Валерий РАДАЕВ обсудил с парламентариями, представляющими Саратовскую область на федеральном уровне, важнейшие проблемы региона
Поддержка на федеральном уровне, выстраивание четких и конструктивных отношений с центром — все это отличало Валерия Радаева с первых дней его пребывания на посту губернатора. Он никогда не скрывал, что только консолидированные усилия всех тех, кому дорог регион, могут вывести Саратовскую область на новый уровень. На минувшей неделе губернатор и его заместители, курирующие различные сферы экономики, встретились в Москве с парламентариями, представляющими область в Государственной думе РФ и Совете Федерации. Темой для разговора стали итоги минувшего, 2012 г., стратегические задачи на год 2013-й, а также текущие вопросы. Валерий Радаев охарактеризовал эту встречу как открытый и, главное, продуктивный диалог.
В ходе встречи были затронуты фактически все сферы экономики, курируемые заместителями председателя правительства области на региональном уровне и парламентариями — на федеральном. Так, в работе приняли участие руководитель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, первый заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина, член комитета по бюджету и налогам Антон Ищенко, член комитета по промышленности Валерий Омельченко, а также первый заместитель парламентского комитета по земельным отношениям и строительству Владимир Парахин и член комитета по охране здоровья Василий Максимов. Совет Федерации на встрече представляли сенатор от правительства области Людмила Бокова и от областной думы — Михаил Исаев.
Валерий Радаев обозначил приоритетные направления деятельности областного правительства, на которых потребуется сосредоточить особые объединенные усилия регионалов и саратовских представителей в федеральном центре. Речь зашла, прежде всего, о проблеме госдолга области, который по-прежнему выливается в неутешительную величину. Однако есть и определенные подвижки, которые выделил глава региона: «Нам удалось совместно с федеральным Минфином передвинуть плановые дотации и сбалансировать часть расходов. Если в минувшем году на данный период времени регион взял кредит в 8 миллиардов рублей, то в текущем нам удалось обойтись двумя». Валерий Радаев особо выделил структуру госдолга области, которая претерпела существенные изменения за период его губернаторства: так, удельный вес бюджетных кредитов составил почти половину долговых обязательств (47%), а уменьшающийся процент коммерческих кредитов — соответственно 53%.
— Увеличить процент бюджетных заимствований было чрезвычайно сложно. Но благодаря серьезной поддержке Вячеслава Володина нам удалось привлечь необходимые бюджетные суммы, — заявил губернатор.
Невзирая на госдолг, составляющий, без преувеличения, основную головную боль для региональной экономики и тех, кто ею руководит, в текущем году удалось сохранить все федеральные и областные целевые программы. Исполнительная власть региона намерена не допустить их приостановки и обеспечить бесперебойное софинансирование программных мероприятий. Зампреды областного правительства поделились своим видением ситуации. Были определены проблемные вопросы, в разрешении которых потребуется активное участие депутатов нижней и верхней палаты федерального парламента.
Зампред Павел Большеданов, курирующий экономический блок правительства, назвал резервы для снижения расходной части регионального бюджета. В их числе — сокращение административно-управленческого аппарата и оптимизация социальной сферы. Для увеличения же доходной части требуется упорядочение базы данных имущественных, земельных налогов, а также усиление финансового надзора и уход от «серых» схем. Очень серьезным резервом, по словам зампреда, являются поступления в бюджет области от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН): «В минувшем году фиксировался 20% рост налогов от КГН, однако в текущем году поступления снижаются из-за вступления в силу нового порядка отчисления налога на прибыль компаниями. От крупных предприятий такое снижение составило 800 миллионов рублей, и это незапланированные минусы для бюджета. Нам необходимо раскрыть практику КГН начисления на прибыль», — заявил зампред.
Саратовский жилищный фонд и дорожное хозяйство всегда были в числе тех сфер, что сосредоточивали на себе пристальное внимание власти — как региональной, так и федеральной. Проблем много, и потому жилищно-коммунальная и дорожная тематика надолго застолбили за собой первые строчки в рейтинге забот областного правительства. Губернатор отметил, что на территории области ведутся активные работы по приведению в порядок опорной сети дорог регионального значения. На эти цели в муниципалитеты — прежде всего в крупные города, такие как областной центр, а также Энгельс и Балаково, — в 2013-м будет направлен 1 млрд руб.
