Готовы ли молодые саратовские доктора поднимать сельское здравоохранение?
Переехавшим в село врачам теперь будут выплачивать по миллиону рублей, но только в том случае, если эскулап согласится отработать в деревне не менее пяти лет. При этом если специалист захочет преждевременно расторгнуть контракт, он должен будет вернуть часть средств — пропорционально не отработанному по контракту времени.
Помогут ли саратовским селам врачи-«миллионеры», разбирался «МК» в Саратове».
Два месяца тому назад премьер-министр Владимир ПУТИН предложил выделять по 1 миллиону рублей подъемных каждому молодому врачу, который готов работать на селе. Инициативу обсудили, похвалили и забыли, поскольку мало кто из медицинского сообщества поверил в неслыханную государственную щедрость. Но буквально на днях президент подписал поправки в закон «Об обязательном медицинском страховании», которые устанавливают стимулирующие выплаты для молодых врачей, переехавших на работу в село в 2011-2012 годах. Злые языки говорят, что подобное решение, весьма рискованное для дефицитного федерального бюджета, объясняется предвыборным президентским пиаром, чиновники от здравоохранения утверждают, что привлечение врачей в село — новый этап в развитии отечественного здравоохранения.
Из федерального бюджета планируется выделить 11 млрд рублей, а это значит, что на работу в сельскую местность смогут выехать 11 тысяч молодых врачей (до 35 лет, как указано в поправках к закону). То есть в каждом регионе попасть под программу смогут около 100-120 врачей. Насколько это количество специалистов спасет фактически развалившееся сельское здравоохранение — большой вопрос. Пока в списке саратовских медиков, желающих поехать в село по новой, «миллионной» программе, всего 15 человек.
Впрочем, уже несколько лет в Саратовской области действуют свои меры поддержки молодых врачей на селе. Тем, кто решился сделать карьеру земского доктора, из областного бюджета одновременно выплачивается 30 тысяч рублей в первый год работы и по 15 тысяч во второй и третий год службы. Что и говорить, деньги смешные, но администрация сельских районов всеми силами старается завлечь молодых врачей. Некоторые даже предлагают бесплатное служебное жилье и полную оплату коммунальных услуг.
К примеру, в Федоровском районе молодым докторам предлагают частный дом, в Перелюбском районе — двухкомнатные квартиры, а в Ивантеевском даже выделение коттеджа! Но врачи не торопятся менять работу даже на таких условиях. Почему? Объяснение простое: низкая заработная плата. На селе заработки молодых специалистов порой не дотягивают даже до 8 тысяч рублей (и это с доплатой за стаж работы в сельской местности), поэтому проживание в коттедже никак не компенсирует пустые карманы.
Подтверждение печальной ситуации с сельскими докторами можно найти на сайте областного министерства здравоохранения. На сегодняшний день сельские районы губернии предлагают чуть более 80 свободных вакансий. Наибольшее количество из них — врачи-терапевты и специалисты общей практики. Также не хватает реаниматологов-анестезиологов, фтизиатров, онкологов, акушеров-гинекологов, педиатров. По данным минздрава, в 18 районах области обеспеченность медицинскими кадрами составляет 12-15 специалистов на 10 тысяч населения, и это крайне мало, поскольку показатель по Саратовской области составляет 51,9 на 10 тысяч населения. Наибольшее количество врачей сосредоточено в крупных городах — Саратове, Энгельсе, Балакове и Балашове. Самый значительный дефицит кадров отмечен в Краснопартизанском, Федоровском, Советском, Романовском, Перелюбском и Ершовском районах. В неформальных беседах врачи рассказывают, что не так давно в упомянутом выше Ершовском районе проблема с врачами дошла до того, что на рабочее место попросили выйти 80-летнего рентгенолога, поскольку заменить его некем и весь район фактически остался без рентгенодиагностики.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей РОЖКОВ, главный врач Духовницкой центральной районной больницы:
— Программа по денежному стимулированию молодых врачей, пришедших на работу в сельские больницы, поможет лишь отчасти ликвидировать дефицит специалистов, поскольку потребность очень велика. Более того, одно дело — свободные вакансии, и другое — когда вакансии заняты людьми пенсионного и предпенсионного возраста. Через несколько лет они уйдут и заменить их будет некем. Опять же, основа сельского здравоохранения — это фельдшеры ФАПов, которые не вошли в «миллионную» программу. В области немало фельдшерско-акушерских пунктов закрылось, потому что в них некому работать. И эту проблему также нужно как-то решать.
Но про ФАПы пока речь не идет, врачей бы на работу привлечь. К слову, уже не первый год чиновники от здравоохранения обсуждают введение контрактной системы, когда бюджет региона оплачивает обучение молодого врача, а он за это пять лет работает в сельской местности. Говорят, что в следующем году эта система должна заработать. Что же касается фельдшерско-акушерских пунктов, то в Саратовской губернии их действительно становится все меньше. Если в 2010 году функционировало 893 ФАПа, то в 2011 их число снизилось до 874.
