Федеральная налоговая служба Российской Федерации активно совершенствуется как сервисная служба, развивая электронные услуги на сайте ФНС России — www.nalog.ru. В настоящее время можно получить ряд услуг, не посещая налоговую инспекцию. Их количество постоянно растет, а функциональные возможности расширяются.
С перечнем действующих электронных сервисов и порядком работы с ними можно ознакомиться на главной странице интернет-сайта ФНС России (www.nalog.ru) и интернет-сайта Управления ФНС России по Саратовской области (www.r64.nalog.ru). Представляем некоторые из них.
1. «Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции». Позволяет налогоплательщику по своему адресу узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции.
2. «Узнай ИНН». Данный сервис позволяет узнать свой ИНН или ИНН другого физического лица.
3. «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Данный сервис позволяет заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации; зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление; получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе, распечатать заполненное заявление. Однако получить свидетельство о постановке на учет можно только при личном посещении вами или вашим законным или уполномоченным представителем налогового органа по месту вашего жительства. В случае невозможности посещения налогового органа заявление о постановке на учет физического лица в налоговый орган по месту жительства можно направить по почте с уведомлением о вручении. При этом к заявлению о постановке на учет должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства.
4. «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Для получения регистрационной карты и доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» вы должны лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет, с документом, удостоверяющим личность, свидетельством о постановке на учет физического лица (оригиналом или копией)/ уведомлением о постановке на учет. Исключение составляют лишь специализированные инспекции, выполняющие функции регистрационных центров, центров обработки данных и инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками. В случае подачи заявления в режиме онлайн вы также сможете обратиться за реквизитами доступа в любую инспекцию. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.
Если логин и пароль были вами получены ранее, но вы их утратили, следует обратиться в любую инспекцию ФНС России с документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о постановке на учет физического лица (оригиналом или копией)/уведомлением о постановке на учет.
5. «Узнай свою задолженность». Данный сервис предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме № ПД (налог) или уплатить on line.
6. «Обращение в УФНС (ИФНС) России». Данный сервис является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области и его подведомственные инспекции.
Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения письменно уведомляется его автор. При необходимости обращения направляются в соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы по принадлежности.
Обращения, в которых не указаны предусмотренные законодательством РФ сведения об авторе (ФИО, почтовый адрес), к рассмотрению не принимаются.
Не подлежат рассмотрению (не дается ответ по существу поставленных вопросов):
— не поддающиеся прочтению обращения;
— обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— если для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя.
Ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в налоговых органах Саратовской области, в зависимости от выбранного вами значения поля «Как вам направить ответ» направляется либо по адресу электронной почты, указанному в обращении, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
7. «Онлайн-запись на прием в инспекцию». Сервис «Онлайн-запись на прием в инспекцию» предоставляет налогоплательщику возможность записаться на прием в выбранное время в налоговую инспекцию в режиме онлайн. Услуга предоставляется как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам.
Запись на прием осуществляется в соответствии с графиком работы выбранной инспекции ФНС России при наличии свободных интервалов времени для записи. Запись начинается за 14 календарных дней и заканчивается в 24.00 предшествующего календарного дня.
Налогоплательщику предоставляется возможность записаться на прием в рамках одной услуги не более чем 3 раза в течение 14 дней.
Допускается запись одного налогоплательщика с одним комплектом документов на две и более различных услуг в один и тот же день, но в различные интервалы времени.
В случае занятости сотрудника, осуществляющего прием по выбранной услуге, допускается начало приема позже выбранного времени, при этом налогоплательщику гарантируется прием в течение получаса.
В случае опоздания налогоплательщика более чем на 10 минут он утрачивает право на приоритетное обслуживание и обслуживается в порядке общей очереди.
Приоритетное обслуживание по предварительной записи осуществляется при условии:
— соответствия данных предъявленного документа, удостоверяющего личность, данным, указанным при записи в режиме онлайн;
— обращения за получением услуги, выбранной при записи в режиме онлайн.
8. «Проверь себя и контрагента». Позволяет узнать:
— сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ (публикация);
— сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
— сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
— юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
— адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
3 сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;
— сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует.
9. «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сервис предоставляет возможность направить пакет документов в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис требует наличия ЭЦП и установки специальной программы подготовки пакета документов. При этом свидетельство о государственной регистрации можно получить удобным для налогоплательщика способом, не требуется обязательного личного визита в налоговую инспекцию.
10. «Создай свой бизнес». Сервис представляет собой интерактивную пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей: поможет выбрать форму регистрации и режим налогообложения, осуществить государственную регистрацию, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники, получить необходимую информацию о процедуре проведения налоговых проверок.
11. «Имущественные налоги: ставки и льготы». Интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы» создан в целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по следующим налогам: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог.
12. «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».
Сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» предназначен для доведения в оперативном порядке до работников территориальных налоговых органов и до налогоплательщиков согласованных с Минфином России методологических позиций ФНС России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Сервис имеет удобную поисковую систему и позволяет пользователям без труда найти интересующую информацию о порядке исчисления и уплаты налогов, о порядке заполнения налоговых деклараций, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов.
Данный сервис еженедельно пополняется актуальными разъяснениями методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, которые являются серьезной практической помощью налогоплательщикам в их деятельности.
В настоящее время на сайте реализована возможность подписаться на рассылку новых разъяснений, размещенных на сервисе. Для подписки достаточно ввести на странице сервиса адрес своей электронной почты, на который будут поступать новые документы в виде ссылки.
Кроме того, сервис позволяет непосредственно из ресурса направлять обращения пользователей в ФНС России о несоблюдении налоговым органом разъяснений ФНС России.
13. «Часто задаваемые вопросы». Сервис создан для повышения качества информирования налогоплательщиков. Здесь собрана база ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, о порядке взаимодействия с налоговыми органами по различным вопросам и т.д.
14. «Заполнить платежное поручение», «Уплата госпошлины». Данные сервисы позволяют подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде или произвести оплату on line.
15. «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП через интернет». Данный сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через интернет.
16. «Узнать о жалобе». Сервис «Узнать о жалобе» создан Федеральной налоговой службой в целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет и предназначен для информирования Федеральной налоговой службой налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц о поданных ими в центральный аппарат ФНС России и Управления ФНС России по субъектам РФ обращениях (жалобах, заявлениях, предложениях), в том числе на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
С помощью интернет-сервиса можно получить следующую информацию:
— дата поступления обращения в налоговый орган, рассматривающий обращение, и входящий номер;
— срок, к которому должно быть рассмотрено обращение;
— информация о продлении срока рассмотрения обращения;
— реквизиты решения (ответа) по обращению (номер и дата);
— статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено);0
— сведения о результате рассмотрения обращения.
Информация об обращении хранится в базе данных интернет-сервиса с момента поступления в центральный аппарат ФНС России или
Управление ФНС России по субъекту РФ и до истечения года с момента его поступления.
17. «Форум УФНС России по Саратовской области». Форум предназначен для того, чтобы пользователи могли найти ответ на свой вопрос; публиковали на нем ответ на вопрос, интересный многим. Форум — это обмен знаниями, навыками, опытом.