Саратовский ТЮЗ дождался нового здания, но теперь рискует лишиться старого
Три десятилетия саратовцы ждали открытия нового здания театра юного зрителя, и вот в конце прошлого года чудо свершилось — долгострой был сдан в эксплуатацию.
Но не успели утихнуть эмоции, вызванные этим событием, как по городу поползли суждения на тему: а как быть со старым зданием? Кому и подо что его отдать? Мнения высказывались самые разные: от «приватизировать и продать» до «организовать в театре центр дружбы народов». Депутат областной думы Андрей Россошанский, к примеру, предложил отдать здание под Дом молодежи.
Стоит ли говорить о том, что, высказывая подобные предложения, мнением коллектива ТЮЗа никто особо не интересовался? Наверное, изначально было решено, что позиция артистов и администрации театра в этом вопросе рассмотрению не подлежит. Они, мол, и так должны быть довольны, что работают теперь в новом помещении, а два здания в центре города — слишком жирно для них. Но, похоже, те, кто так скоропостижно начал делить чужое имущество, забыли, что речь идет о самом эффективно работающем учреждении культуры области, принимающем 170 тысяч зрителей в год. Кстати, тот же Андрей Россошанский, высказывая свое предложение превратить здание ТЮЗа в Дом молодежи, так и не потрудился объяснить, что он вообще подразумевает под этим понятием.
Неужели он думает, что это будет Дом молодежи — место досуга и развлечений, что-то вроде «дневного клуба», куда будут приходить 170 тысяч молодых саратовцев в год?! Если Андрей Владимирович так печется о подрастающем поколении, то хотелось бы у него спросить, а ТЮЗ разве молодежью не занимается? Между прочим, наполняемость его залов — 97-98% на каждом спектакле. И это в большей степени — молодежь.
— Последние четыре года мы тщательнейшим образом готовили театр к работе на четырех площадках одновременно, — рассказывает директор ТЮЗа, заслуженный работник культуры РФ Валерий Райков. — В дни зимних школьных каникул, когда на большой площадке нового здания проходило новогоднее представление, а параллельно шли спектакли на большой и камерной сценах старого здания и малой сцене нового, на четырех сценах театра было показано одновременно 6 спектаклей в день. Только новогоднее представление за время праздников посетили свыше 20 тысяч человек, и было показано 28 представлений. Мы доказали свою состоятельность.
Действительно, тяжело представить, чем можно наполнить здание Дома молодежи, чтобы оно хотя бы сравнилось с ТЮЗом по эффективности. Сам же Россошанский в своем монологе вспоминает об обкоме комсомола, некогда располагавшемся на углу улиц Вольской и Кирова. Это и был своего рода Дом молодежи, но его, по словам депутата, «мы потеряли в период перестройки». Еще один «Дом молодежи» был «потерян» на углу улиц Вольской и Большой Казачьей, как выразился Андрей Владимирович, по вине саратовских властей. Вот и получается, что теперь нужно еще одно здание отдать под Дом молодежи, а затем его так же благополучно «потерять». Причем отдать не пустующее, а результативно работающее. Что ж, это в духе наших старых традиций — разрушить до основания одно, чтобы построить что-то другое, пока непонятно что, но там видно будет.
— Мы вытаскиваем детей с улиц в театр, — говорит Валерий Райков. — Есть ли какой-нибудь другой проект, способный делать то же, только эффективней ТЮЗа?
Любопытная деталь: как только на здание театра был положен глаз, сразу же его деятельность была проверена Счетной палатой, а в некоторых СМИ стала появляться информация о том, что в ТЮЗе дела идут все хуже и хуже. Вот только что хуже? Государственная премия Федора Волкова — высшая театральная награда, премия Ролана Быкова или Штандарт губернатора области? А ведь все это только за последний год. Или хуже то, что ТЮЗ вошел в десятку лучших провинциальных театров страны по версии журнала Forbs, что у ТЮЗа самый высокий темп роста заработной платы — 18% и 11 премьерных спектаклей в год?
— Мне очень хочется спросить у инициаторов разговоров о дележе ТЮЗа, где они были те тридцать лет, что строилось новое здание? — продолжает разговор художественный руководитель театра, народный артист РФ, Почетный гражданин города Саратова Юрий ОШЕРОВ. — Я, например, не видел, чтобы Россошанский хоть раз побывал бы на месте строительства, хотя бы как председатель думского комитета по культуре. Он не удосужился даже прийти на открытие нового здания, хотя там были почти все депутаты областной думы. А тут внезапно стал этаким доброхотом за молодежь. Лично мое мнение, что он просто пиарит себя накануне осенних выборов в думу. Разговоры о том, что два здания для ТЮЗа много, беспочвенны. Детям никогда много не будет. Мы сможем освоить оба здания. Мы уже играли по шесть спектаклей в день, и успешно — их посетили три тысячи человек. Какой Дом молодежи сможет собрать в один день такую аудиторию, да еще с пользой для нее? Так что оставьте ТЮЗ в покое и дайте нам возможность полноценно работать, тем более что мы так долго этого ждали.
