Главная / Издания / И пропадёт ваш скорбный труд

И пропадёт ваш скорбный труд

И пропадёт ваш скорбный труд
30 мая 2018

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№22 (1083) 23.05.2018

Саратовцы рискуют не дожить до пенсии

О новых инициативах федеральных чиновников в народе слагают анекдоты: «Вчера мне оставалось до пенсии 10 лет, а сегодня 15. А вы говорите, нельзя вернуть молодость!»

Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно: российское правительство впервые официально признало наличие планов по повышению пенсионного возраста. Мол, граждане стали практически долгожителями: средняя продолжительность жизни в России превысила 72 года! 

А значит, и трудиться на благо страны они должны дольше. Очевидно, что от подобных нововведений выиграет Пенсионный фонд, который получит шикарную возможность несколько лет получать взносы и не выплачивать пенсии. Самим пенсионерам, у которых отнимут из заслуженного отдыха примерно пять лет, придётся туго.

 

Отдать концы

В Саратовской области с начала текущего года количество пенсионеров выросло на 15,5 тысячи, и сегодня на государственном обеспечении находятся 764,5 тысячи жителей региона. Численность российских пенсионеров растёт год от года, а значит, увеличивается сумма выплат из Пенсионного фонда. Справиться с этой проблемой, по мнению федеральных чиновников, можно только одним способом — принудить граждан позже выходить на пенсию. 

Два варианта развития реформы предложили Минфин и Минтруда (правда, первое ведомство тут же открестилось от разработки, сообщив, что никаких предложений в Правительство РФ пока не направлено). Тем не менее, по предварительной информации, Министерство финансов проработало версию увеличения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65. Минтруда поставило планку для представительниц прекрасного пола чуть ниже — 60 лет, а для мужчин тоже предложил вариант выхода на заслуженный отдых в 65 лет. Таким образом, благодаря реформе Россия догонит европейские страны, в которых пенсионный возраст повышен давно, и позволит улучшить экономическую ситуацию в стране, о чём на днях сообщил бывший министр финансов РФ, а ныне глава Счётной палаты Алексей КУДРИН.

Однако чиновники упорно избегают обсуждения так называемого периода дожития — установленного правительством и рассчитанного по статистическим данным среднего сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. К примеру, если в Европе средняя продолжительность жизни составляет 79 лет, а выход мужчин на пенсию наступает в 65-67 лет, это значит, что граждане пробудут на обеспечении государства 12-14 лет. У нас же ситуация совсем иная. К примеру, в Саратовской области мужчины живут в среднем до 67 лет. И если они станут работать до 65, получится, что на пенсии им останется жить всего два года. Конечно, это средние цифры, но их нельзя сбрасывать со счетов.

Как полагают саратовские эксперты, вопрос повышения пенсионного возраста сложный и довольно неоднозначный.

Комментарий эксперта

Михаил ОРЛОВ, сопредседатель Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта, декан философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского:

— Нужно сразу отметить, что далеко не все социально-экономические меры, предлагаемые правительством, носят популярный характер и с восторгом принимаются населением. Повышение пенсионного возраста — острая и болезненная тема, к которой вот уже несколько лет нас всех старательно готовят. Но, как показывают опросы общественного мнения, подавляющая часть населения до сих пор крайне негативно воспринимает данную перспективу, боится её. На мой взгляд, это связано, с одной стороны, с вероятностью не дожить до нового пенсионного рубежа, а с другой не прожить на пенсии так долго и полноценно, как хотелось бы. Такие аргументы приводят работающие граждане.

Почему россияне испытывают страх перед нововведениями, которые готовит власть? По мнению Михаила Орлова, за этим кроются не только демографические проблемы, связанные с продолжительностью жизни.

— Это ещё и вопросы качества жизни граждан России в целом: обеспеченность медицинским обслуживанием, экологическое благополучие территорий, где они живут, уровень доходов и покупательская способность, — говорит Михаил Олегович. — В таком контексте, говоря о повышении пенсионного возраста, на мой взгляд, правительству нужно бросить все силы и средства на решение задач по повышению качества жизни россиян, поставленные президентом.

Более того, пока правительственные экономисты не сообщили, что станет с людьми, выходящими на досрочную или льготную пенсию. Профсоюзы уже озаботились этим вопросом.

— Безусловно, я против повышения пенсионного возраста, — говорит Николай ТИМОФЕЕВ, председатель областного профсоюза работников образования. — Но объективно понимаю: без этой меры власти вряд ли найдут выход из пенсионного тупика, поскольку работающих граждан становится меньше, а пенсионеров всё больше, а значит, увеличиваются расходы Пенсионного фонда.

Комментарий эксперта

Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Конечно, подобную реформу нужно проводить очень продуманно, тщательно её проработать, выставить проект на общественные слушания. Здесь существует опасный момент: сегодня работники образования (как и сферы здравоохранения) имеют право на досрочную пенсию по выслуге лет. Получается, если пенсионный возраст повысят, то он затронет и льготную пенсию? А ведь эта мера социальной поддержки помогала нашим учителям, если её не будет, их жизнь станет труднее.

 

Догнать и перегнать Беларусь

По мнению Александра СТЕПАНОВА, экс-министра экономики и инвестиционной политики области, реформа, включающая в себя повышение пенсионного возраста, требует серьёзного и взвешенного подхода.

