В Балтайском районе в середине марта ещё лежит глубокий снег, не отступают морозы по ночам. Главный же нынешний признак календарной весны в этих краях — активная подготовка к полевым работам, которые стартуют уже через месяц.
— Все наши работники — 19 человек — вышли из отпусков и в форсированном темпе занимаются отладкой сельхозтехники, — сообщил директор аграрного предприятия «Царь-Птица» Никита Григорьев. — Тракторный и автомобильный парки хозяйства уже в полном порядке.
Из окна рабочего кабинета руководителя ООО «Царь-Птица» открываются виды на лесистые возвышенности, своим великолепием не уступающие пейзажам Карелии. Но земли, пожалованные императором графу НЕССЕЛЬРОДЕ (от тех времён происходит название села Царевщина, где расположено предприятие), при своей внешней привлекательности не так щедры в растениеводстве и не слишком послушны сельскохозяйственным орудиям. По местным меркам площадь пашни хозяйства внушительная — порядка 4 тыс. гектаров. Пласты чернозёма занимают примерно её четвёртую часть, но очаги высокого плодородия тут и там смешаны с песком, солонцами, мелом либо с кремнистой осадочной породой — опокой. По этой причине на одном и том же поле показатели намолота разнятся от 3 до 30 центнеров с гектара, и такая картина чаще наблюдается на косогорах, где почвенная влага распределена неравномерно. Широкозахватным агрегатам не развернуться на пахотных участках со сложным рельефом. В подобных условиях непросто обеспечить рентабельность сельхозпредприятия.
— Посевы подсолнечника — главная составляющая в аграрном секторе нашей климатической полосы, — подчёркивает директор ООО «Царь-Птица». — Приличный урожай этой культуры в сочетании с её оптимальной рыночной ценой в период 2014-2016 годов позволил было фермерам расправить плечи. Вот прошлогодние результаты выдались в целом неоднозначные. С одной стороны, зафиксированы рекордные показатели валового сбора. А с другой — произошёл обвал цены на семечки подсолнечника: элеваторы и маслозавод в нашей области принимали эту продукцию по 15 рублей за килограмм, что в среднем на 10 рублей меньше, чем в 2016 году. Кроме того, и по сей день не убрано с полей много подсолнечника: его потери составляют до 5 тысяч тонн по району. Из 1280 гектаров, занятых данной культурой в хозяйстве, не удалось собрать примерно шестую часть. Мы пытались спасти эти остатки в январе, но быстро отказались от затеи, так как подмёрзшие семечки всё равно не продашь с выгодой. Эти потери урожая вызваны погодными условиями, в нашей местности особенно непредвиденными — то дожди заливают, то сушь стоит такая, что озимые сеем буквально в пыль. Прошлым летом затянулся период вегетации подсолнечника, в пик уборки «солнечного цветка» растения не достигли товарной зрелости. А тут хлынули осадки, сгустился туман, и, набухнув от влаги, их отяжелевшие шляпки попадали на землю. Придётся перепахать участки с неубранным подсолнечником, чтобы его семена не проросли уже как сорняк, забивающий другие культуры, высеваемые по системе трёхполья, которая практикуется у нас на предприятии. Да, в итоге ожидания аграриев оказались завышенными. Некоторые фермеры, вовсе не убравшие подсолнечник, попали в критическое финансовое положение.
Аграрное производство сродни лотерее, где успех обусловлен стечением ряда обстоятельств. Но здесь и свои каноны. Важно сохранять в севообороте определённые растениеводческие виды, даже если их реализация в конкретный момент сильно затруднена. В то же время сельское хозяйство немыслимо без постоянных экспериментов с посевами, технологическими приёмами.
— Помимо подсолнечника, в основном представленного гибридами фирмы Syngenta, в нашем хозяйстве традиционно произрастают озимая пшеница, яровой ячмень, овёс и горох, — продолжает Никита Григорьев. — Эти культуры необходимы, чтобы обеспечить нормальный севооборот. Потенциально они экономически выгодны. У нас складировано 350 тонн гороха. Нынешняя рыночная цена — около 8 рублей за килограмм — не соответствует величине затрат на производство. Однако ситуация на рынке меняется непредсказуемым образом, в том числе побуждая фермеров наращивать линейку возделываемых видов в растениеводстве. Тут не обходится без риска: только-только заложив горох, при его жатве мы потеряли из-за неправильной настройки комбайнов значительную долю урожая. К новой культуре надо ещё привыкнуть, учась правильно её обрабатывать и убирать. Действуя же методом проб и ошибок, стремясь к новым целям, не останемся «древней ветвью эволюции». Что мы только ни выращивали! Культивировали кукурузу, и оказалось — её нецелесообразно возделывать, не имея сушилки в хозяйстве. Рассматриваем варианты посева рапса, льна, рыжика, востребованных экспортёрами — Ираном и Турцией, с которыми многие сельхозпроизводители Саратовской области работают напрямую, минуя перекупщиков. Мелкие и средние фермеры, правда, не могут по отдельности выйти со своей сельхозпродукцией на международный уровень. Они производят по 2,5-3 тысяч тонн пшеницы, тогда как участие в экспортных тендерах предполагает отгрузку продукции партиями в 10, 15 и более тонн. Аграрии нашего калибра могли бы объединяться, чтобы формировать подобные партии товара. Это позволило бы продавать сельхозпродукцию по ценам гораздо выгоднее тех, что обычно нам предлагают.
