Психокульты захватили Саратов
Сегодня можно купить все: успех, лидерские качества, уверенность в себе, целеустремленность и даже радость жизни. По крайней мере, в этом уверяют многочисленные психологические центры, занимающиеся проведением тренингов личностного роста.
Но практикующие психологи и врачи-психиатры бьют во все колокола, призывая обходить десятой дорогой курсы «по изменению мышления», утверждая, что результатом может стать в лучшем случае потеря денег, в худшем — душевного здоровья. Чему учат на психотренингах, разбирался «МК» в Саратове».
За последний год число посетителей различных психологических тренингов увеличилось на 40%, отмечают аналитики портала «Семинар». На бизнес-тренингах сотрудников крупных компаний учат эффективно осуществлять продажи и работать с клиентами, домохозяек приглашают на трехдневные курсы «Как приобрести уверенность в себе», «Гармония в семье», «Мастерская сексуальности», а желающих сделать карьеру привлекают на тренинги личностного роста. Пять лет назад в Саратове было не более трех тренинг-центров, сегодня их число перевалило за дюжину: «Дом успеха», «Планета лидеров», «Игра жизни» и многие другие, не считая мелких центров, собирающихся в полуподвальных помещениях на окраине города. Все тренинг-центры обещают дать уверенность в себе, научить преодолению неудач, чувства вины, обиды, открыть новые горизонты в карьере. Вот только порой вместо личностного роста под видом тренингов можно обнаружить обычную секту.
Жительница Энгельса Евгения САМОХВАЛОВА была рада, когда ее дочь Алина, студентка 5-го курса академии, записалась на недельный психологический тренинг. Совсем скоро девушке предстояло искать первую в своей жизни работу, а на курсах обещали помощь «реализовать внутренние резервы, устранить свои слабые стороны, а также факторы, мешающие на пути к успеху и радости жизни». Единственный момент, который смущал, — цена курса — 8 тысяч рублей и продолжительность занятий. Ежедневный курс начинался в 9 утра и длился до 22.00 вечера, и так пять дней. Первые три дочь приходила домой с горящими глазами, ролевые игры, которые проводили на тренинге, были оригинальными и непривычными для молодой студентки.
— Обычно тихая и неразговорчивая, дочь просто фонтанировала эмоциями, — рассказывает Евгения. — Объясняла, что в их группе царит дружественная обстановка, все друг друга поддерживают и даже сложные игры на раскрепощение: типа выйти к зданию консерватории и во все горло спеть куплет из любимой песни или сесть на остановке с табличкой «Собираю деньги ребенку на операцию» — проходили «на ура», потому что рядом, как объясняла Алина, находились тренер и команда. Затем дочь стала приходить молчаливая и сосредоточенная. Рассказала, что на тренингах их учат бороться с собственными страхами: каждого по очереди закрывают в темной комнате, включают запись похоронного марша, фоном которого идет звук забивания гвоздей в крышку гроба и удары комьев земли. В такой обстановке нужно пробыть полтора часа, дабы «вслушаться в себя», а потом в подробностях, перед всеми участниками рассказать, что ты чувствуешь. Похожие игры шли целый день: нужно было выбрать «предателя» команды и дружно оскорблять его, потом «простить» и разрешить выкрикивать оскорбления в адрес своих новых друзей. Алине, как мягкому человеку, тяжело давались занятия с заданиями на «стойкость и умение переносить критику», она стала плохо спать и вздрагивать от каждого шума.
По окончании курсов девушке стало совсем плохо: не ела, впала в депрессию, еле передвигалась по дому с остекленевшими глазами. Все время говорила о том, что ей необходимо пройти следующий курс — «продвинутый», тогда она сможет добиться успеха в жизни и найти хорошую работу. Но дополнительных 10 тысяч в семье не было. Домой постоянно звонили «друзья» и тренер с курсов, упрекали в том, что она бросила свою команду, а значит, никогда ничего в жизни не добьется и навсегда останется неудачницей. Дочь еще сильнее замыкалась в себе, отказывалась идти на учебу, боялась выходить из дому и в результате оказалась в отделении кризисных состояний. Уже год открытая и веселая девушка лечится антидепрессантами и проходит курс лечения у психолога. Евгения Самохвалова пыталась было предъявить претензии центру, сделавшему из ее дочери безмолвное, больное существо, но в ответ услышала: «У нас работают опытные психологи, и все наши клиенты бодры и полны жизни. А если у кого-то проблемы с психикой, то наши курсы здесь ни при чем!»
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Ольга КАЗАКОВА, психолог-аналитик, руководитель центра «Самоперестройка»:
— Массовые коммерческие тренинги могут уничтожить личностное «я». Ведь человека легко вывести из зоны комфорта и «раскачать», после чего он рано или поздно переключится в измененное состояние сознания, а в таком режиме ему будет легко внушить, что у него уже есть все, что нужно для счастья, что он особый, он — лидер, обладающий ресурсами. Но это будет только во время тренинга. Через две недели эйфория сойдет, а на смену ей придет подавленное настроение, которое затем скатится в депрессию. После любого тренинга человек нуждается в корректировке, ему необходим психолог, психотерапевт, который даст возможность безопасно адаптироваться к новому непривычному состоянию. Тренинги бывают жесткие и весьма опасные, их посетители затем имеют все шансы стать пациентами не столько психотерапевтов, сколько психиатров.
