Организация отопительного сезона, завершившегося 15 апреля, получила позитивные оценки власти и энергетиков
По мнению региональных и городских чиновников, отвечающих за сферу ЖКХ, а также представителей ресурсоснабжающих организаций, окончившийся отопительный сезон прошел нормально. Впервые не было зафиксировано крупных коммунальных аварий на теплосетях. Такую позицию выразили на прошедшем недавно круглом столе в пресс-центре «КП-Саратов» министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин, замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов и директор Саратовского филиала ОАО «ВоТГК» Сергей Попов. Кроме того, представители власти и энергетической компании отметили улучшение платежной дисциплины граждан и УК и рассказали о том, что ожидает саратовцев в следующем отопсезоне.
Подготовка к отопительному сезону прошла профессионально и эффективно, и результаты этой работы видны. Профильный министр Дмитрий Тепин отметил, что отсутствие действительно крупных коммунальных аварий, которые фиксировались все предыдущие годы, и устранение в 24 часа всех возникших аварийных ситуаций — это следствие хорошего взаимодействия всех соответствующих служб. «Ни одна авария не сохранялась более суток, ни один дом не был разморожен. По жалобам жителей меры были приняты в сроки, предписанные законом. Специалисты весьма оперативно отреагировали на все сигналы, и это заслуга всех профильных организаций, реагировавших одновременно и слаженно в связке друг с другом», — отметил руководитель регионального министерства.
Вне всякого сомнения, совершенно без аварий обойтись невозможно: жилищные фонды и коммунальная инфраструктура имеют весьма высокий процент изношенности, где тонко, там и рвется. Но даже при таких исходных данных работа профильных специалистов оказалась достаточно эффективной для того, чтобы из отопсезона не «выпадали» даже ветхие и аварийные дома.
Замглавы городской администрации Дмитрий Федотов сделал акцент на том, что в минувшем сезоне проблемы и порывы «Саратовводоканала» привлекали к себе внимания куда больше, нежели тепловые сети. Он согласился с мнением Дмитрия Тепина, что сезон, при всех известных проблемах саратовского жилищно-коммунального хозяйства, был проведен достойно.
Среди других определенно положительных моментов — улучшение платежной дисциплины на рынке коммунальных услуг. Если раньше количество должников среди граждан и особенно управляющих компаний, которые «забывали» заплатить за принятые теплоресурсы, просто зашкаливало, то теперь ситуация определенно выправляется (в том числе с помощью правоохранительных органов). Ресурсоснабжающие организации подтверждают эту ободряющую тенденцию. Как отметил директор Саратовского филиала Волжской генерирующей компании Сергей Попов, проблема погашения долга действительно решается: «Многие управляющие организации стали вести себя корректно применительно к поставщикам тепловых ресурсов, уже образовался слой УК, которые явно заинтересованы не в сиюминутном снимании пенок, а в прочном, долговременном бизнесе», — сказал энергетик.
Сезон окончен, за окном всерьез и надолго установилась плюсовая температура, а минусов в ведении жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему множество. Заместитель главы региональной Госжилинспекции Виктор Цопин отметил, что и в этом относительно сносном отопсезоне количество жалоб граждан, направленных в ГЖИ, не уменьшилось. Несколько цифр для сопоставления: в 2011 г. служба зафиксировала 4552 обращения, а за один первый квартал 2013 г. — 6109 жалоб. Конечно, взяла свое возросшая правовая грамотность и активность населения, однако суть не в этом. Точнее, не только. Основная масса жалобщиков сетует, прежде всего, на предоставление некачественных ЖКУ, на взлетевшие цифры в жировках и на неправомерную эксплуатацию жилищного фонда в целом.
Острейшей проблемой остается аварийное жилье. Дмитрий Тепин сообщил, что в этом году из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ выделено 146 млн руб., к которым приплюсуются еще 96 млн из консолидированного бюджета региона. Эти деньги должны пойти на ремонт наиболее проблемных домов. Каких именно — станет известно после соответствующего мониторинга жилфонда, который в течение двух месяцев проведет особая экспертная комиссия в соответствии с критериями, установленными правительством области. Дмитрий Федотов уточнил, что из запланированных двух сотен домов конкретно в областном центре будет отремонтировано 80 при 117 млн затрат: «Это не только бюджетные средства всех уровней, но и те деньги, которые платят жители Саратова за капитальный ремонт», — подчеркнул он.
