За здоровье россиян! — думаете, это заздравный тост? Ничего подобного, это девиз бурной деятельности определённого круга наших общественников и депутатов. До чего они только не додумываются в борьбе за наше с вами здоровье — физическое и духовное!
То хотят запретить курить женщинам моложе 40 лет, то требуют убрать из рекламы намёки на секс, то собираются заставить пользователей интимуслуг жениться на проститутках, то призывают брать деньги за аборты с мужчин, в том повинных, то… Перечислять можно до бесконечности — загляните в инет, там ежегодно составляют топ-рейтинг самых нелепых законодательных инициатив России. Сейчас у социально активных граждан появился новый повод для дебатов — предложение запретить в дневное время показ фильмов, где герои употребляют спиртное. Чуть меньше, но тоже порядочно шума наделала идея о лицензировании «белых магов» (о легализации «чёрных магов» пока речь, слава богу, не идёт, хотя и от такого зарекаться не стоит).
Попробуем представить, что будет — вернее, чего не будет, если предложение Центра национальной алкогольной политики о запрете сцен с распитием спиртного в фильмах пройдёт. Какие из наших, как говорится, культовых кинолент мы больше не увидим в дневное время или увидим в купированном виде?
Какая тема в кино сейчас самая важная и востребованная? Правильно, патриотическая, то есть раскрывающая истоки подвига советского народа и Красной армии в годы Великой Отечественной войны. И конечно, здесь лидируют в рейтинге советские фильмы, поскольку с некоторых пор всё советское стало лучшим в мире и в истории.
Навскидку: «Они сражались за Родину» — эту картину чаще всего называют самой лучшей для достижения целей военно-патриотического воспитания (хотя в ней, как и в незаконченном романе Михаила ШОЛОХОВА, показан горький путь отступления летом 1942 г., что вызывает упаднические настроения бойцов и презрительное отношение к ним местного населения, обзывающего их «драпальщиками»). Чем награждает командир бойца Лопахина (Василий ШУКШИН) за сбитый из противотанкового ружья немецкий самолёт? Да проклятой водкой — даже свой НЗ ему щедро дарит. И тяжело раненного бойца Звягинцева (Сергей БОНДАРЧУК) девчонка-медсестра на поле боя приводит в сознание, вливая в рот ту же водку — он у неё ещё добавки просит, да и хирург в полевом госпитале подкрепляет силы солдата таким же универсальным лекарством. Выбросить эти сцены? Эпизод с пьяным немецким офицером, который, насвистывая песенку, марширует на русские окопы, можно оставить — он враг, пусть заливает свой страх шнапсом.
С другим чаще всего вспоминаемым фильмом — «В бой идут одни «старики» — ещё хуже. Там постоянно разговоры кружатся вокруг дополнительных «ста грамм за сбитый» — их даже непьющий Кузнечик (Сергей ИВАНОВ) из принципа требует. Как самый строгий приговор звучат слова комэска Маэстро (Леонид БЫКОВ): «От полётов отстранить, ста грамм не давать…» Ну и сам Маэстро с пехотным капитаном употребляет ударную дозу спирта за «победу» и за «будем жить», отказываясь запить спирт водой, чем вызывает восхищение соседа по застолью (слово «собутыльник» всё же как-то неуместно). Явная алкоголизация советских «соколов-истребителей».
Даже самый мужественно-женственный фильм о войне «А зори здесь тихие» не обходится без походно-полевой чарки. Строгий старшина Васков (Андрей МАРТЫНОВ), доведённый своими девчатами-подчинёнными до стресса, просит у хозяйки самогона, а в лесу сам предлагает им выпить за быстрые ножки Лизы Бричкиной (Елена ДРАПЕКО), к тому времени утонувшей в болоте, и их светлые головы. Даже сама завязка сюжета — прибытие в распоряжение Васкова бойцов женского пола — связана именно с доконавшим его пьянством мужчин-зенитчиков на тихом разъезде, неожиданно превратившемся в прифронтовой курорт. Так что и этот фильм придётся исключать из общедоступного просмотра.
