В какой сфере нашей жизни сейчас меньше всего застоя и больше всего динамики? Долго думать над ответом не приходится — конечно, в сфере ЖКХ. Но прогресс здесь получается чрезвычайно и даже удручающе однобоким. Растёт как на дрожжах только один показатель — тарифы. То есть люди вынуждены платить всё больше и больше, а сами жилищно-коммунальные услуги лучше и качественнее не становятся. Да и вообще, по-моему, никто уже не предполагает, что снабжение квартир и домов водой, газом, теплом и электроэнергией, а также прочими благами цивилизации когда-либо выйдет на новый уровень. Спасибо, сохраняется то что есть. А что тарифы растут — так это стало традицией, пусть и проклинаемой. Отсюда и становятся проблемы жэкэхашной сферы самыми обсуждаемыми в разговорах россиян. А значит, являются определяющим фактором в менталитете современного гражданина нашей страны. Печально, но факт. А как было раньше? Попробуем вспомнить.
В начале теперь уже позапрошлого — 2014 г. — в Госдуме в очередной раз обсуждали принятие законопроекта об ограничении роста тарифов на ЖКХ уровнем инфляции. Конечно, его отклонили, как все предыдущие, а также последующие. Но запомнился этот момент парламентской жизни тем, что в ходе прений из уст одного обсуждающего
из числа заместителей председателя комитета по бюджету и налогам прозвучала очень говорящая (точнее, кричащая) цифра.
Оказывается, за последние четверть века тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране, без учёта деноминации выросли… в 24 тыс. раз. Между тем как индекс инфляции, конечно, тоже неслабо увеличился, но всего лишь в тысячу раз. Значит, ЖКХ обскакало все остальные цены, ростом которых не устают возмущаться россияне, в 24 раза. А ведь и у тех, отставших, тысячная прибавка.
Это было уже довольно давно, и теперь даже эту шокирующую цифру надо пересматривать. В сторону увеличения, разумеется. Ведь тарифы росли и в позапрошлом, и в прошлом, и в нынешнем году...
Раз уж вспомнили об инфляции, то сразу всплывают в сознании непрекращающиеся споры экономистов, журналистов, политиков, аналитиков и прочих о том, что из чего вытекает? Одни клянутся, что тарифы растут из-за инфляции. Другие — и их всё больше — убеждены, что сфера ЖКХ давно уже превратилась в государство в государстве, более того, именно непрекращающийся рост тарифов эту самую инфляцию и стимулирует. Признаться, всё это напоминает старинные притчи-загадки на тему «что раньше появилось — курица или яйцо, плод или дерево»? Какой бы ни был ответ, нам, сегодняшним, пожалуй, всё равно.
Почему вспомнили именно 1992 г., понятно всем. Это точка отсчёта. Кончилось плановое развитие экономики по советскому образцу, завершилась эпоха развитого социализма, люди оказались вброшенными в совершенно другую реальность. В условиях, когда коллапс экономики и развал прежней великой страны стали реальностью, было объявлено, что теперь нас спасёт либерализация цен и свобода торговли. О том, что из этого получилось, у каждого своё мнение. Но, так или иначе, а ровно через десять лет — в 2002 г. — ведущие торговые партнёры России, в первую очередь, главные нынешние враги, то есть США и Евросоюз, признали за ней статус страны с рыночной экономикой. Свершилось.
Ну а что же ЖКХ? Это ведь тоже и рынок, и экономика. Как раз в конце 1992 г. принимается закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в котором было заявлено, что ЖКХ тоже будут реформировать, как и всё остальное. Тут ещё и приватизация подоспела. Разумеется, формулировка о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (то есть о полном перекладывании этих расходов на плечи населения) сопровождалась туманным упоминанием о том, что будут использованы какие-то «меры социальной защиты граждан».
В чём это выразилось? Известные публицисты-экономисты ГЛАЗЬЕВ, КАРА-МУРЗА и БАТЧИКОВ в своём коллективном труде «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг.», выпущенном в
2003 г., приводят такие данные о росте цен на услуги ЖКХ с 1993-го по 1997 гг. в среднем по России. Квартплата в домах муниципального жилого фонда увеличилась в 4506 раз, плата за электричество — в 629 раз, за водоснабжение и канализацию — в 982 раза, за отопление — в 1940 раз, за горячее водоснабжение — в 2700 раз, за газ сетевой — в 3254 раза.
Сейчас это может показаться ужасным, но если учесть, что цены на различные продукты питания в России с 1990-го по 1993 г. выросли в 250-3500 раз, то подобные скачки вписывались в картину общей ситуации в стране.
Как ни парадоксально, в ту пору рост цен в сфере ЖКХ ещё не воспринимался людьми как бедствие — возможно, и даже скорее всего, на фоне общего катастрофического восприятия окружающей действительности. Да и при всём этом жильцы квартир и домов в 1997 г. оплачивали не более 35% от общей стоимости услуг ЖКХ. Остальное всё ещё должны были компенсировать муниципалитеты, на которые свалили эту обузу с государственных высот. Денег у них, конечно же, не было, поэтому предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг разрушались — собственно, этот процесс пошёл ещё с самого начала 1990-х. Удалось ли их восстановить (и удастся ли?) — вопрос открытый в силу своей закрытости. Вряд ли этим предприятиям имеет смысл декларировать, в какой стадии восстановления находится их хозяйство.