В настоящий момент уже дан старт подготовке к следующему отопсезону 2013/2014 г. Первые опрессовки будут проводиться с 15 апреля, их график уже согласован. «Чем лучше мы поработаем летом, тем лучше будем проводить зиму», — констатировал представитель муниципалитета.
«МК» выяснил, с каким багажом регион, принимающий всероссийское совещание по ЖКХ, подходит к форуму федерального значения
На следующей неделе, 22-24 апреля, в Саратове пройдет всероссийское совещание, посвященное эффективному управлению жилищно-коммунальным хозяйством, с тем чтобы создать максимально благоприятные условия проживания граждан. Выбор федералами именно нашего города для проведения форума подобного уровня, конечно, обязывает регион ко многому. Представительство, понятно, очень серьезное: в Саратов приедут министры Правительства РФ, главы регионов, руководители крупных предприятий ЖКХ, научных и проектных организаций. С каким багажом проблем и перспектив подходит к этому совещанию Саратов, каких возможных результатов следует ожидать горожанам от события федерального масштаба на нашей земле, «МК» рассказал заместитель председателя регионального правительства Сергей Канчер.
Не секрет, что в адрес нашего региона, и по поводу его жилищно-коммунального хозяйства в частности, зачастую высказывались скептические оценочные суждения на федеральном уровне, а классическое грибоедовское «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» охотно звучит и в устах тех, кто представления не имеет о Саратове и его реалиях. Всероссийское заседание на саратовской площадке послужит делу восстановления справедливости в этом вопросе. Никто не отрицает, что в ЖКХ города и региона накопилось колоссальное количество проблем, узких мест, недоработок, требующих устранения прямо здесь и прямо сейчас; однако в этой связи уместна аналогия со знаменитым советским фильмом, герой которого, капитан Жеглов, безапелляционно и справедливо утверждал: «Порядок определяется не количеством воров, а умением властей их обезвреживать!» Так же и здесь: порядок в сфере ЖКХ определяется не количеством коммунальных бед (а порой, кстати, и воров, особенно в числе отдельных УК), а умением всех уровней власти — от представителей регионального правительства до муниципальных чиновников, от Госжилинспекции до специальных межведомственных комиссий — решать все эти насущные и действительно болезненные вопросы.
А ведь помимо эмоций есть цифры. И они свидетельствуют о том, что Саратовская область является в чем-то показательным регионом для всей России, в котором многое делается и еще большее предстоит сделать. «У нас хорошие отчетные величины по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ — капремонта жилья, переселения граждан из аварийного жилья. Теперь к ним добавляется программа модернизации коммунальной инфраструктуры. Проанализировав данные по нашему региону, фонд принял решение обратиться к губернатору области с предложением провести всероссийское совещание по проблемам ЖКХ именно на площадке Саратовской области», — отметил Сергей Канчер.
Наша область — один из немногих субъектов РФ, который достаточно успешно справился с программами фонда. Так, в период с 2008 по 2012 г. было капитально отремонтировано 4592 многоквартирных дома и переселено более 9000 человек из 287 аварийных домов. Финансирование этих, безусловно, затратных мероприятий вылилось в сумму, превышающую 10 млрд руб. (из которых более 7 млрд — средства фонда). Тем не менее недавнее (1 апреля) приостановление финансирования фондом нашей области стало мишенью для множества критических стрел, однако есть серьезные «но»: «Да, у фонда были к нам вопросы. Но мы оперативно и своевременно исправили ситуацию, провели ряд мероприятий для устранения указанных нарушений, и 11 апреля фонд возобновил предоставление нам финансирования. Увы, это хорошая новость почему-то не заинтересовала СМИ…
Замечу: не только мы — практически все активно работающие в этой сфере регионы оказались в подобной ситуации с приостановлением финансирования. Вопросов не было только к тем, кто вообще ничего не ремонтировал и никого не переселял!» — убежден зампред.
Сергей Васильевич сослался на мнение гендиректора — председателя правления Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, назвавшего в ходе недавнего селекторного совещания с регионами 44 субъекта РФ, к которым имеются серьезные претензии. Саратовской области среди них нет.