Сам разведчик Исаев-Штирлиц (Вячеслав ТИХОНОВ) регулярно употребляет с немцами коньяк — то в поезде, то в своём особняке, правда, при этом разбивая очередную бутылку о голову незадачливого гестаповца. А фильм «Судьба человека» и вспоминать не стоит — его кульминационную сцену, где Соколов (Бондарчук) глушит с лагерфюрером водку стаканами и без закуски, иначе чем пропагандой всепобеждающего пьянства назвать нельзя. Впрочем, стоит вспомнить, что это экранизация рассказа Шолохова, который, как известно, отнюдь не был трезвенником, как и другие фронтовые писатели — Александр ФАДЕЕВ, Александр ТВАРДОВСКИЙ, Константин СИМОНОВ… Может быть, их книги тоже стоит исключить из общего доступа?
Короче, напрашивается вывод: о войне надо снимать что-то вроде популярной у нас в своё время чехословацкой пародии на вестерны «Лимонадный Джо», где ковбой-трезвенник легко расправляется с многочисленными противниками, имеющими пагубное пристрастие к виски и джину. Вот только можно ли пародировать патриотизм? Некоторые события последних лет позволяют ответить, что, наверное, можно (к сожалению).
Обратимся к другому любимейшему нами пласту отечественного кинематографа — неподражаемым советским комедиям Леонида ГАЙДАЯ и прочих великих мастеров. Во что превратится «Бриллиантовая рука» без сцен в ресторане с песней про зайцев и в гостиничном номере с криком «Невиноватая я!»? Об этом и думать не хочется. А «Кавказская пленница» без «птичку жалко!» и «белый, горячий, совсем белый!»? Из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» придётся убрать эпизоды царского банкета — «Танцуют все!» — и застолья в московской квартире, где изобретатель и самодержец всея Руси употребляют водку, которую «ключница делала».
Даже в «Джентльменах удачи», когда заведующий детским садом успешно перевоспитывает уголовников, отучая их от вредных привычек, не обходится без распития шампанского (при этом высказывается сожаление, что «скучно без водки»), да и момент с употреблением Косым (Савелий КРАМАРОВ) шампуня в качестве аперитива до сих пор этот фильм не портил.
Наконец, если уж говорить о кинозапретах, то старшее поколение должно помнить, как исчез в конце 1980-х с телеэкранов обязательный и любимый всеми предновогодний фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Его в ту пору сочли разлагающим, ведь главный герой обретает личное счастье только потому, что впервые в жизни напился до бесчувствия. Так что нынешние запретительные инициативы далеко не первые на памяти людей, которые успели побывать сначала советскими, потом российскими гражданами.
Чтобы закончить тему, вспомним любой из фильмов, оставивших глубокий след в памяти и в душах. Космонавты в СССР не ходили на орбиту без подпитки «Белым солнцем пустыни». А ведь там самый колоритный герой — Верещагин (Павел ЛУСПЕКАЕВ) — одновременно самый настоящий пьяница, употребляющий безмерное количество самогона в самых неподходящих для того погодных условиях, когда вокруг всё плавится от испепеляющей жары. Кстати, известный факт, что товарища Сухова изначально должен был играть Георгий ЮМАТОВ, но он благополучно ушёл в запой, поэтому утвердили Анатолия КУЗНЕЦОВА.
При просмотре советской версии «Трёх мушкетёров» с Д’Артаньяном (Михаил БОЯРСКИЙ) в придачу кажется, будто они питаются только песнями, поединками и вином, поскольку, кроме обжоры Портоса (Валентин СМИРНИТСКИЙ) с жареным цыплёнком на острие шпаги, никто из них еды не употребляет, зато каждый постоянно прикладывается к бутылке — «радуется кубку». Атос (Вениамин СМЕХОВ), как и в романе ДЮМА, являет собой пример вполне спившегося графа де ля Фер.
Вообще можно вспоминать сколько угодно советских фильмов, где пьющий герой вызывает симпатию, — это и «Афоня» с Леонидом КУРАВЛЁВЫМ, и «Влюблён по собственному желанию» с нашим земляком Олегом ЯНКОВСКИМ, даже картина «Москва слезам не верит» не обошлась без алкогольного эпизода с Алексеем БАТАЛОВЫМ.
