В Саратове станет меньше аптек
Поразительно, но факт: несмотря на огромное количество проблем в отечественном здравоохранении власти ищут новые способы ухудшить жизнь простых граждан. Последняя инициатива Минздрава нацелена на борьбу с аптеками, которых якобы развелось слишком много. Тот факт, что количество аптечных учреждений регулируется рынком, видимо, ничуть не смущает чиновников в белых халатах. Но саратовские эксперты уверены: государственное регулирование численности аптек приведет к плачевным результатам. И в первую очередь для самих пациентов.
Глава Минздрава РФ Вероника СКВОРЦОВА высказала намерение сократить число аптек. Обсуждение на президиуме правительства развития конкуренции в фармацевтическом секторе шло тихо и мирно и не предвещало неожиданностей, пока руководитель ведомства неожиданно не обнародовала новую проблему — в России слишком много аптек. Вероника Скворцова привела данные, согласно которым в нашей стране одна аптечная организация в среднем приходится на 1,45 тыс. жителей, а это в два-пять раз выше по доступности в сравнении с большинством зарубежных стран (в США — на 4,5 тыс., в Германии — 3,9 тыс. жителей). То есть налицо «превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности», что, по мнению главы ведомства, ведет к низкой рентабельность мелких аптек, которых буквально съедают крупные аптечные сети. Учитывая тот факт, что в стране насчитывается 38 тыс. аптек, легко подсчитать, что в ходе министерской инициативы могут пострадать около 20 тыс. «лишних» аптечных заведений. Кроме того, министр сообщила, что слишком большие аптечные сети снижают качество лекарств, реализуемых в России, а также качество оказания фармацевтической помощи.
В устах министра это довольно серьезное обвинение, которое заставляет задуматься: то ли в Минздраве есть свой «компромат» на определенные аптечные сети, то ли ведомство лоббирует интересы определенных игроков рынка с целью «выдавить» конкурентов. Уж очень подобное предложение напоминает расправу московских чиновников с продуктовым бизнесом, когда по указанию мэра города были закрыты маленькие магазинчики с едой и продуктовые рынки, а оставлены только крупные торговые сети.
Но неплохо бы вспомнить предысторию, которая поможет понять, почему аптек стало много и они продолжают открываться. Ранее в стране действовал стандарт, согласно которому расстояние между аптеками должно было быть не менее 500 м, а площадь аптечных пунктов — не менее 90 кв. м. То есть открыть аптеку в двухкомнатной квартире на первом этаже панельной девятиэтажки было невозможно. Более того, для открытия аптечного учреждения нужно было организовать ряд строго определенных стандартом блоков. Но стандарт отменили — либерализация! И аптечный бизнес возрадовался. Однако в последние два года, как отмечают аналитики, подобная свобода привела к перенасыщению рынка и, как следствие, жесткой конкуренции между аптечными учреждениями.
В Саратовской губернии, по данным гильдии фармацевтов при ТПП Саратовской области, функционирует чуть больше тысячи аптек.
— Раньше считалось, что одна аптека должна быть на 5 тысяч жителей, сейчас в Саратовской области этот показатель примерно на 2 тысячи жителей, — высказывает свое мнение Игорь МИХАЙЛОВ, председатель гильдии фармацевтов. — Большое количество аптек ведет к жесткой конкуренции и дает низкую рентабельность аптечного бизнеса. Кто-то получает прибыль, кто-то терпит убытки, но в основном рентабельность аптек в последние годы невысока, и эти данные признаются и публикуются различными аналитиками. И это явный минус. Но то, что по причине большого количества аптек может ухудшаться качество лекарственных препаратов, не совсем верно. Ведь препараты выпускаются на заводах, а аптеки их просто закупают. Но вот из-за низкой рентабельности аптеки могут начать экономить на всем, и в результате может нарушаться режим хранения лекарств.
Однако министр в своем выступлении не указала главную опасность, которая может грозить потребителям, если число аптек все же уменьшится.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь МИХАЙЛОВ, председатель гильдии фармацевтов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— Да, аптек у нас действительно много. Но если мы говорим о снижении цен на лекарственные препараты и их доступности для населения, то что может сильнее повлиять на снижение цен, чем жесткая конкуренция? Поэтому, если количество аптек уменьшится, обратной стороной медали будет повышение цен на лекарственные препараты. Ведь любыми государственными ограничениями в наценках мы все равно не сможем добиться того, чего может добиться рынок с его конкуренцией. Что касается снижения качества оказания фармацевтической помощи, то действительно, в некоторых аптечных сетях практикуются продажи лекарственных препаратов без консультации фармацевта. Скажем, если крупная аптечная сеть-дискаунтер установила низкие цены на лекарства и в день через нее проходит 800 человек, покупателю будет уделяться минимум внимания. Не потому, что фармацевты плохие, просто иначе они не успеют продать товар. Поэтому отсекаются консультации и на вопрос покупателя «Как пить это лекарство?» может последовать ответ: «Читайте в инструкции. Следующий!» Но, несмотря на подобную технику продаж, многие покупатели все равно будут приходить в эту аптеку, потому что дешево. А те, кому не нравится, перейдут в маленькие аптечные учреждения, где можно получить развернутую консультацию фармацевта. Нельзя сказать, что хуже, а что лучше, поскольку это разные концепции и разные техники продаж.