Не секрет, что на оценку состояния жилищно-коммунального фонда и проводимых в этой сфере преобразований влияют не только и не столько былые промежуточные успехи и уже тем паче не долгосрочные стратегии на будущее, а мнение жителей. Оценка самим потребителем степени комфортности и адекватности предоставляемых коммунальных услуг. Конечно, в Саратовской области с этим далеко не все благополучно, достаточно вспомнить недавнее протестное движение в Балакове, требующее взяться за ситуацию с ЖКУ. Сергей Канчер отметил, что власть сумела своевременно вмешаться в эту ситуацию: напомним, 19 марта губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение «О мерах по недопущению необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги», в соответствии с которым начисления за ОДН (общедомовые нужды) не могут превышать 30% платы за индивидуальное потребление. Однако многие из читающих эти строки могут заглянуть в собственные жировки за зимние месяцы и удостовериться, что этот процент едва ли укладывается в отведенные рамки. В Саратове, Балакове, Вольске и других муниципалитетах имеются дома, где зафиксировано серьезное превышение.
По распоряжению главы региона были приняты меры, начали свою работу специальные межведомственные комиссии, в состав которых вошли представители регионального минстроя, районных администраций, ГЖИ и ресурсоснабжающих организаций, а также социально активные собственники жилья. «Всего по области более 600 домов, у которых показания по электроэнергии на ОДН превышают 30%. Пока не проверим все дома, новых начислений не будет. Власть не может гарантировать, что нигде ничего не произойдет, но наша позиция такова: если цифры необоснованно завышены, — жалуйтесь, мы немедленно вмешаемся и направим в ваш дом специалистов, которые наведут там порядок», — расставил акценты Сергей Канчер.
Коммунальные платежи растут не только из-за недобросовестности иных «деятелей» из УК, но и по объективным причинам: известно, что старые схемы водо-, теплоснабжения, водоотведения в целом неэффективны, убыточны и давно устарели. На сегодняшний момент в 246 муниципальных образованиях разрабатываются принципиально новые схемы теплоснабжения и программы развития коммунальной инфраструктуры в целом. В них учтены все новые требования, которые способствуют экономии ТЭР и в конечном итоге снижают затраты на энергоресурсы. В числе программных мероприятий по энергосбережению — модернизация существующих и строительство новых теплоисточников (котельных, ЦТП) и реконструкция тепловых и газовых сетей. В минувшем году в рамках ОЦП «Энергоэффективный регион» были выполнены работы на сумму свыше 107 млн руб.
Результаты работы именно в сфере ЖКХ служат едва ли не основным критерием успешности работы власти в субъектах РФ. Приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей назвал обновление жилищно-коммунального комплекса президент Владимир Путин: «Нам нужны не точечные, сиюминутные решения, «латание дыр», а долгосрочный и системный подход, нацеленный на то, чтобы люди получали качественные услуги по приемлемым и понятным ценам», — четко сформулировал программную задачу глава государства.
Если взглянуть на эту действительно важнейшую задачу, а равно и на новую программу модернизации коммунальной инфраструктуры глазами не топ-управленца, а простого человека, обычного жителя Саратова и области, сразу возникает ряд простых и очевидных вопросов. И первый из них: откуда взяться средствам?.. Фонды и коммуникации сильно изношены, и переход от точечной практики латания дыр к системной модернизации потребует даже не миллиардов, а десятки миллиардов. Простой пример: переселение граждан из 800 аварийных домов в Саратовской области в 2013-2015 годах потребует 9,5-миллиардного финансирования. А это лишь одно из многих направлений работы.
Только бюджетная поддержка всех вопросов не решит. Нужны эффективные целевые вложения, с тем чтобы работал каждый рубль, а не ржавел и не коррозировал. Увеличить региональный бюджет и финансовую поддержку из федерального центра, скажем, втрое, невозможно, и остается лишь один источник, за счет которого можно переломить ситуацию в ЖКХ и повысить качество услуг, — инвестиционный. «Нужны разные инвестиции, частные или государственные, но это уже не бюджетные деньги. И на настоящий момент у нас такие примеры есть. Не буду скрывать, мы в начальной стадии разрешения этого вопроса, но государственно-частное партнерство (ГЧП) на территории области работает», — отмечает Сергей Канчер.
