Все мы ходим под 282-й статьей Уголовного кодекса
Раз придумали статью об экстремизме, рано или поздно власть должна была заставить ее работать. Пока, правда, у них это получается еще смешнее, чем бороться с коррупцией. Там силовики отчаянно отлавливают учителей и врачей, берущих конфетами и коньяком, здесь стали чудить круче.
Ну а куда деваться ответственным за борьбу с экстремизмом? Чем-то или кем-то они должны отчитываться перед вышестоящим руководством. Вот и стали ловить ругающих евреев блогеров да недовольных теми, кто танцует лезгинку. Без перекосов, естественно, не обходится, поскольку если наши органы будут работать строго по закону, то ездить им на работу на продукции вазовского завода, а не на «лексусах». Поэтому в одних случаях «Рафик не виноватый», а считающий, что это не так, разжигает межнациональную рознь, в других — виновато все, что движется, косо смотрит и подозрительно моргает. А уж как у нас умеют из фонарного столба делать врага народа, все мы прекрасно знаем. Тут все средства хороши. Особенно абсурдные.
5 октября редакторов четырех калужских газет, публикующих частные объявления, прокуратура письменно предупредила о недопустимости публикации объявлений типа «Сдам квартиру русской семье». По мнению людей в синем, авторы подобных объявлений публично заявляют о своем желании сдать квартиру лицам только одной определенной национальности. Тем самым нарушаются права человека и гражданина всех лиц иной национальности. То есть, по сути, эти объявления не что иное, как дискриминация по национальному признаку, что в России запрещено. При этом, как сообщает прокуратура, СМИ потворствуют авторам объявлений, публикуя их в таком виде. Редакторам объяснили, что они неправы. И предупредили: если подобные объявления продолжат появляться в газетах, это будет расценено как экстремизм.
Тема, кстати, не новая. В прошлом году официальное предупреждение за «экстремистскую деятельность» получила азовская газета «Читай-Теленеделя». (Как известно, для того чтобы совсем прикрыть печатный орган, достаточно двух таких предупреждений.)
Любопытно, что предупреждение газета получила за то самое объявление о сдаче недвижимости в наем для русской семьи. Больше того, через неделю в редакцию обратилась армянская семья, которой было отказано в публикации объявления о желании принять на постой соплеменников. И уже эта семья обратилась в правоохранительные органы с требованием приструнить СМИ за то, что, не публикуя данное объявление, газета нарушает их права! И куда газетчикам податься?
Понятно, что статья об экстремизме — это дубинка для расправы над неугодными, которую покамест не пустили в ход. Ее сегодня демонстрируют издали, давая возможность ужаснуться и упасть на мослы. Ведь под 282-ю можно подогнать все что угодно.
Получается, что любой гражданин имеет право сдавать собственное жилище, но когда он конкретизирует, кому он хочет его сдать, то практически стопроцентно становится экстремистом. Русскому — сеет вражду по национальному признаку, православному — по конфессиональному, учителям — по профессиональному, молодым — по возрастному, юношам — по гендерному, полной семье — ущемляет права матерей-одиночек и т.д.
А разве меньше экстремизма в объявлении «Выйду замуж за иностранца»? Разве девушка, подавшая его, не ущемляет в правах соотечественников, которые лишаются возможности конкурировать за право обладать ее рукой с чужеземцами? То есть дама изначально ставит нашего земляка в неравные условия с закордонными соискателями ее прелестей. Экстремизм чистой воды.
Собственно, любое объявление о знакомстве полно оскорбительных выпадов. Хочет, допустим, юноша познакомиться для серьезных отношений с девушкой и указывает ее потребные росто-весовые показатели. Все, попал сразу по нескольким пунктам. Во-первых, обошел вниманием тех, кто по габаритам не проходит. Во-вторых, грубо отверг внимание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. В-третьих, ввел жесткие ограничения по возрасту. Походя оскорбил миллионы человек! По-моему, этого лет на десять хватит.
Продолжаем тихо сходить с ума. Глава отдела по гигиене питания областного Роспотребнадзора по Саратовской области Елена Никонова предложила запретить сбор грибов в двух районах области — Ершовском и Балашовском: «Кордоны в лесу мы не поставим, но, может быть, кого-то предупреждение отпугнет». Смысл предложения в том, что в этом году как никогда много грибов. И как никогда много пострадавших от их употребления, число коих стремится к сотне. Десять человек уже отдали богу душу.
Все правильно, опасения Роспотребнадзора ясны, но и граждан понять можно. После нескольких засушливых лет наконец-то море грибов. Почему при наличии рыжиков и маслят граждане собирают всякую гадость — другой вопрос. Почему кормят этим детей, непонятно в принципе. В остальном же любой грибник после такого предложения госпожи Никоновой вправе чувствовать, что его ущемляют в правах, как человека, имеющего страсть к тихой охоте. Запрети всем ловить рыбу или стрелять уток — ведь за вилы возьмутся. Разве нет экстремизма в словах главы отдела по гигиене?