К сведению, с открытием нового здания, по проведенным подсчетам, каждый ребенок области при интенсивной работе всех четырех площадок может посетить театр один раз в год. Та же статистика говорит, что при работе одного корпуса каждый ребенок мог попасть в театр лишь раз в 3,5 года. Так много ли два здания для детей? Да и вообще, можно ли говорить о старом помещении ТЮЗа как об обычном строительном сооружении, которое можно отнять, передать, приватизировать, продать? Ведь это частичка истории Саратова, нашей с вами истории!
— Я хорошо помню, как пришла сюда с классом в 1948 году на «Аленький цветочек», — вспоминает заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова. — Никогда ни я, ни те, кто был тогда со мной, не забудут того потрясения, которое мы пережили от спектакля. Помню нас, послевоенных, голодных, ужасно одетых ребятишек, на 95 процентов — безотцовщина. Помню, как мы пятаки откладывали в варежку, выкраивая от жалкого обеда в школьной столовой, и пешком с окраины города, от Лысой горы шли в этот театр. В любую погоду, в любое время года. Ни я, ни мое поколение, ни те, кто пришел сюда позже, не воспринимали это здание чем-то отдельным от театра. «Второй дом от угла на Вольской с фонарями в виде ландышей» был для нас всегда домом, где происходят чудеса. И я не погрешу против истины, сказав, что наш театр воспитал не одно поколение элиты саратовской интеллигенции, наш театр воспитывал молодежь. Это здание для всех поколений саратовцев не просто памятник архитектуры, а дом духовной культуры, которая в наше безнравственное время должна охраняться государством всеми силами.
Есть также предложение открыть в старом здании ТЮЗа Дом дружбы народов.
— Посмотрите, во что сейчас превратилась Национальная деревня, — говорит художественный руководитель театра, народный артист РФ, Почетный гражданин города Саратова Юрий Ошеров, — в сеть ресторанов. И расположились эти рестораны рядом с парком Победы, рядом с обелиском! А ведь идея была тоже хорошая. Нет, храмы строят не для того, чтобы затем рушить старые, а для того, чтобы больше паствы собиралось.
Не стоит забывать и о том, что 2012 год объявлен в стране Годом истории. И очень не хотелось бы, чтобы именно в этот год в Саратове эта самая история рушилась, тем более в угоду чьим-то политическим амбициям. А то давайте еще и «Липки» вырубим и построим там развлекательный центр. Для молодежи. Прекрасное ведь место!
— Саратовцы не могут не понимать, что ТЮЗ — это наша гордость, — добавляет заслуженная артистка РФ, лауреат Госпремии РФ Елена ВОВНЕНКО. — Это первый в мире детский театр и он у нас есть! Он прекрасно работает и развивается и в состоянии принять все больше детей. Что в этом плохого? Почему у него надо что-то отнимать?
И все-таки удивительно, почему, например, никто не пытается отнять у университета старые корпуса, когда он вводит в эксплуатацию новые? Ну как же, здесь все нормально — идет динамичное развитие, возможность получить образование появляется у большего количества студентов. Почему же тогда так вцепились в ТЮЗ из-за того, что у него появилось еще одно здание, в которое коллектив театра в состоянии вдохнуть жизнь и творчество? В состоянии удовлетворить большее количество зрителей, дать больше премьер? Непонятно, прямо «Собачье сердце» получается — не много ли комнат у вас, профессор Преображенский?!
— Поймите, что для многих людей это здание — вишневый сад, — замечает ведущий артист и режиссер театра Артем Кузин. — А в нашей стране так часто вырубают вишневые сады, что становится обидно за родину и хочется крикнуть: ребята, остановитесь! Да, нам построили новое здание. И мы за это очень благодарны и правительству области, и правительству России, но это не значит, что пришло время ломать старое. Творческий потенциал театра сейчас на таком уровне, что мы можем вполне спокойно обслуживать оба здания. А сможет ли тот же Дом молодежи содержать хотя бы одно? Не получится ли так, что он просуществует здесь полгода, а потом идея будет заброшена и город просто потеряет часть себя?
— Старый ТЮЗ — это наши корни,— продолжает разговор народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ им. К.С. Станиславского Светлана Лаврентьева,— нельзя их вырубать. Нужно, чтобы рядом со старыми деревьями росли новые, молодые прекрасные, питающиеся соками своих старших сородичей. Тогда не прервется связь поколений.
— Если уничтожить старый ТЮЗ, то мы зачеркнем огромный период истории, связанный с потрясающими актерами, режиссерами, — уверен заслуженный артист РФ Александр Фёдоров. — Прервется связь времен. Если зачеркивается что-то старое, то и новое будет неполноценным. А главное, почему нельзя этого делать, — потому что прекрасно, когда в одной стране, в одном городе у ТЮЗа есть два замечательных здания!
Денис Мастридеев