Среди прочего речь идет о перспективном концессионном соглашении, которое заключено 29 января текущего года между региональным правительством и ЗАО «Управление отходами». Объектом этого соглашения является система коммунальной инфраструктуры по переработке и утилизации ТБО на территории 18 левобережных районов области. Согласно договоренности, за два года ЗАО построит мусороперерабатывающие комплексы в Энгельсском и Балаковском МР мощностью 150 тыс. тонн ежегодно, строительство полигонов ТБО (450 тыс. тонн/год) и мусороперегрузочных станций на территории остальных 16 МР. Эта система полностью покроет соответствующие потребности Левобережья. Объем вовлеченных в проект инвестиций составит не менее 1 млрд 640 млн руб. Возведенные объекты передадут в собственность Саратовской области.
Это лишь один из примеров ГЧП. Есть и другие.
И в заключение. В рамках всероссийского совещания в Саратове будет проведена выставка, на которой будут продемонстрированы мировые и российские инновационные технологии, а равно передовые достижения в сфере ЖКХ и строительства — как нашей области, так и других субъектов ПФО. Кто полагает, что такие достижения — миф, ошибаются. «МК» в Саратове» даст подробное информационное освещение этого события федерального масштаба и, будем надеяться, увидит свет в конце коммунального тоннеля. «Есть вопросы, которые задаст нам фонд. Есть вопросы, которые зададим фонду мы. Так или иначе, но совещание будет способствовать дальнейшему выстраиванию отношений с федеральным центром в решении проблем в сложнейшем социально-экономическом секторе — ЖКХ», — заверил зампред.
P.S. Очень хотелось бы надеяться, что совещание даст и имиджевые подвижки — изменит отношение к Саратову на федеральном уровне. Ведь иной раз в наш адрес звучат обидные слова, которых мы не заслуживаем. Или заслуживаем, но не в полной мере. Или заслуживаем, но не только мы…
Руководство Саратова оптимизирует ситуацию в сфере ЖКХ и реализует ряд знаковых проектов по модернизации городской коммунальной инфраструктуры
Более важной сферы для объединения усилий власти, профильных служб и самих саратовцев, чем жилищно-коммунальный сектор, сейчас просто не существует. Работа по сокращению задолженности населения и управляющих организаций за ЖКУ, модернизация коммунальной инфраструктуры — это то, что относится к числу ключевых критериев, по которым оценивают деятельность власти. К чести руководства города следует сказать, что Саратову удалось крайне эффективно сработать по целому ряду проблемных направлений, в частности, переломить крайне непростую ситуацию с коммунальными неплатежами. Это стало возможным, в том числе, благодаря реализации проекта по переходу на прямые расчеты за отопление и горячую воду жителей многоквартирных домов (МКД), стартовавшего в сентябре 2011 г.
Наверное, практически каждый совершеннолетний житель Саратова помнит, сколь катастрофическая ситуация в городском ЖКХ складывалась какие-то два года тому назад. Долги саратовцев и управляющих организаций зашкаливали все возможные пределы здравого смысла, а городские власти всерьез столкнулись с возможностью не войти в отопительный сезон вовремя: из-за тотальных неплатежей попросту не на что было проводить подготовку тепловых сетей и объектов коммунальной инфраструктуры. Было зафиксировано неслыханное падение платежной дисциплины: так, уровень платежей по наиболее проблемным управляющим компаниям (например, в Октябрьском районе) не превышал 5%! Напряжение нарастало, копились даже не многомиллионные, а миллиардные долги.
Ситуация на рынке ЖКУ предоставляла возможность для разнообразного рода мошенничеств и злоупотреблений доверием граждан: это и двойные платежки, и аккумулирование на счетах иных УК средств, собранных с населения, но не направленных поставщикам ресурсов, и т. д.
— Поскольку жильцам многих домов ранее одновременно выставлялись квитанции разными управляющими компаниями, они запутались и перестали платить вообще. Для стабилизации ситуации руководством муниципального образования «Город Саратов» и было принято решение установить прямые расчеты потребителей коммунальных услуг с энергетиками, — разъяснил глава администрации муниципального образования «Город Саратов» Алексей Прокопенко.
С выпадением одного — посреднического звена из финансовой цепочки деньги идут по кратчайшему пути и целиком попадают к энергетикам, а не прилипают к рукам нечистоплотных деятелей из частных фирм-однодневок.
Пилотный проект был запущен в сентябре 2011-го в Октябрьском районе, считавшемся на тот момент наиболее неблагополучным в данном отношении. Время показало, что ставка на прямые расчеты была сделана верно. Так, серьезно возросла платежная дисциплина населения, да и большинство УК предпочитает чистый и честный расчет, долговременный бизнес, а не разовое срывание барыша. И если раньше уровень платежей едва доходил до 30-40%, то сейчас он вышел на уровень в 90%. Впервые за последние 4 года удалось снизить накопившиеся долги населения и УК за энергоресурсы на 200 млн руб.
