Разделывание человеческих тел превращается в любимое занятие жителей нашего региона, взявших на себя грех смертоубийства. Теперь убить мало — надо ещё труп четвертовать, превратить в груду нарубленного мяса или, как пишут в протоколах, «человеческих фрагментов». Причина банальна — так легче спрятать мёртвое тело, а значит, скрыть преступление и избежать ответственности. К тому же труп, превращённый во «фрагменты», труднее опознать — по крайней мере, так считают убийцы. Вот и сейчас в саратовских судах рассматриваются сразу два уголовных дела, связанных с так называемой «расчленёнкой».
Позавчера в Саратовском областном суде обсуждали обвинительный вердикт, вынесенный трём подсудимым за совершение особо тяжких преступлений – «похищение человека» и «убийство» плюс «незаконное лишение свободы» и «незаконное проникновение в жилище». Состав этой совсем не святой троицы – двое мужчин и одна женщина, которая признана организатором и вдохновителем злодеяний, способных лечь в основу криминального фильма ужасов. Никто из них ещё не дожил до 40 лет – теперь им предстоит провести долгие годы за колючей проволокой, вдали от радостей свободной жизни. Гособвинитель запросил для всех трёх в общей сложности 53 с половиной года лишения свободы. Теперь дело за судьёй, которому предстоит выносить приговор.
Неделей раньше коллегия присяжных дружно сказала «виновны». Характерная деталь: обоих мужчин признали заслуживающими снисхождения, одного по всем пунктам обвинения, другого по некоторым. А вот даму, кстати, не убивавшую лично, не обагрившую рук кровью, присяжные не пожалели — именно она придумала дьявольский план и заставила двух малознакомых ей мужчин привести его в исполнение. Как видно, она обладает немалым даром убеждать и подчинять себе лиц противоположного пола. При этом какого-то особо злодейско-криминального прошлого у неё нет, юридически она вовсе считается несудимой, хотя в молодости привлекалась за кражу (судимость погашена за давностью лет).
Нынешней весной из живописного пруда в тихом селе Тёпловка извлекли человеческую голову. Вскоре на дне водоёма нашли тело обладателя этой головы. Личность убитого была уже установлена — им оказался житель Балакова 50 с небольшим лет от роду. Под водой его голова и тело пролежали около полугода. К моменту обнаружения останков явки с повинной от убийц уже были получены.
О том, как развивались события этого триллера, нам рассказал следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Саратовской области Илья ЛИТВИНОВ.
Драма разыгралась прошлым летом. В конце июля 2016 г. в квартиру 51-летнего балаковца вдруг заявились незваные гости — двое мужиков под командованием активной и решительной дамы. Они настойчиво интересовались, где сейчас находится его двоюродный племянник, по их сведениям, проживающий по тому же адресу. Не услышав от дяди в ответ ничего вразумительного, визитёры потребовали, чтобы он следовал вместе с ними.
Поскольку такое предложение не вызвало у мужчины энтузиазма, его избили и с угрозами силой заставили сесть в машину. Путь пленника лежал в соседний Вольский район, в село Тёпловка. Там ему вкратце объяснили, в чём провинился его родственник и что дальше ожидает его самого.
Оказалось, что племянник занимался возведением хозяйственной постройки во дворе вышеупомянутой дамы. Работал он вместе с двумя такими же, как он, нанятыми строителями — теми самыми, что позже сопровождали хозяйку и участвовали в похищении человека в Балакове. Выданная племяннику предварительная заработная плата показалась ему слишком скромной, и он, повздорив с хозяйкой, покинул стройку и скрылся.
Хозяйка же в свою очередь почувствовала себя «кинутой». Решила, что строитель и тех денег, которые она ему дала, не отработал. И отправилась на его поиски — ей было известно, что беглый работник проживает в Балакове в квартире двоюродного дяди. Предприимчивая дама прихватила с собой оставшихся двух работников — они теперь выполняли при ней роль то ли пажей, то ли подручных, а в итоге превратились в личных палачей.
Похищенному балаковцу объявили, что он будет сидеть взаперти в сарае до тех пор, пока не вспомнит, где сейчас находится его племянник, и не поможет хозяйке восстановить справедливость в том виде, как она её понимает.
Прошло две недели. Дядя так ничего и не вспомнил. Хозяйка решила пойти иным путём — вместе со своими «шестёрками» она отправилась в Балаково, в его жилище (ключи отобрали у пленника), чтобы найти документы на квартиру и продать её, тем самым вознаградив себя за бегство работника и причинённый этим моральный ущерб. Но увы! Поиски не увенчались успехом: всю квартиру перерыли, а документов не нашли.
Оставшись не солоно хлебавши, атаманша стала думать, что делать дальше. Смысла держать узника в сарае не было никакого. Но отпустить его означало подвергнуть себя опасности, он наверняка пойдёт в полицию и расскажет о своём похищении и заточении, а это серьёзные статьи УК, по ним можно огрести немалый срок.