Так или иначе, к 1997 г. провал обещанных реформ стал явью (что и подтвердил последовавший вскоре дефолт). Поэтому для ЖКХ (а значит, и для плательщиков) наступают новые времена — к 2003 г. граждане будут обязаны платить за все услуги полностью. Это было закреплено Указом Президента от 28 апреля 1997 г., одобрившим Концепцию реформы ЖКХ РФ.
Вот теперь и начинается настоящий рост тарифов, который через несколько лет переходит в режим галопа. Уже в 1999 г. на жильцов возлагается оплата 60% всех услуг жилищной и коммунальной сферы (хотя во многих регионах этот законодательно установленный уровень завышается, что объясняется запредельной изношенностью хозяйства). Ну а потом...
Конечно, и к 2003 г. официально перевести население на 100-процентный уровень оплаты жэкэхашных дел не удалось. Это произошло лишь в 2006 г., после того как вступил в действие новый Жилищный кодекс России. Но последствия следования кардинальному направлению реформирования стали ощущаться довольно быстро.
В результате преобразований цены на услуги ЖКХ растут, разумеется, не такими дикими темпами, как в середине 1990-х, но зато на фоне относительной стабилизации в стране они превращаются в проблему, становятся для большинства людей головной болью и одной из серьёзных статей при планировании семейного бюджета. А система всё совершенствуется, органам местного самоуправления дают право утверждать нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и даже устанавливать на них тарифы. Итоги не заставляют себя ждать. В учебниках по экономике приводятся такие данные. Только за 2000 г. плата за жилищные услуги выросла в РФ на 38,6%, а плата за коммунальные услуги — на 44,7%. В декабре 2001 г., по сравнению с декабрём 2000 г., жилищно-коммунальные услуги подорожали на 56,8%…
Теперь, когда появилась возможность после неразберихи 1990-х считать и сравнивать, рост тарифов стал вызывать даже большее недоумение у экономистов.
Например, эксперты компании PennyLaneRealty пришли к выводу, что тарифы с 2001-го по 2011 г. выросли в среднем по России в десять раз (если же считать с
2000 г., то более чем в 11). Практически настолько же за десять лет выросла и квартплата. Это притом, что вода за тот же срок подорожала примерно в четыре раза, газ и мазут — в пять-шесть раз… Где же логика?
Директор департамента продаж элитной недвижимости компании PennyLaneRealty Александр Зиминский подсчитал, что если в 2001 г. на оплату коммунальных услуг у россиян уходило в среднем 15% ежемесячного дохода, то в 2011-м — этот показатель вырос до 25%.
Тогда же, в 2011 г., были приняты очередные установки на действие тарифов и высказаны со стороны руководства страны очередные угрозы в адрес тех, кто будет эти установки нарушать. Результат не замедлил сказаться — когда в нынешнем году аналитики подсчитывали рост платы за услуги ЖКХ в очередном десятилетии — с середины 2000-х до наших дней, он уже оказался более скромным — «всего» в 6,5 раза. Тем не менее в нынешнем году тарифы вновь повышены, хотя и «по-божески» — ниже уровня инфляции. Но, учитывая новые налоги, отчисления на капремонт и непрекращающийся кризис, очередной рост жэкэхашных цен многими воспринимается как бедствие.
Что можно сказать? Скачки расходов на содержание квартир совпадают с драматическими моментами истории России постсоветского периода. 1993 г. — расстрел парламента и окончательное уничтожение тогдашней оппозиции, 1997 г. — окончательный провал прежнего курса реформ, приход нового правительства и обещание реформ новых. 2000-2001 гг. — начало эры ПУТИНА. 2005-2006 гг. — относительная стабилизация жизни россиян в преддверии очередного кризиса, последовавшего через несколько лет. Ну а сейчас, сами знаете, какая международная обстановка. Интересно и то, что настоящий рост начался тогда, когда в целом российская жизнь приобрела более цивилизованный облик. Тут можно о многом говорить, но с объявлением нашей страны полноценной рыночной державой отношения поставщиков и потребителей любых услуг, включая ЖКХ, приняли сугубо рыночный характер, но пока лишь с одной стороны. Ведь до сих пор мы не выбираем тех, кто оказывает эти услуги. Конечно, можно бороться, заваливать суды исками, как советуют иные пламенные публицисты и ораторы. Но об этом речь впереди — пусть каждый сам выбирает свою линию поведения.
Ну а что же наша Саратовская область? Как у нас растут тарифы — больше или меньше, чем в других регионах России? Можно сказать лишь одно: если верить официальной статистике, наша область среди соседей по Приволжскому федеральному округу выглядит далеко не несчастной. Конечно, у нас тарифы не самые низкие в ПФО, но одни из самых низких. По крайней мере, лет пять-шесть назад сообщалось, что более щадящие цены на услуги ЖКХ для приволжцев только в Башкортостане и в Оренбургской области. А в этом году нам предложили гордиться тем, что область вошла в пятёрку окружных субъектов с самыми низкими ценами на электроэнергию. Так что не всё потеряно и есть к чему стремиться.
Автор: Станислав Орленко