Наши землячки прославились не только как жены известных людей
Странное дело — Саратов дал множество знаменитых мужчин, а вот знаменитых женщин из Саратова — гораздо меньше. То ли патриархальное саратовское общество тому виной, то ли звезды так сложились, но саратовчанки, превосходя ближних и дальних соседей красотой, совсем не так заметны на поприще общественного успеха.
В Википедии — источнике сомнительном, но показательном — в категории «родившиеся в Саратове» 239 фамилий, из них женщин — только 49. Впрочем, самой знаменитой саратовчанки — Лидии Руслановой — там нет, так что степень объективности «Вики» та еще.
О дореволюционных саратовчанках известно немного. Но некоторые «странные сближения» судеб заслуживают того, чтобы о них упомянуть. Например, знаменитая Елена Блаватская, основательница теософии, была внучкой двенадцатого саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева (1841—1845). Правда, родилась она в Екатеринославе, но в возрасте 11 лет в 1842 г. осиротела и воспитывалась в доме дедушки, то есть в Саратове. И как знать, не повлияла ли обстановка в доме на формирование будущей теософки? Ведь жена Фадеева Елена Павловна Долгорукая была женщиной очень образованной и даже ученой. По воспоминаниям сестры Елены Блаватской писательницы Веры Петровны Желиховской, «Кабинет бабушки был полон замечательных коллекций не только бабочек, но разных зверей и птиц, древностей, монет, окаменелостей и всевозможных редкостей. Многие ученые люди были в переписке с бабушкой и нарочно приезжали издалека, чтоб с нею познакомиться и посмотреть ее кабинет».
Семья Фадеева была вообще очень интересной: сын Андрея Михайловича Ростислав стал боевым генералом и одним из знаменитых реакционных политиков России, которого очень ругали советские историки, а вторая дочь, Екатерина, вышла замуж за Юлия Федоровича Витте и родила ему пятерых детей, среди которых — и знаменитого премьер-министра России Сергея Юльевича Витте.
Самая знаменитая в советское время дореволюционная женщина Саратова, Ольга Сократовна Чернышевская, тоже была не из простых. Внучка героя войн со шведами и Наполеоном генерала Кирилла Федоровича Казачковского, она вышла замуж за революционера Николая Чернышевского и повторила подвиг жен декабристов — отправилась за мужем в Сибирь. Даже дважды, причем второй раз — с трехлетним сыном Михаилом. Настоящая русская женщина: за любимым — хоть на каторгу, хоть в лагеря. Ольга Сократовна будет первой, но не последней саратовчанкой, испытавшей эту долю. И будет ждать мужа долгих 28 лет. И дождется, не предав и не отрекшись.
Другой пример несгибаемого мужества и верности наших землячек — причисленная к лику святых мучениц София Селиверстова, дочь крестьянина села Изноира Сердобского уезда тогда Саратовской губернии Памфила. После смерти матери в десятилетнем возрасте девочка была отдана отцом в приют при женской общине, позже преобразованной в монастырь, и всю жизнь осталась верной церкви и православию. В 1926 г., после закрытия Московского Страстного монастыря София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома. На нее написали донос, будто она говорила: «Честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей. Но это все нам Бог послал за грехи. За нас теперь больше всех приходится страдать нашим защитникам — священникам, на которых сейчас идет гонение». Арестованная в феврале 1938 года, София не отреклась от веры и была расстреляна и погребена в безвестной могиле на полигоне в Бутово под Москвой. Канонизирована русской церковью в феврале 2001 года.
В Саратове родилась первая женщина-гинеколог в Ташкенте (если вообще не во всей Азии) Антонина Алексеевна Васильева (Шорохова). В 1898 г. она окончила женскую гимназию в Саратове (насколько я понимаю, потом это была 8-я школа на Соборной, в которой я учился), поступила в Петербурге на высшие медицинские курсы, работала земским врачом в Туле и в 1916 г. была направлена в Ташкент для организации гинекологического отделения Новгородской больницы. Там и прожила всю жизнь, став первым врачом-гинекологом, профессором, заслуженным деятелем науки, кавалером ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени. По воспоминаниям узбекских медиков, Антонина Шорохова оказала большое влияние на формирование узбекской гинекологии. Знают ли об этом в Саратове? А каково это — быть первой женщиной-врачом по гинекологии в мусульманской стране в далеком 1916 году, когда в Средней Азии разразилось восстание против мобилизации в русскую армию? По-моему, замечательная женщина.
Саратов — удивительный город. Именно здесь в 1890 году родилась национальная поэтесса Израиля Рахель Блувштейн. В 1909 г. в возрасте 19 лет она уехала в Палестину и поселилась на берегу озера Кинерет. Здесь она подобно другим переселенцам занималась сельскохозяйственным трудом и учила иврит. Незадолго до Первой мировой войны Рахель уехала из Палестины. Из-за военных ограничений ей не удалось вернуться обратно, и она провела войну в России, где работала воспитательницей в приюте для еврейских сирот. Рахель вернулась в Израиль, как только представилась такая возможность, и поселилась в кибуце (коммуне) Дегания. Здесь она начала писать стихи на иврите, многие из которых были впоследствии переложены на музыку и стали национальными песнями Израиля. Даже заболев туберкулезом, она продолжала писать и переводить с русского, французского и идиша. Умерла Рахель в Тель-Авиве в 1931 году, ее именем названы улицы в полудюжине израильских городов, а саму ее называют просто по имени, прибавляя — «поэтесса», чтобы отличить от праматери Рахель.
