Куда пропали послания из Пенсионного фонда, особенности плановой госпитализации в больницу, бесплатная установка памятника ветерану ВОВ, плата за электроэнергию по нормативам, проблема неработающего лифта и как со всем этим справиться, разъясняют эксперты читателям «МК» в Саратове».
Моя мама обратилась к участковому терапевту с просьбой положить ее в больницу, так как каждую осень у нее обостряется тяжелое сердечно-сосудистое заболевание. Предыдущие годы ее всегда направляли в городскую клиническую больницу № 2, там есть плановое кардиологическое отделение, а в этот раз врач почему-то выписала направление в городскую больницу № 12, что на окраине Заводского района. Но мы живем в центре города, и мне будет очень неудобно добираться к маме на окраину города, кроме того, во 2-й горбольнице маму давно знают врачи и помнят ее историю болезни. Подскажите, как можно получить направление в ту больницу, где мама лечилась раньше?
Евгения Лопашина, Саратов
Согласно федеральному закону РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент, направляемый на плановое (не экстренное!) лечение имеет право выбора лечебного учреждения, независимо от того, в каком районе он проживает и где находится больница. Участковый терапевт не вправе навязывать пациенту определенное лечебное заведение. Если отделение больницы, в которое хочет попасть пациент, на данный момент переполнено, его ставят на очередь и планово госпитализируют, как только появятся свободные места.
Ответ получен в территориальном фонде ОМС по Саратовской области
Мой дед, Фролов Алексей Иванович, 1909 года рождения являлся участником Великой Отечественной войны. В 1985 году умер, все это время мы ухаживали за его могилой, но за столько лет памятник на могиле — железный, с красной звездочкой сгнил, хотя мы красили его каждый год. Я пенсионерка и мне материально сложно поменять памятник деду на новый, была уверена, что его можно установить бесплатно, как это положено всем умершим ветеранам и инвалидам ВОВ. Но в нашем военном комиссариате сказали, что этого сделать нельзя, так как дед умер до 1990 г. Подскажите, правомерно ли это? Каким законом это регламентировано? И как получилось, что ветеранов войны, защищавших нашу родину, поделили на тех, кто «до» и «после»?
С уважением Ольга Волышева, Балашов
Действительно, Указом Президента РФ № 270 от 3 мая 2007 г. определено, что родственники ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также некоторых других категорий граждан (военнослужащих по контракту, солдат-срочников, ветеранов боевых действий, ветеранов Вооруженных сил, некоторых категорий военных пенсионеров) имеют право на бесплатную установку памятников на могилах умерших. К сожалению, вы не попадаете под эту программу. В данном документе определена конкретная дата: право на льготу могут иметь только родственники ветеранов, умерших после 12 июня 1990 г.
Ответ получен в военном комиссариате Саратовской области
От редакции. Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает возмещение расходов, связанных с погребением умерших участников ВОВ (в том числе по изготовлению и установке надгробного памятника) за счет средств Минобороны РФ (вступил в силу с 25.01.95). Согласно статье 12 действие закона распространяется на граждан РФ, а также на постоянно проживающих на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в соответствующих статьях закона. Каких-либо специальных положений относительно необходимости увязки его действия с датой смерти ветерана закон не содержит. Если в военном комиссариате отказывают, подавайте исковое заявление в суд.
В этом году я не получила «письмо счастья» из Пенсионного фонда, хотя раньше они всегда приходили. На почте сказали, что вроде бы Пенсионный фонд перестал делать рассылку, но в нашем поселке узнать об этом нет никакой возможности. Подскажите, так ли это? И как я теперь буду знать состояние своего счета?
С уважением Анна, Новоузенский район.
Согласно законодательству с 2013 г. рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов (ИЛС) граждан в системе обязательного пенсионного страхования была прекращена. Массовая рассылка оказалась неэффективной: к примеру, в 2012 г. в Саратовскую область поступило 1238740 «писем счастья», возврат с почты составил 53451 письмо. По второму этапу поступило 178381 писем, возврат с почты составил 7524 письма. Причины возврата разные. Это и перемена места жительства застрахованного человека, и нежелание идти на почту за заказным письмом и т.п. На рассылку «писем счастья» по всей стране Пенсионный фонд России потратил более 3 млрд руб.
Тем не менее граждане имеют право знать о состоянии их личных индивидуальных лицевых счетов. Каким образом теперь можно получить данную информацию? О состоянии своих ИЛС, как и на протяжении нескольких последних лет, граждане могут узнать через Единый портал государственных и муниципальных услуг www. gosuslugi.ru. Для этого застрахованному лицу необходимо зарегистрироваться на Едином портале и создать свой личный кабинет. Если доступа к интернету нет и гражданин по-прежнему хочет получать «письмо счастья» на бумажном носителе, он может написать соответствующее заявление, обратившись в клиентскую службу территориального управления Пенсионного фонда РФ. В таком случае сотрудники УПФР подготовят выписку из индивидуального лицевого счета и направят ее в адрес гражданина почтовым отправлением. Пенсионный фонд России рекомендует получать подобную выписку как минимум раз в год и хранить ее в архиве личных документов.
Ответ получен в отделении Пенсионного фонда РФ по Саратовской области
В подъезде нашего девятиэтажного дома периодически ломается пассажирский лифт, может неожиданно погаснуть свет, кабина часто застревает между этажами и приходится по часу ожидать лифтера. Многие жильцы боятся им пользоваться и ходят пешком по лестнице, даже пожилые. Мы неоднократно обращались в ТСЖ с просьбой отремонтировать лифт либо заменить его, но сотрудники управляющей компании говорят, что лифт числится полностью исправным. Куда обращаться в подобной ситуации?
Анна, Саратов
Каждый жилец должен не просто позвонить в свое ТСЖ или ЖСК и спросить: «Когда вы почините наш лифт?», а прийти и посмотреть документацию, где будет указана дата последнего ремонта. В вашем случае следует обратиться в управляющую компанию с заявлением в двух экземплярах, на одном из которых должна быть роспись сотрудника управляющей компании, принявшего заявление. От этого будут зависеть сроки ответа. В заявлении нужно поинтересоваться сроком службы лифта, временем его установки, ремонтными работами, которые проводились, и потребовать для ознакомления документы, которые все это подтверждают. Каждая управляющая компания должна иметь договор с организацией, обслуживающей лифты. Собственник жилья имеет полное право посмотреть этот договор и выяснить, не просрочен ли он и имеется ли вообще. Если в управляющей компании ничего не проясняют, документы для ознакомления не дают, собственники могут обратиться в жилищную инспекцию и рассказать о своей проблеме. Это также нужно делать в письменном виде. В обращении лучше всего использовать следующую формулировку: «Просим провести проверку с привлечением необходимых организаций для проверки лифта», дабы в жилищной инспекции не сказали, что подобные вопросы не относятся к их компетенции.
Ответ получен в саратовском областном общественном учреждения «Щит потребителя»
Подготовили Ирина Лихоман и Станислав Шалункин