В области реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов, которые бесспорно, потребуют поддержки на федеральном уровне и, не постесняемся, лоббирования финансовых интересов региона в этой сфере. Речь идет о таких проектах, как возможная реконструкция знаменитого автодорожного моста Саратов — Энгельс, требующая серьезных финансовых вливаний; речь о завершении строительства мостового перехода через судоходный канал в Балакове и, наконец, о реализации проекта по строительству нового аэропорта в Сабуровке. Ситуация с балаковским объектом на особом контроле: для завершения финального этапа строительства этого мостового перехода потребуется 2 млрд руб.: «Эта сумма позволит ввести объект в эксплуатацию уже в этом году и всецело сконцентрироваться на проекте реконструкции моста Саратов — Энгельс», — отметил губернатор.
Еще одна инициатива региональных властей касается передачи части областных дорог в федеральную собственность. Это направления на трассах, которые проходят разом через несколько областей и по своей сути являются федеральными — например, участок трассы Энгельс — Ершов — Озинки (300 км) и подъезд к Балаковской АЭС (объекту федерального подчинения) от дороги Сызрань — Саратов — Волгоград (47 км). Их передача на баланс федерального бюджета помогла бы составить серьезную статью экономии для региональной казны.
Ключевой и наиболее перспективный источник средств для финансирования знаковых проектов — все-таки инвестиции. Зампред Сергей Канчер, курирующий в областном правительстве вопросы жилищной, строительной и коммунальной политики, рассказал о работе на территории области специальных целевых программ с привлечением частных инвестиций.
Он также подробно остановился и на выстраивании отношений с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Из средств этой госкорпорации в текущем году область получит 1,8 млрд руб. на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а еще 146 млн — на капитальный ремонт домов. Работа с фондом предполагает выделение средств и по новой программе, направленной на развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Проблемным местом остается выделение квартир различным категориям граждан, имеющим право на жилплощадь согласно федеральному законодательству. На текущий момент в регионе в очереди на жилье стоит более 3,8 тыс. молодых семей. В первоочередниках на получение квартир — 1,6 тыс. детей-сирот. Однако лишь 680 человек смогут заключить договоры социального найма уже в текущем году: «В 2012-м мы выделили жилье для 637 детей-сирот, это рекордный, но далеко не идеальный показатель. В настоящее время на эти цели в областном бюджете наличествует 200 миллионов рублей плюс такое же количество федеральных средств. В то время как для решения жилищных проблем 1,6 тысячи человек из категории детей-сирот необходимо финансирование в размере более одного миллиарда», — назвал ряд веских цифр Сергей Канчер.
Еще одну тему нельзя было обойти стороной: меры региональной власти по контролю над коммунальными платежами, которые фигурировали в незаконно выставленных управляющими компаниями счетах. Валерий Радаев попросил депутатов Госдумы и сенаторов оказать региону поддержку в тех предложениях, что направлены в Федеральную службу по тарифам и в Правительство РФ (последние, в частности, касаются знаменитого 354-го Постановления, которые регулирует порядок начислений за ЖКУ в многоквартирных домах.)
Большое внимание было уделено проблемам сельского хозяйства. Профильный зампред регионального правительства Александр Соловьёв подчеркнул, что на текущий момент аграрии Саратовской области получили все средства полагающейся на растениеводство господдержки — с учетом климатических особенностей ведения хозяйства и интенсивности производства. «Наша задача состоит в том, чтобы стимулировать сельчан к увеличению урожайности и повысить доходность с каждого гектара», — подчеркнул Александр Соловьёв.
Была затронута тема животноводства. В эту отрасль АПК будет направлено 100 млн руб. из средств облбюджета и 88 млн — из федерального. Он также подчеркнул, что в рамках экономически значимых программ, которые будут рассматриваться в сентябре, регион рассчитывает получить до 420 млн руб. для поддержки этой отрасли АПК.
Главная цель, конечно, обеспечение продовольственной безопасности региона. На текущий момент существует определенный дефицит мясного сырья, и при 260 тыс. тонн мяса, производимых в области за год, еще 100 тыс. тонн приходится закупать, в том числе и продукт импортного производства. В настоящий момент в области реализуется ряд крупных инвестпроектов, которые в обозримой перспективе помогут полностью отказаться от закупок сырья. Строительство по ряду этих проектов уже идет полным ходом — это животноводческие комплексы «Рамфуд» в Калининском и «КоПИТАНИЯ» в Энгельсском муниципальных районах. Часть инвестпроектов пока в разработке, и их практическая реализация вот-вот начнется: среди прочих это два проекта ЗАО «Русская свинина» и два проекта компании «ЕвроДон» по производству мяса индейки.