— Как экономисту мне сложно сказать, насколько повышение пенсионного возраста поможет российской экономике — это нужно высчитывать, принимая во внимание множество показателей, — говорит Александр Алексеевич. — Но думаю, правительственные экономисты сделали выводы, что повышение всё же снизит нагрузку на бюджет, иначе и разговоров бы об этом не было.

Комментарий эксперта

Александр Степанов, кандидат экономических наук, доцент ПИУ им. Столыпина  РАНХИГС, член Общественной палаты Саратовской области:

— Пятнадцать лет назад я выступал бы резко против повышения пенсионного возраста: в те годы продолжительность жизнь мужчин была всего 57 лет, как можно было увеличивать пенсионный возраст до 65? Сегодня, если верить официальной статистике, средняя продолжительность жизни представителей сильного пола составляет 67 лет. Правда, и в этом случае получается, что многие не успеют отдохнуть от трудов на пенсии. Но тем не менее не стоит забывать, что только две страны — Узбекистан и Россия — до сих пор имеют самую низкую, «советскую» планку выхода на пенсию. На мой взгляд, если примут окончательное решение поднять пенсионный возраст, главное, чтобы это происходило плавно. То есть не сразу прибавили год, а, скажем, один месяц, и так в течение нескольких лет. Подобная политика позволила бы нашим гражданам привыкнуть к пенсионному новшеству, да и экономистам стало бы понятно, насколько идея о повышении оправдана.

Действительно, если смотреть статистику только стран СНГ (средний пенсионный возраст во всём мире составляет 65 лет), то две страны, о которых упомянул экс-министр, действительно отстают по пенсионному возрасту даже от своих ближайших соседей. Самая высокая планка для граждан, выходящих на пенсию, установлена в Армении: 65 лет для мужчин и 63 года для женщин (при средней продолжительности жизни 75 лет). В Азербайджане представительницы прекрасного пола уходят на пенсию в 60 лет, мужчины в 63, в Туркменистане — 57 и 62 года соответственно, в Кыргызстане — 58 и 63 года, в Молдове — 57 и 62, однако Всемирный банк рекомендовал руководству страны увеличить возраст выхода на пенсию для женщин до 62 лет, а для мужчин до 67. И к этому предложению молдавские власти готовы прислушаться. Беларусь начала поднимать планку пенсионного возраста в прошлом году, в 2018-м она составила 58 и 62 года соответственно.

В странах Балтии соблюдается завидное равноправие: латвийцы обоего пола выходят на пенсию почти в 63 года. В Эстонии мужчины заканчивают трудиться в 63, женщины в 62 года (тоже невелика разница), примерно такой же расклад по возрастам в Литве. А вот некогда братская Украина своих защитников бережёт: пенсионный возраст мужчин, выходящих на заслуженный отдых, не меняется и по-прежнему составляет 60 лет, в то время как женщинам год от года повышают планку: в 2017 г. он был 57,5 года, в 2018-м уже 58,5.

 

Старикам здесь не место

Саратовская общественница Таисия ЯКИМЕНКО относится к идее повышения пенсионного возраста отрицательно.

Комментарий эксперта

Таисия Якименко, председатель Саратовского областного совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов:

— Люди нарабатывают по 30-35 лет стажа и имеют право уйти на заслуженный отдых. Конечно, сегодня сложилась непростая ситуация: в период 90-х годов была низкая рождаемость и сейчас, соответственно, трудоспособных граждан стало меньше. Государство ищет различные способы решить эту проблему. Поэтому, как мне кажется, есть резон поднять пенсионный возраст на какой-то определённый период, пока не восстановится баланс между пенсионерами и трудоспособной молодёжью. То есть такое предложение уместно как временная мера. И кроме того, не все люди способны работать до 62-65 лет, многие к этому возрасту имеют проблемы со здоровьем, зачем вынуждать их ещё пять лет тянуть до пенсии? Те, кто могут и имеют желание, успешно трудятся и сегодня, даже перейдя пенсионный возраст. Но работают на своих местах. Найти новое место человеку предпенсионного возраста сложно, так же довольно проблематично переквалифицироваться. В итоге может получиться, что с привычной работы пенсионера «попросили», а на другую он устроиться не может. И что в этом случае делать?

Опасения саратовской общественницы поддерживают столичные аналитики. Как сообщил одному из федеральных телеканалов директор Института актуальной экономики Никита ИСАЕВ, уже сейчас устроиться на работу сорокалетнему человеку становится сложно. По его словам, «все предприятия хотят молодые кадры, молодые коллективы, причём как в промышленности, в производстве, так и «офисный планктон» — не особо хотят людей в возрасте». Как предполагает эксперт, повышение пенсионного возраста обернётся большой проблемой, поскольку люди не будут трудоустроены в это время, а государство не предоставит им никакой социальной защиты. То есть фактически после повышения пенсионного возраста российские власти могут получить сотни тысяч пожилых безработных.

В идеале, устраивая подобные реформы, права граждан предпенсионного возраста необходимо защищать при помощи трудового законодательства (дабы их не сокращали и не подводили к увольнению), а также создавать дополнительные рабочие места. Но в современных реалиях говорить об этом просто смешно: нет достойных рабочих мест для молодых работников, что уж говорить про «недопенсионеров».

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий