсидировало покупку жилья.
Ирина Лихоман