Согласно новому Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» местные власти должны будут обеспечить молодые медицинские кадры жильем либо землей под строительство дома. Еще один вариант: врач приезжает в село, берет кредит на строительство жилья, а проценты по нему платит все тот же регион. Какой именно способ поддержки будет избран в каждом регионе — решат исполнительные органы власти конкретного субъекта РФ, которые утвердят механизм предоставления денег, форму и порядок заключения договора.
Сегодня в некоторых областях (Пермской, Омской, Челябинской) уже решили, что наиболее подходящим вариантом будет предоставление жилья, поскольку не каждый молодой доктор захочет оставаться в деревне дольше срока, указанного в контракте. На сегодняшний день в 20 районах Саратовской области имеются готовые зарезервированные квартиры и дома для заселения медработников при трудоустройстве. Чиновники еще раз подтверждают, что миллион рублей врач сможет тратить по своему усмотрению, эти деньги не будут виртуальными, а станут выдаваться молодому врачу сразу после заключения контракта.
Но сами будущие выпускники СГМУ пока относятся к правительственной инициативе с осторожностью. Ведь помимо миллиона рублей немаловажно и то, какую зарплату молодой врач будет получать на селе. Студенты активно обсуждают, стоит ли овчинка выделки, и говорят, что низкая заработная плата даже за большие подъемные не привлечет специалиста в сельскую местность. Ведь по сути, миллион рублей — это ежемесячная заработная плата сельского врача в 16-16,5 тысячи рублей в течение пяти лет. Если прибавить к ней существующие небольшие оклады, получится около 22-24 тысяч, не такая уж и большая сумма. По крайней мере, это не те деньги, за которые можно пять лет месить грязь в отдаленной деревушке.
— Студенты говорят: дайте нам нормальную зарплату на селе, тогда и миллион будет не нужен, — высказывает свое мнение Алексей ПРОТОПОПОВ, проректор по учебной работе СГМУ. — Кроме того, в сельских районах должна быть инфраструктура, дороги в первую очередь, чтобы человек не ходил большую часть года по грязи в резиновых сапогах. У нас же есть районы, где даже из машины не выйдешь, по щиколотку грязь. Поэтому, если молодой врач купит на этот миллион машину, куда он на ней поедет, когда из двора даже не выехать?
Но, видимо, подъемные врачам и выдаются, как компенсация за все «прелести» сельской медицины. Однако помимо этого существуют еще проблемы, с которыми молодому доктору придется столкнуться. Взять тот же острый дефицит среднего медицинского персонала.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Алексей Протопопов, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе СГМУ:
— Миллион рублей для врача не изменит ситуацию с сельским здравоохранением. Конечно, улучшение будет, но незначительное. Опять же, почему только врачи? У нас на селе не хватает медсестер, катастрофически не хватает. Их почти не осталось, поскольку никто не хочет работать за мизерную зарплату, да еще и в отдаленной деревушке. Поэтому миллион рублей подъемных — капля в море. Временная мера, а нам требуются постоянные. Ведь в последние десятилетия ничего толком в медицину не вкладывалось, только разрушалось.
Но о полном восстановлении медицины сегодня даже не идет речь. Конечно, гораздо проще установить компьютеры, завезти в центральную районную больницу дорогостоящую медицинскую аппаратуру, на которой некому работать, и сообщить, что модернизация удалась. Чиновники сделали вид, что забыли о самом важном: сначала система здравоохранения должна заново восстанавливаться, а только потом модернизироваться. Но никак не наоборот.
Впрочем, о таких сложностях власти головы не ломают. Главное — убрать социальную напряженность, а миллион рублей этому хорошо поспособствует, поскольку и среди студентов медуниверситета найдутся молодые специалисты, готовые за такую сумму работать в любых условиях.
Есть только одно сомнение. Согласно новому законопроекту молодой врач, которому неожиданно придет в голову расторгнуть пятилетний контракт, должен будет вернуть часть денежных средств за неотработанное время. Получается, проработав в селе пару лет, врач зарабатывает 400 тысяч рублей и спокойно уезжает в город, возвращая неотработанные по контракту деньги. И в любом случае эта сумма будет в разы выше, чем выделяемые сегодня из областного бюджета 30 тысяч рублей в первый год и 15 тысяч — во второй. Как быть, если врачи-«миллионеры», не выдержав «прелестей» сельской жизни, через год-другой в массовом порядке побегут из деревень? На их место придут новые участники программы или вакансии снова будут пустовать? На эти вопросы мы получим ответ совсем скоро, поскольку закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Ирина Лихоман