Причем здравый смысл подсказывает, что наши леса далеко не самое опасное для здоровья место. Гораздо опаснее Сенной рынок, где лица одной очень уважаемой национальности торгуют техническим спиртом. Может, там пост выставить? У табачного ларька нужно поставить стража порядка, поскольку от болезней органов дыхания умирает гораздо больше народу, нежели от бледной поганки. У крупных заводов, не думающих об очистных сооружениях, поставьте человечка, у каждого чадящего грузовика.
Если запрещать все, что опасно, то начинать нужно не с грибов. Грибы просто действуют быстро, потому и результат нагляднее. Запретите гражданам есть колбасу. Ну все же знают, из чего она сделана, как влияет на желудок и иммунитет, тогда почему в колбасных отделах не стоят полицейские и не отгоняют соотечественников от прилавков? Для их же блага.
А в больницу нашу без звонка сверху попасть слабо? С отравлением грибами или гастритом? А в школу ребенка не страшно отпускать, где ему попадется современный педагог (чур нас!) или сверстник-отморозок, что нередко по силе воздействия на неокрепшую психику одно и то же? А в нашей армии, где российских солдат убивают, будто они реально воюют, вас все устраивает?
С другой стороны, запретите нашему человеку курить и тащить в рот всякую гадость, и кто вы после этого будете, если не экстремист?
Очень важно для самоидентификации ощущать себя не только представителем некой народности, но и жителем конкретного населенного пункта. Потому сегодня на полном серьезе рассматривается возможность внесения законодательной инициативы, которая наделит жителей России правом переименовывать свои деревеньки, если их названия кажутся не слишком благозвучными. В самом деле, у человека есть право поменять имя-отчество-фамилию, а у населенного пункта — нет. Родители посмеются над своим чадом, обзовут его Полидевком или Эстебаном, а ему потом мучиться. Но нет, вырос парень, пошел и взял гораздо более благозвучное имя — Аристарх или Максимилиан.
Психологи убеждены, что неблагозвучное название поселка или улицы вызывает у жителей заниженную самооценку и порождает комплексы. Юристы в свою очередь предупреждают, что переименование — длительная процедура. Необходимо вносить изменения во все адреса, карты, справочники, менять таблички на домах. Кроме того, после переименования жителям придется менять прописку, причем за свой счет. Жить в Большом Бухалове, Попках, Дыдылдино, Лохово, Овнищево, Хреновом и т.д., наверное, невесело, но неужели кто-то полагает, что от изменения названия изменится и качество жизни местных граждан?
А главное — как процесс-то начать? Ну по переименованию Бельдяжек в Великие Муки. Надо же инициативную группу создать. И это ей будет очевидно, что в Бельдяжках жить невозможно, что все смеются над таким названием и коренной бельдяжец вечно испытывает комплекс неполноценности. Даже рядом с криворожцем или нижнепопинцем. Но где гарантия, что не найдется в Бельдяжках человека, который страшно гордится своим населенным пунктом и полагает, что быть его уроженцем — великая честь? Такой краевед есть в каждой деревне. Он расскажет о происхождении названия красивую романтическую историю о гордом племени бельдяжков, которые основали селение и самого Батыя побили бы, кабы не схоронились от него в болоте.
Разумеется, для такого человека предложение инициативной группы о переименовании — плевок в душу. И не обнаружат ли экстремизма в действиях тех, кто не желает жить в Бельдяжках? А с другой стороны — не экстремизм ли в принципе жить и работать в населенном пункте под названием Большая Пысса? (Есть и такой в бескрайней Российской Федерации.) Не намек ли это на царя? Ты молиться будешь на Кремль в такой деревне — тебя все одно экстремистом объявят. Ибо «Большая Пысса благодарит за партийные проекты» звучит, по меньшей мере, вызывающе. А как вам «Большая Пысса вступает в Народный фронт»? Впрочем, саратовское село Большой Содом, который в свое время так и сделал, ничуть не хуже.
…Сегодня в России, видимо, нет такого действия, которое нельзя было бы подвести под статью УК об экстремизме. Всякое слово, жест, движение можно истолковать таким образом, что преступный умысел станет очевиден. Говорит — демонстрирует стремление доминировать, молчит — презирает, улыбается — насмехается, плачет — возводит напраслину, пьет — скотина, не пьет — не уважает. В гробу уже лежит, а все равно подозрителен наш человек. Как-то он слишком вальяжно там расположился, народ собрался, поминальным винегретом пахнет, а он и глаз не откроет — это эпатаж или гражданская позиция?
Удивительно, что до сих пор не признана экстремистским изданием Библия, в которой очень много практических советов, с кем и как следует поступать. «Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с ней, то убей женщину и скотину», «Если кто ляжет с невесткою своей, то оба они будут преданы смерти» (третья книга Моисеева «Левит». Глава 20). И призывы к геноциду в Ветхом Завете можно найти, считает написавший по этому поводу обращение в прокуратуру ученый из Ставрополя. Да и заповеди Нового Завета в этом свете несколько сомнительны. Что значит — «не укради»? Есть масса народу, между прочим, граждан нашей страны, которые этим занятием добывают себе пропитание. И вот так одним махом лишать их такой возможности… Прости, господи, но это тоже экстремизм. Люди, сочинявшие 282-ю статью, не могли ошибиться.
Павел Веденеев