Ныне 26-летний руководитель ООО «Царь-Птица» возглавил хозяйство по завершении учёбы в Саратовском экономическом институте. Он продолжил дело отца, чей портрет вместе с заслуженными основателем предприятия почётными грамотами в офисе — как напоминание о тех требованиях, что предъявлял и к себе, и к подчинённым рано ушедший из жизни Сергей Игоревич ГРИГОРЬЕВ.
— По образованию отец был птицеводом, эту же профессию получила и моя мама Анна Николаевна РЫЦАРЕВА, которая контролирует работу инкубационной станции в составе предприятия, — рассказывает Никита Сергеевич. — Сколько помню, папа ни разу не был в отпуске. Каждодневная ноша агрария составляла главный смысл его жизни. Чувство призвания к такому труду он привил мне, ещё школьником ступившему на поприще сельхозпроизводства — управлялся с лопатой на мехтоке. Будучи студентом, помогая в дни сева или уборки, после занятий я выезжал из Саратова домой, чтобы «отпахать» смену в поле, а после полуночи снова спешил к утренним занятиям в вузе. До того как создать собственное крестьянско-фермерское хозяйство, название которого очевидно дань профессии моих родителей — кандидатов наук, отец возглавлял племенной птицеводческий завод — ГППЗ «Царевщинский». Он вывел птицефабрику из долговой ямы, завёз сюда кур высокопродуктивной породы иза браун. Организация стала рентабельной, и тут собственники почему-то решили её продать. Тогда папа переквалифицировался из птицевода в агронома. Первое время наше хозяйство было сильно обременено кредитами, что и понятно: начинали на ровном месте. Вообще без кредитных средств сельхозпредприятию не обойтись, если ему не поступают финансовые вливания от государства.
В структуре доходов хозяйства доля инкубационной станции, конечно, невелика, тем более что выведение бройлерных цыплят здесь продолжается всего три весенних месяца в году. В ООО «Царь-Птица» инкубируется до 110 тыс. яиц за сезон. Выводок цыплят — 75-80%. На эту продукцию устойчивый спрос: суточных птенцов охотно закупают владельцы местных подворий и оптовики, приезжающие также из Пензенской, Ульяновской, Самарской областей. Главные планы развития предприятия, рассчитанные на отдалённую перспективу, согласуются с темой кандидатской диссертации, к защите которой Никита Григорьев готовится как лицо, получающее второе высшее образование в Саратовском государственном аграрном университете имени Н. И. Вавилова.
— Научная тематика, которой занимаюсь, — «Произрастание подсолнечника и точное земледелие», — пояснил молодой фермер. — Этот раздел, если излагать вкратце, исследует способы внесения удобрений строго по норме на определённой площади пашни и уменьшения затрат по обработке почвы. С помощью картографии, установленных на сельхозтехнике датчиков и JPS-навигации выявляются участки, где не хватает той или иной подкормки, средств защиты растений. Без полного технического переоснащения хозяйства нельзя внедрять подобную методику. Тут мы возвращаемся к ранее затронутой теме кредитования сельхозпредприятий. Среднестатистический аграрий не может позволить себе обновить за короткое время парк техники. Максимум, что нам удалось в этом отношении, — оформить 15-процентный кредит для покупки трактора модели К-714 «петра» стоимостью 6 миллионов 880 тысяч рублей. Предполагалось, ставка по кредиту не превысит 5 процентов, ведь руководители банков заявляли о готовности профинансировать на таких условиях не только агрохолдинги. А в результате лишь крупные сельхозпроизводители удостоились столь выгодной поддержки в 2017 году. Неприятно удивила реплика из уст какого-то чиновника на пресс-конференции в Минсельхозе России: «Этот кредит надо заслужить». Как будто не видно самоотверженной работы рядовых фермеров, заботящихся и о том, чтобы новым поколениям в наследство досталась не выжженная земля, а обихоженная пашня.
Если внедрение самых современных инноваций в ООО «Царь-Птица» пока отложено до лучших времён, то, по крайней мере, хорошо себя зарекомендовавшая сельхозтехника российского, белорусского и украинского производства обеспечивает запланированное сокращение сроков высева и уборки в хозяйстве.
Приобретены два посевных комплекса компании «Агромастер» (Казань) — пневматический и механический, улучшенные сеялки для зерновых и подсолнечника, гарантирующие точный высев. Простои по вине механизаторов практически не отмечаются.
— Проблем с подработкой собранного урожая мы уже не испытываем, — дополнил Никита Григорьев. — Это объясняется вводом в строй мехтока производительностью от 30 до 35 тонн в час. Построен склад на 1400 квадратных метров. Таким образом, можем создавать запасы продукции большего объёма, чтобы дождаться выгодной цены реализации. С техническим обеспечением у нас всё нормально. А ситуация с кадрами в аграрной сфере внушает тревогу. Куда деваются после обучения специалисты — непонятно. Средний возраст наших работников — около 40 лет. Этому показателю ещё можно завидовать, так как в других хозяйствах костяк составляют лица предпенсионного возраста. Стабильная зарплата на предприятии, увы, не привлекает молодёжь, в основной массе стремящуюся уехать в крупные города. Хорошо, что в производстве могу опираться на помощь родственников. По моей просьбе переехал сюда из Тольятти мой двоюродный брат Павел Алексеевич РЫЦАРЕВ, по специальности инженер. Такие сотрудники ценятся в нашем районе на вес золота. Ещё отмечу, что в ООО «Царь-Птица» трудится один из лучших агрономов Саратовской области Алексей Анатольевич БРЯКУНОВ. Вместе с ним можно горы свернуть!
Автор: Александр Тиховод