По мнению Александра АФОНИНА, заместителя директора сети аптек «Канцлер», много вопросов вызывают методы, которыми государство собирается контролировать число аптек.
— Аптек действительно много, тут спорить не придется, но вызывает опасения то, каким образом их численность будет уменьшена, — комментирует ситуацию Александр Владимирович. — Принудительным путем? Или будут введены какие-то новые правила и нормы, или это будет борьба с крупными аптечными сетями, или вообще борьба с частью фармацевтического бизнеса? Если таким образом начнут регулировать рынок, каким аптекам работать, каким нет, то тут нельзя исключить определенную коррупционную составляющую. И если не будет прозрачных правил, то, как мне кажется, ничего хорошего из этого не выйдет.
Отдельно нужно отметить внезапное беспокойство госпожи Скворцовой судьбой маленьких аптек. По словам министра, активное развитие аптечных сетей лишает прибыли мелкие несетевые аптеки. Непонятно, с чего это вдруг Минздрав озаботился этой проблемой?
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Евгения ВЕРИЖНИКОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармации и фармакологии саратовского филиала Самарского медицинского университета (РЕАВИЗ):
— То, что мелкие аптеки поглощаются крупными сетями, — это закон бизнеса. И как мне кажется, контроль, в том числе и качества лекарственных препаратов, легче осуществлять над сетью аптек, чем над мелкими аптечными пунктами, одиночными аптеками. Потому что, полагаю, в них как раз идет наибольшее число нарушений по рецептурному отпуску, и вообще сложно отследить, где они приобретают лекарственные препараты. Что же касается большого числа аптек, думаю, причина этого явления очень проста: идет бесконтрольный отпуск лекарственных препаратов, ведь у нас практически все препараты отпускаются без рецепта. Нет контроля над тем, по рецепту или без рецепта отпускаются лекарства, хотя на упаковках многих лекарственных средств указано «Отпускается по рецепту врача». Если будет налажен рецептурный отпуск, часть аптек закроются сами. Так может быть, с этого и следует начать?
Удивительно, что чиновник такого высокого ранга до сих пор не знает о том, что легче контролировать крупную сеть, чем мелкий аптечный пункт, который «из-под полы» торгует наркотическими и психотропными средствами. Таких мелких аптек, в которых с утра до вечера толкутся наркоманы и алкоголики, пришедшие за пузырьком запрещенной к реализации настойки боярышника объемом 150 мл, и в Саратове немало, причем они спокойно работают не только на окраине, но и в центре города. Что же касается отпуска пилюль по рецепту, то согласно последним данным Минздрава РФ доля рецептурных лекарств в российских аптеках составляет 50,5%. Вот только ведомство почему-то молчит о том, насколько четко соблюдается этот самый рецептурный отпуск.
Эксперты указывают: аптеки популярны, поскольку народ активно занимается самолечением. К врачу, особенно к узким специалистам, в районных поликлиниках дикие очереди и талоны на месяц вперед, а в телевизионной рекламе постоянно крутятся рекламные ролики о препаратах, избавляющих от разных недугов. Что может быть проще — пошел, купил и лечись. Правда, потом всероссийская диспансеризация показывает шокирующие результаты: запущенную онкологию, диабет, сердечно-сосудистые недуги… Так может быть, на эту проблему чиновникам тоже следовало бы обратить внимание, ведь именно спрос рождает предложение, отсюда и аптеки через каждые 200 метров.
Согласно последним данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения 81% опрошенных россиян покупают лекарства, 38% часто ходят в аптеки. При этом 14% респондентов имеют льготы, но многие (39%) покупают лекарства за полную стоимость, считая, что льготные неэффективны. 27% отпугивает сложность процесса покупки льготных лекарств, а 26% — отсутствие лекарств данной категории в наличии. Хотя в целом россияне довольны ситуацией с лекарствами, 70% жалуются на высокие цены. К примеру, каждый пятый респондент (19%) признался: были ситуации, когда он не мог приобрести необходимое лекарство из-за высокой цены. Отсутствие лекарства в продаже расстраивало 11% россиян, 7% становились жертвой рекламы, а 5% вообще купили подделку. Что касается предпочтений в плане производителей лекарств, то если десять лет назад россияне чаще покупали российские лекарства из-за высокого качества (44%), то сегодня они, как правило, не видят с этой точки зрения различий между отечественными и зарубежными лекарствами (41%).
Ну что же, врачей и больницы чиновники уже победили, экспериментируя с переходом на другой вид финансирования, реорганизацией и оптимизацией. Осталось закрыть часть аптек, а в оставшихся поднять цены. И тогда через несколько лет лечить будет некого.
Ирина Лихоман