— Сейчас на областном уровне принято пять видов поддержки, которые призваны обеспечить развитие отрасли животноводства. Наша задача — закупить необходимое поголовье скота, поддержать тех, кто зайдет в область с инвестиционными проектами в животноводстве, и в конечном итоге прийти к тому, чтобы полностью обеспечивать себя продуктами собственного производства. У нас были риски в растениеводстве, но государство оказало нам поддержку, и мы удержали эту производственную нишу. Теперь мы намерены наращивать объемы и в животноводстве, — резюмируя озвученную зампредом информацию, расставил акценты Валерий Радаев.
Растениеводческие же прогнозные показатели таковы: по итогам сезона планируется собрать 3,5 млн тонн зерновых, но при благоприятных погодных условиях этот показатель должен быть выше.
Развитие сети дошкольных учреждений й в области всегда являлось темой резонансной и остроактуальной. Куратор социальной сферы региона зампред Михаил Горемыко напомнил, что в минувшем году в Саратовской области введено 3,6 тыс. мест в детских садах, а в этом году запланированный показатель составляет не менее 4 тыс. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы разгрузить внушительные очереди на место в дошкольном учебном учреждении, выстроившиеся в ряде муниципальных районов области и особенно крупных городах. Наиболее остро этот вопрос стоит, как несложно догадаться, в областном центре. Но перспективы есть: «До 2016 года мы планируем решить проблему с очередностью полностью и рассчитываем в этом вопросе на вашу поддержку», — обратился к членам обеих палат Федерального собрания Михаил Горемыко.
В свою очередь сенатор Людмила Бокова внесла на обсуждение важную информацию: Саратовская область имеет все основания стать участником двух программ, запускаемых Минэкономразвития РФ в рамках государственно-частного партнерства. Программы предполагают выделение средств на развитие сети дошкольных учреждений в регионах России, испытывающих острый дефицит мест в детских садах. Наша область всецело подпадает под это определение: общая численность желающих получить муниципальное место в ДОУ составляет 26 тыс. человек.
Депутат областной думы Ольга Баталина порекомендовала запустить на территории области проект следующего свойства, также организованный в рамках государственно-частного партнерства. Речь о создании детсадов на 2-3 группы на первых этажах строящихся домов. Подобный подход существенно снижает расходы на расширение сети дошкольных учреждений, так как не надо вкладывать средства в строительство отдельного здания детского сада. Такая практика встречается в капитальном строительстве Энгельса, но для Саратова подобный подход, будучи осуществлен, явится новинкой.
Завершая встречу, Валерий Радаев выразил уверенность в том, что при активной поддержке саратовского представительства в органах федеральной власти работа по означенным выше направлениям будет доведена до логического завершения.
КОММЕНТАРИИ
Ольга Баталина, первый заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД ФС РФ:
— Мы эффективно продвинулись в решении проблемы доступности дошкольного образования, в том числе благодаря серьезной финансовой поддержке по инициативе Вячеслава Володина и за счет эффективной работы на местах. Для того чтобы эти темпы сохранить и до 2016 года ликвидировать дефицит мест в детских садах, мы на федеральном уровне оценим дополнительные финансовые возможности, потому что прекрасно понимаем, что таких ресурсов в регионе нет. И в этом году, я уверена, жители увидят результаты нашей совместной работы.
Другим ключевым приоритетом текущего года является решение проблемы детей-сирот. Надо сказать, что здесь область выглядит очень хорошо по сравнению с другими регионами РФ. Сегодня мы готовим поправки в федеральные законы, в том числе и о социальном обслуживании. Поправки вынесены на Госдуму, с тем чтобы на территории региона появилась комплексная система социального сопровождения семей: и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, и тех, кто взял на воспитание ребенка. Но настрой областных руководителей таков, что эту систему можно реформировать и направлять на решение проблем семей уже сегодня.
Николай Панков, председатель комитета по аграрным вопросам ГД ФС РФ:
— Это очень правильный и продуктивный шаг Валерия Радаева — объединить все политические силы и направить их на улучшение благосостояния жителей Саратовской области. Это говорит о том, что региональное правительство правильно расставило акценты, а губернатор готов к работе на результат. Мы видим активное привлечение инвестпроектов на территорию региона — особенно если брать саратовский АПК. И мы, понимая, что у Саратовской области большие расходы, большие долги, стараемся подставить плечо губернатору по привлечению инвестора. Притом что бюджет признан дефицитным, область увеличила объемы финансирования для сельского хозяйства. И не только для сельского хозяйства — для каждой отрасли. Необходимо, чтобы область как можно эффективнее участвовала в целевых программах, для того чтобы было больше привлеченных инвесторов.
Мы хотим и впредь поддерживать открытый диалог и вырабатывать эффективные совместные решения по тем или иным вопросам.
Илья Куракин