Решила: от пленника надо избавиться. Теперь она заставила подручных стать палачами — балаковца задушили верёвкой, мёртвому отрубили голову топором и под покровом ночи сбросили в деревенский пруд.
Финал этой сельской криминальной истории подвёл областной суд год спустя.
Другое уголовное дело в своих отдельных моментах весьма напоминает то, о котором рассказано только что. Отличие в том, что судебное решение по этому делу ещё впереди — следователь по особо важным делам Следственного отдела Заводского района города Саратова Александр СТРОК лишь недавно завершил работу по его расследованию и на прошлой неделе материалы были направлены в суд. От следователя мы и услышали подробности жуткой драмы.
В конце января нынешнего года в посёлке ОПХ «Саратовское», что на окраине Заводского района, появилась бродячая собака с большой костью в зубах. Присмотревшись, местные жители пришли в ужас: пёс тащил по снегу… отрубленную руку человека.
Прибывшая по вызову следственно-оперативная группа вскоре разыскала и вторую руку, а также обе ноги, голову и туловище. Всё, что осталось от расчленённого человеческого тела, было свалено в кучу на берегу пруда близ посёлка и теперь растаскивалось бродячими собаками.
Как сказал следователь Строк, дело долго оставалось «тёмным». Лишь через полгода, в июле удалось выяснить леденящие душу обстоятельства.
Начиналось всё обыкновенно — с выпивки в квартире на 16-м квартале в предновогодние дни декабря 2016-го. 33-летний хозяин квартиры и его 29-летний гость употребляли спиртное, свидетелем застолья был трёхлетний сын хозяина.
Как это часто бывает, совместные возлияния привели приятелей к ссоре. Вроде бы гостю пришлось ходить за добавочной порцией и покупать водку за свои деньги и это в итоге показалось ему несправедливым. Он решил прекратить угощать собутыльника и покинуть квартиру, заодно прихватив с собой купленные бутылки. Хозяину такое решение, естественно, не понравилось. Разгорелся спор, быстро перешедший в скандал, а затем и в поножовщину. Позже эксперты насчитают на теле убитого не менее 14 ударов кухонным ножом.
Немного протрезвев, убийца стал прикидывать, что теперь ему следует делать. Криминальный опыт у него кое-какой имелся, но это было давно, к тому же привлекали его не за убийства, а за хищения, и судимости были погашены (совсем как у героини предыдущего рассказа).
Он даже, прихватив сынишку, за женой на работу съездил (сам постоянного заработка не имел), но и супруга ничего дельного посоветовать не смогла. В итоге мужчина не придумал ничего лучше, чем перетащить труп собутыльника на балкон квартиры — благо была зима, и быстрого разложения тела на морозе можно было не опасаться.
Рядом с трупом семья прожила почти месяц — до середины января 2017-го. Но до бесконечности продолжать такое соседство всё же показалось неуместным. И тогда глава семьи, наконец, решился: купил перчатки, ленту-скотч и самую обыкновенную пилу-ножовку.
Купленной пилой убийца и распилил закоченевшее тело приятеля на шесть частей — руки, ноги, голова, туловище. Затем сложил всё это в обычные полиэтиленовые пакеты и, погрузив на детские санки, в которых катал сына, потащил человечину за городскую окраину.
Место для укрытия усопшего он выбрал, хотя и отдалённое — прошагать пришлось не меньше трёх километров, в транспорт загружать свой людоедский багаж побоялся, — но не слишком укромное, рядом с оживлённым шоссе, да и от жилого посёлка совсем недалеко. Поблизости был большой заброшенный сад бывшего опытно-производственного хозяйства, но туда наш герой углубляться почему-то не стал. Свалил куски человеческого тела на берегу пруда — в этом тоже частично повторил действия персонажей тёпловской трагедии, видимо, все, кто расчленяет мёртвые тела, испытывают тягу к водоёмам, может быть, хотят таким образом очиститься. Предавать останки земле посчитал излишним. Кстати, из-за того, что на детских санках не умещались сразу все пакеты с «фрагментами» приятеля, пришлось сделать несколько пеших прогулок к пруду, перетаскивая груз по частям. Теперь хитроумный укрыватель собственного преступления ждёт решения своей судьбы в камере СИЗО.
Две истории, до боли, вернее, до ужаса похожие друг на друга. Не становится ли такое изуверство тенденцией? Если раньше «расчленёнка», о которой ещё в библейской «Книге судей» писали: «взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал её по членам её на двенадцать частей и послал во все пределы израилевы» — считалась уделом предельно «отмороженных» злодеев, а то и вовсе маньяков, то сейчас это превращается в пугающую обыденность.
Автор: Станислав Орленко