Кстати, и в героических комедиях-драмах, таких как «Неуловимые мстители» или «Свадьба в Малиновке», алкоголь играет очень заметную роль — он помогает трезвым героям одолеть вечно пьяных врагов. Можно бы их отнести к полезным для воспитания кинолентам, но уж очень ярко и талантливо показаны там сцены пьяного разгула бандитов, которые в принципе отвращения не вызывают и даже обладают достаточным обаянием, как, впрочем, и большинство отрицательных героев советского кинематографа, но это другая тема.
Какой же можно сделать вывод? Запрещая распитие алкоголя в фильмах, мы фактически отказываемся от кино, созданного в эпоху СССР, поскольку оно насквозь пропитано спиртным, как ни парадоксально это звучит. С нынешним восхвалением всего, что связано с советским временем, такой подход как-то плохо вяжется. И главное, что можно предложить зрителю, в первую очередь молодому, взамен? Может быть, оккультно-мистические учения? Это ведь тоже одна из тем последних дней.
Именно так высказался один из православных священников по поводу очередной законодательной инициативы, выдвинутой менее двух недель назад скандально известным депутатом Госдумы Виталием МИЛОНОВЫМ. Хотя, на первый взгляд, последний высказал вполне богоугодную мысль — он предложил ввести уголовную ответственность для всех, кто занимается «незаконной магической деятельностью», то есть экстрасенсов, хиромантов, астрологов, спиритуалистов, гуру, народных целителей и просто колдунов всех мастей. Впрочем, насчёт «мастей» подобного рода деятелей в начале нынешнего года тоже была инициатива: один из депутатов всерьёз озвучил идею о составлении списка всех граждан России, владеющих «белой магией», которая в отличие от «чёрной» не разрушает, а созидает. Им следует выдавать лицензии, вводить в органы власти и всевозможные советы и комитеты, дабы направить их сверхъестественные способности на благо России. Правда, этот проект думой уже отвергнут.
По сути, Милонов говорит о том же самом, только с изнанки. Ведь если признать криминально наказуемой «незаконную магическую деятельность», то подразумевается, что такая деятельность может быть и «законной». Следовательно, есть правильные и неправильные маги, колдуны и т. п. — «правильных» надо узаконить и мобилизовать на служение государству и обществу.
Разумеется, представители РПЦ всячески осуждают подобные попытки как-то узаконить «бесовщину», неважно, с отрицательной или положительной оценкой. Но как тут не вспомнить, что всего лишь менее трёх лет назад, осенью 2014-го, активисты общественного движения «Божья воля», считающие себя истинно православными, обращались к ФСБ и Госдуме с просьбой «запретить россиянам выход в астрал», который они понимают как потусторонний мир, «место обитания падших ангелов». Значит, они тоже признают все эти оккультно-магические реалии, раз требуют с ними бороться на государственном уровне.
Получается, что в последние дни отчётливо обозначились две общественно-депутатские инициативы. Первая — оградить молодёжь от разлагающего влияния телевидения (а также интернета и прочих бесовских выдумок). Вторая — заменить медийное воздействие на умы и души иным — магическим, пусть с белым оттенком. Нам не раз уже приходилось писать о том, как развито в Саратовской области обучение псевдоэкстрасенсорике, гаданию, той же магии, эзотерике и бог (или дьявол?) весть чему ещё и к каким печальным итогам для людей это приводит. У нас давние оккультные традиции, недаром сама Елена БЛАВАТСКАЯ, мать русской теософии, в Саратове провела несколько детских лет.
Но, главное, всё это поразительно напоминает духовную атмосферу последних лет Советского Союза, агонии великой державы, когда так же боролись с алкоголем на экране, запрещали, как я уже сказал, фильм «Ирония судьбы», а в Саратов, как и в другие города, приезжали с гастролями целитель Анатолий КАШПИРОВСКИЙ, колдун России, шаман Чукотки и ещё множество столь же экстравагантных личностей. Во время телесеансов, делая пассы и шевеля губами, заряжал воду и тюбики с кремом бывший телекомментатор Алан ЧУМАК. Страдая ностальгией по СССР, не навязываем ли мы нынешней Российской Федерации его судьбу?
Автор: Станислав Орленко