Самая известная, наверное, женщина Саратова — это великая Лидия Русланова. Великая не только своим талантом, но и своим мужеством. Это о ней Шаляпин, услышав ее пение по радио, писал: «Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. Все детство передо мной встало. Кто она? Крестьянка, наверное. Уж очень правдиво пела…» Это она в тулупе и валенках пела на фронте — сначала финском, а потом Великой Отечественной. И спела свои «Валенки» на развалинах рейхстага. Это ее награждал Г.К. Жуков, а в 1948-м арестовали — вместе с мужем, генералом Владимиром Крюковым, другом Жукова, чтобы выбить компромат на «маршала Победы». Лидия Русланова пошла за мужем дальше Ольги Сократовны — в застенки НКВД, а затем в лагеря. Крюкову дали 25 лет, Руслановой, хотя она была всенародно любимой певицей, — 10 лет лагерей. Которые в 1950-м заменили Владимирским централом — самой знаменитой тюрьмой России. Начальник тюрьмы неоднократно требовал, чтобы она пела на тюремных мероприятиях — Русланова ни разу не согласилась: «Соловей в клетке не поет!», хотя за каждый отказ ее ждал карцер.
После смерти Сталина Жуков добился пересмотра дела и реабилитации Лидии Руслановой. Уже осенью 1953 года она пела в Колонном зале имени П.И. Чайковского, и попасть на концерт было невозможно, такой был ажиотаж. Великая певица, непокорная, свободная — когда она умерла, вскрытие показало: Лидия Русланова перенесла семь инфарктов. Оказывается, и такое бывает.
Саратов дал много жен великих людей, преимущественно — писателей. Кроме Чернышевского и Булгакова (первая жена которого, Татьяна Лаппа, хоть и родилась в Рязани, выросла в Саратове), саратовчанкой была и жена Осипа Мандельштама Надежда, в девичестве Хазина. Она родилась 30 октября 1899 года в Саратове в состоятельной семье крещеных евреев. Ее отец Яков Аркадьевич Хазин (ум. 1930) был присяжным поверенным, а мать Вера Яковлевна Хазина работала врачом. И Надежда Хазина повторила крестный путь Ольги Чернышевской и Лидии Руслановой. Выйдя замуж за Осипа Мандельштама, она последовала за ним в ссылку в Чердынь (1934 г.), затем в Воронеж. После второго ареста мужа (1938 г.) Надежда Яковлевна, по сути, стала беженкой. Иосиф Бродский писал о ее скитаниях: «Десятилетиями эта женщина находилась в бегах, петляя по захолустным городишкам Великой империи, устраиваясь на новом месте лишь для того, чтобы сняться при первом же сигнале опасности. Статус несуществующей личности постепенно стал ее второй натурой. Она была небольшого роста, худая. С годами она усыхала и съеживалась больше и больше, словно в попытке превратить себя в нечто невесомое, что можно быстренько сложить и сунуть в карман, на случай бегства. Также не имела она никакого имущества. Книги, даже заграничные, никогда не задерживались у нее надолго. Прочитав или просмотрев, она тут же отдавала их кому-нибудь, как, собственно, и следует поступать с книгами.
«…Отщепенка, беженка, нищенка-подруга», как называл ее в одном из своих стихотворений Мандельштам, и чем она, в сущности, и осталась до конца жизни». Тем не менее именно она, заучив наизусть, сохранила поэтическое наследие Осипа Мандельштама. И издала на Западе свои воспоминания, считающиеся важным источником по сталинскому периоду.
Но не только жен революционеров, писателей, поэтов — жертв режимов, царивших в России, рождала Саратовщина. В нашем городе родилась и жена одного из сталинских палачей, сама не чуждая палачеству, — Ида Авербах. Она родилась 11 августа 1905 года в Саратове в обеспеченной еврейской семье. Ее отец Леонид Исаакович был владельцем пароходной компании на Волге, а мать Софья Михайловна приходилась родной сестрой революционеру Якову Свердлову. Старшим братом Иды был будущий известный писатель и литературный критик-погромщик Леопольд Авербах. В годы войны, по утверждению большинства источников, в 1915-м, что невероятно, она вышла замуж за Еноха (Генриха) ЯГОДУ. Будущего преемника Дзержинского во главе НКВД, первого главаря «большого террора». И работала следователем прокуратуры, дойдя по карьерной лестнице до заместителя прокурора Москвы. В 1936 году издательство ОГИЗ опубликовало работу Иды Авербах «От преступления к труду», посвященную деятельности исправительно-трудовых лагерей в СССР. В ней Авербах характеризовала ГУЛАГ как идеальное средство «превращения наиболее скверного людского материала в полноценных активных сознательных строителей социализма». После ареста мужа летом 1937 года Ида Авербах в ГУЛАГ и отправилась. Получив сполна «по вере своей» — сначала увольнение из органов и ссылку как «жена врага народа», потом приговор к пяти годам ИТЛ, потом — 8 лет и, наконец, в 1938 г. — расстрел.
А еще саратовчанки — писательница Валентина Мухина-Петринская (1909—1993), тоже прошедшая через ГУЛАГ, ученый, доктор сельскохозяйственных наук, селекционер с мировым именем Валентина Николаевна Мамонтова (1895—1982), певицы Алена Апина и Валерия и зампред Государственной думы Любовь Слиска. Вот каких интересных женщин рождает Саратовская земля.
Дмитрий Чернышевский