В настоящий момент существует прозрачная схема расчетов. Плата за коммунальные услуги поступает в один из пунктов Городского расчетного центра, деньги зачисляются на специальный счет, а затем сумма делится пропорционально начислениям поставщиков по видам ЖКУ и поступает энергетикам. Таким образом, вероятность нецелевого использования средств полностью исключена. Что это означает применительно к получению своевременных и качественных коммунальных услуг?
— Когда деньги не доходят до поставщика, возникают проблемы: например, тот же поставщик горячей воды не может купить газ, чтобы нагреть эту воду. В конечном итоге от прямых расчетов выигрывают сами жители — средства доходят по назначению. Это позволяет горожанам быть уверенными, что они в одночасье вдруг не лишатся тепла или воды, — прокомментировали данную схему в городском комитете по ЖКХ.
Проект включает в себя два принципиально важных момента. Первое: сумма платежей при переходе на новую систему расчетов не увеличивается и никаких комиссионных сборов с населения не берется. Второе: для удобства горожан пункты расчетного центра, а также абонентского обслуживания жителей расположены по всему Саратову, что называется, в зонах шаговой доступности. «Уважаемые руководители расчетного центра! Хочу выразить вам благодарность за новые квитанции. За наш дом уже давно борются две управляющие компании. Каждая говорит, что законна она. Каждая печатает нам счета за квартиру. А наши жильцы не знают, кому платить. Вдруг заплатим одной компании, а ее признают незаконной. Теперь, когда вы стали выпускать отдельные жировки за воду и отопление, нам спокойнее как-то стало. Уж эти-то деньги точно не пропадут, и без тепла мы в зиму не останемся», — пишет на сайте организации житель Саратова Виктор Трегубов.
Словом, саратовцы оценили проект городского руководства. Со своей стороны городская власть и поставщики ресурсов отмечают возросшую платежную дисциплину населения и желание проголосовать рублем за эффективный проект мэрии. Все-таки скорейшее и полноценное поступление средств — это залог вовремя проведенных ремонтных работ, безаварийного прохождения отопительного сезона. Это своевременные вложения в ремонт и модернизацию объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры.
В городском коммунальном хозяйстве имеется ряд проблемных секторов, вопросы по которым долгие годы не находили столь нужного разрешения. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки. Так, в Заводском районе построен и введен в эксплуатацию питьевой водовод, который решит задачу обеспечения двух поселков, Рокотовки и Верхней Стрелковки. А это 4 тысячи жителей. Питьевой воды в поселках не было с момента заселения. Благодаря тому, что к решению проблемы подключились депутаты городской думы и глава администрации муниципального образования «Город Саратов», были изысканы 30 млн руб. из бюджета Саратова, разработана проектно-сметная документация и выполнено строительство первой очереди водовода. Оно завершилось в январе 2013 г. и включило в себя прокладку 3750 м труб, монтаж 11 водоразборных колонок и установку 23 гидрантов, которые обеспечат противопожарную безопасность населения поселков. Сети водоснабжения закольцованы. Сейчас около половины жителей поселков имеют доступ к качественной питьевой воде.
В текущем году работы в Рокотовке и Верхней Стрелковке будут продолжены: трубы водовода дотянут в самые отдаленные уголки частного сектора. «Впервые за многие годы целенаправленно было построено водоснабжение уже застроенных, старых поселков Саратова, а не вновь вводимого жилого фонда», — отметили в городской администрации.
Еще одним проблемным местом в жилищно-коммунальном хозяйстве города являлось теплоснабжение старейшего поселка Увек. До 2009-го отопление здешних многоквартирных домов было паровым и относилось к компетенции ведомственной котельной Увекской нефтебазы. Центральное отопление появилось в нескольких домах, в детском саду и в здании почты после того, как по 4-му Увекскому тупику была построена модульная котельная. Сейчас разработан проект теплоснабжения оставшейся части поселка Увек, согласно которому тепло поступит в 26 жилых домов с началом нового отопительного сезона 2013/2014 г.