Как объясняет Ольга Казакова, настоящий тренинг должен не возбуждать чувства, а давать конкретные знания и практические навыки, которые в дальнейшем клиент сможет самостоятельно использовать. Тренинги, которые ведут шарлатаны, дают клиентам огромную дозу «лжепозитива», что после возвращения в обычную жизнь приводит к раздражительности, хандре и еще большей изоляции от мира.
Как говорят психологи, в основе большинства методик, которые применяют сегодня саратовские тренинг-центры, лежит печально известная методика организации «Лайфспринг» (Lifespring) — одного из опасных психокультов, пришедших в Россию с Запада. Причем на Западе методика уже несколько лет запрещена, у нас же ширится и процветает. Организаторы тренингов применяют те же методы скрытого психологического насилия, что и сектанты, подрывая психику людей для выкачивания денег. Как отличить настоящий тренинг от психокульта? Если в программе есть что-то вроде базового курса, продвинутого курса и лидерской программы, то можно предположить, что это клон «Лайфспринга», направленный на стирание личности, а затем на привлечение новых клиентов (во время лидерской программы, которая длится 2-3 месяца, один участник приводит с собой около 50-100 человек).
Кстати, некоторые консультанты сетевых косметических компаний признавались, что для «эффективности продаж» руководство направляло их на трехдневные тренинги. Некоторые после этого вообще уходили из сферы «красоты».
— Цель обычного психологического семинара проста — научить человека адаптироваться к окружающей его действительности так, чтобы он дальше мог жить без тренинга, — рассказывает практикующий психолог Владимир САВЕЛЬЕВ. — Цель психокульта иная — максимально втянуть человека в процесс, чтобы он уже не представлял себя без тренингов, записываясь сначала на основные, потом продвинутые курсы и следом — на программу лидера. У меня была пациентка, дочь известного в Саратове бизнесмена, которая назвала состояние после тренинга «эффектом сломанного позвоночника». Девушке действительно пришлось долго лечиться, а затем вести длительную работу с психологом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр КУЗЬМИН, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований:
— Психологические тренинги — это одна из разновидностей деструктивного сектантства. Целевой аудиторией для этого типа психосект являются люди, находящиеся в процессе духовного поиска, те, у кого есть желание стать успешнее, спокойнее, увереннее в своих силах, словом, люди, которые открыты для диалога и доверчивы любому, кто заявит о себе как о специалисте в указанных областях психологии человека. Если в обычной психотерапии возникает психологическая зависимость человека от врача, это считается серьезной ошибкой, которую психотерапевт должен вовремя предотвращать. В психокульте же такая зависимость формируется сознательно, поскольку часто преследуется только одна цель — заработать на доверчивом клиенте как можно больше денег.
Как рассказывает Александр Кузьмин, в Поволжье есть тренинги, за неделю участия в которых люди отдают по полторы сотни тысяч рублей, и это при условии неоднократного участия. В Саратове действуют такие тренинги, как «Лайфспринг», «Весна жизни», «Счастье жизни», «Искусство жизни».
Но сами саратовские центры отрицают свою причастность к психокультам. В тренинг-центре «Дом успеха» объясняют, что в основе их занятий лежит позитивная психология. И все клиенты, пройдя основной курс (не говоря о базовом), открыли в себе новые возможности, а их жизнь заиграла новыми красками. Тренинг-центр «Планета лидеров», работающий в Саратове с 2001 года, предлагает стать успешным, «посмотреть на свою жизнь со стороны, осознать свой потенциал и вовлечь себя в новое будущее».
Но что интересно: большинство местных курсов ведут специалисты из других регионов. Среди них есть как психологи, так и люди, не имеющие специального образования. Вот анкета одного из тренеров, приглашающего саратовцев на тренинг личностного роста: «владелец крупного промышленного предприятия, автор и исполнитель прекрасных песен, черный пояс по карате, за его плечами три десятка лет саморазвития в таких странах, как Тибет, Китай, Япония». Возникает вопрос: а где специальное образование, позволяющее использовать психологические методики?
Еще один тренер-практик личностного роста — «математик, оптимист, шесть лет прожил в Тибете и готов поделиться накопленными знаниями достижения успеха в бизнесе и гармонии в жизни».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Александр ПАРАЩЕНКО, главный внештатный психиатр Саратовской области:
Все зависит от того, кто ведет подобные тренинги, от профессионализма и моральных качеств организаторов. В этой сфере, как и везде, много шарлатанов, которые просто тянут из людей деньги и делают их зависимыми. Человек приходит за личностным ростом, а в результате уходит из семьи, бросает работу — какой здесь может быть рост?! Поэтому в первую очередь нужно смотреть сертификат специалиста, подтверждающий его специальность. Поскольку эта сфера очень тонкая, и для людей эмоциональных, ранимых, восприимчивых занятия с непрофессионалом могут иметь весьма печальные последствия.
Но, к сожалению, пока тренинг-центров становится все больше, их работу не отслеживают даже правоохранительные органы, поскольку обращений по этому поводу нет. Крики о помощи можно найти только на многочисленных интернет-форумах. На листовках, которые раздают в центре Саратова улыбчивые юноши и девушки, изображены смеющиеся лица, объятия и позитивные надписи: «Ты будешь успешным!», «Начни новую жизнь», «Для тех, кто стремится к вершине». Вот только никто не предупреждает, что падение с «вершины» может сломать человеку жизнь.
Ирина Лихоман