И городская власть, и энергетики, и жители не отрицают, что общее состояние жилищно-коммунального хозяйства Саратова, тепловых сетей и всей коммунальной инфраструктуры далеко от идеального. Но слаженная и системная работа по устранению «узких мест» городского хозяйства, целевое расходование средств и ясные схемы прямых расчетов за ЖКУ способны обеспечить саратовцам комфортные условия жизни.
Эффективный надзор за сферой ЖКХ немыслим без участия муниципального звена
Во всех общественных опросах и рейтингах жилищно-коммунальная тематика бьет рекорды как наиболее насущная, сложная, проблемная. В подобной ситуации государственная политика в сфере ЖКХ должна сводиться к тотальному контролю проистекающих процессов — начиная с принимаемых правовых актов и заканчивая начислениями собственнику или нанимателю жилого помещения. В нашем регионе создана и действует система государственного надзора, совершенствуется система общественного контроля, а с конца прошлого года заработал и муниципальный контроль. В минувшую пятницу представители администрации города Саратова подвели промежуточные итоги работы специально созданного отдела в составе комитета по ЖКХ.
По словам заместителя председателя городского комитета по ЖКХ Андрея Халова, с начала работы отдела в него обратилось более 600 человек, причем фактически две трети обращений касаются правильности начислений за ЖКУ. Андрей Геннадьевич подчеркнул, что в каждом конкретном случае сотрудники отдела разбираются досконально: чтобы установить справедливость сумм в жировках, запрашивают показания общедомовых приборов учета, выверяют точность площади многоквартирного дома, которая использовалась для расчета платы за так называемые общедомовые нужды (ОДН).
Андрей Халов отметил, что и до появления специализированного отдела администрация города вела серьезную работу с обращениями граждан, недовольных работой управляющих организаций, сомневающихся в обоснованности выставляемых им счетов: «Это весьма кропотливая и одновременно очень ответственная работа, — говорит зампред комитета по ЖКХ, — специалисту необходимо не просто прийти к каким-то выводам, но и подготовить такой ответ, чтобы, не пожертвовав компетентностью документа, удовлетворить интерес заявителя, а не запутать казенными формулировками».
К услугам городских экспертов традиционно прибегают правоохранительные органы, когда анализируют ситуации коммунального толка. Только с начала года саратовский отдел муниципального жилищного контроля совместно с прокуратурой провел пять внеплановых проверок правильности начисления платы за ЖКУ. Сотрудники отдела проводят прием граждан каждый понедельник, а прием заявлений, по сути, идет постоянно.
Что удивительно, открытость городских специалистов, их готовность разбираться с многообразием проблем и вопросов отмечают даже общественники, которые славятся своим критичным отношением к действиям чиновников всех уровней.
Летом прошлого года Государственная дума внесла изменения в Жилищный кодекс РФ. Обновленный кодекс дал определение тому, что следует понимать под муниципальным жилищным контролем: деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление проверок в отношении всех, кто пользуется муниципальным жилищным фондом. Андрей Халов рассказал, что в Самаре проходило масштабное совещание, в котором принимал участие он сам, как представитель муниципалитета, и заместитель главы Государственной жилищной инспекции области Виктор Цопин. Участники совещания уделили пристальное внимание тому, должны ли дублироваться функции государственного надзора и муниципального жилищного контроля. В сентябре прошлого года Саратовская областная дума приняла закон «О муниципальном жилищном контроле», а следом было решение и городской думы, которая признала комитет по ЖКХ органом, ответственным за муниципально-жилищный контроль.
В рамках своих полномочий комитет следит за сохранностью жилых помещений, их соответствием санитарным и техническим нормам, исполнением сезонных мероприятий, правильностью начислений, установкой и эксплуатацией приборов учета. «В поисках разъяснений и справедливости в отдел комитета по ЖКХ обращаются отнюдь не только наниматели муниципальных квартир. Туда приходят члены ЖСК и ТСЖ, а также собственники квартир в домах, которые обслуживают коммерческие структуры. Прекрасно осознавая всю остроту коммунальной тематики, специалисты отдела не считают себя вправе кому-либо отказать по так называемому формальному критерию, то есть только из-за того, что далеко не всегда обратившиеся проживают в муниципальном фонде», — разъяснил заместитель главы городского комитета по ЖКХ.
Закон о муниципальном жилищном контроле дал возможность жилищным инспекторам проводить не только проверки по заявлениям граждан, но и так называемые плановые проверки. Андрей Халов объяснил, что план проверок будет формироваться заранее и публиковаться на официальном сайте администрации города.
В Саратовской области появится Центр общественного контроля в сфере ЖКХ
Инициативная общественность и власть солидарны в желании усилить гражданский контроль над процессами в жилищно-коммунальной сфере. В частности, над обоснованностью начислений за ЖКУ. Председатель комиссии Общественной палаты области Нина Царёва рассказала, что впредь гражданский контроль будет носить системный характер. Именно для этого и задумано создать централизованный региональный экспертный орган. Губернатор Валерий Радаев распорядился, чтобы к 1 июня центр общественного контроля заработал в полную силу.
Ближайшие полтора месяца будут посвящены организационной работе. Есть договоренность, что правительство области подберет помещение, где сможет разместиться центр, и оснастит его необходимой оргтехникой. Комиссия ОП по общественному контролю в сфере ЖКХ в свою очередь берет на себя переговорный процесс с Государственной жилищной инспекцией области, министерством строительства и ЖКХ, муниципальными структурами и управляющими организациями. Из представителей оных будет сформирована рабочая группа, которой предстоит выработать положения об общественном контролере, продумать его задачи и полномочия.
«Для полноценной работы центру понадобятся грамотные, инициативные люди, — подчеркнула Нина Царёва. — Я уверена, что многие подкованные в коммунальной тематике согласятся использовать свои знания и опыт для того, чтобы помочь власти навести порядок в такой крайне проблематичной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство». В качестве волонтеров Нина Павловна видит и энергичных пенсионеров, и ответственных глав домовых советов, и студентов юридических специальностей. «Главное, подчеркнула Нина Царёва, — неравнодушие, готовность разбираться в сложных ситуациях и вера в справедливость!»
На сегодня недовольные коммунальным менеджментом люди обращаются и в местные администрации, и в ГЖИ, и в суды, пишут жалобы главам поселений, губернатору и даже президенту. По словам Нины Царёвой, переписка с чиновниками разных уровней занимает длительное время и, увы, не всегда приносит желаемый результат: «Центр общественного контроля избавит граждан от хождения по кабинетам, — надеется Нина Павловна. — Человеку достаточно будет обратиться в центр, а уже его сотрудники разберутся, кому адресовать претензию, у кого запросить информацию, проведут экспертизу по каждой конкретной жировке».
Общественница надеется, что эксперты-добровольцы будут иметь реальную возможность не просто принимать посетителей на территории центра, но и выезжать с целью своего рода коммунальных расследований — в те районы, откуда поступят соответствующие сигналы. Нина Царёва считает необходимым в обязательном порядке включать общественных инспекторов в состав межведомственных комиссий, которые по настоянию губернатора Валерия Радаева создаются сегодня, чтобы рассматривать ситуацию, сложившуюся фактически по каждому многоквартирному дому.
Естественно, инспектор из народа должен располагать чем-то большим, чем просто возможностью погрозить нерадивым коммунальщикам пальцем. Контролеров намереваются наделить правом составлять по итогам каждой проверки подробный акт — о качестве ремонтных работ, обоснованности начисленной квартплаты и т.п. Этот документ станет реальным инструментом для жильцов, заинтересованных в отстаивании своих прав. Акт проверки может лечь в основу судебного иска или заявления в правоохранительные структуры.
С 22 по 24 апреля в Саратове пройдет всероссийское совещание по эффективному управлению жилищно-коммунальным хозяйством и созданию максимально благоприятных условий проживания граждан. В его рамках запланирован круглый стол как раз на тему общественного контроля ЖКХ. Нина Царёва надеется, что у заинтересованной саратовской общественности появится отличный шанс обсудить с коллегами из соседних регионов принципы организации общественного контроля и, как следствие, сделать таковой более эффективным.
Не секрет, что очень многое в любом начинании зависит от руководителя. По словам Нины Павловны Царёвой, ей предложили возглавить создаваемый центр общественного контроля. И это не случайно: сегодня она руководит комиссией Общественной палаты, специализирующейся как раз по контролю в коммунальной сфере: «Нам, бесспорно, оказано очень высокое доверие. И это следствие того, что мы в своей работе тесно общаемся с людьми и стараемся оказывать им реальную помощь». В заключение пресс-конференции кандидат в руководители центра поблагодарила СМИ, которые много и компетентно пишут на коммунальную тематику. Информационное партнерство видится ей как неотъемлемый принцип работы экспертного органа.
Илья Куракин