Главная / Издания / Маленькие муки

Маленькие муки

Маленькие муки
18 июля 2018

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com

МК в Саратове

№30 (1091) 18.07.2018

Саратовские семьи опасаются потерять детей

Многодетные семьи живут в постоянном страхе. Боятся признаться в сложном материальном положении и обратиться за помощью в социальную службу, ибо к ним сразу нагрянут сотрудники органов опеки. Опасаются фотографироваться с подарком от благотворителя, чтобы фото не всплыло в интернете, — это даст повод опеке поинтересоваться заработками родителей. Они обходят стороной соседей, которые косо смотрят на большое и громкое семейство, ведь сигнал о неблагополучии семьи снова послужит поводом для контролирующих органов заглянуть «на огонёк». Несколько лет назад чиновники клятвенно заверяли: ювенальная юстиция служит исключительно для защиты прав детей из неблагополучных семей! В реальности поводов для того, чтобы ребёнок из родной семьи был помещён в детский дом, масса: начиная от нехватки фруктов в холодильнике и дырявых колготок малышей и заканчивая отсутствием ремонта в квартире. А как же «Десятилетие детства» — правительственная программа, направленная на защиту детей? Или она касается только благополучных семей? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Бес стратегии

По данным Минтруда РФ, 70% бедных в России — семьи с детьми. Чем больше в семье детей, тем выше шансы пополнить ряды малоимущих и стать объектом пристального внимания контролирующих органов.

Этой весной на форуме «Сообщество», организованном Общественной палатой России, один из круглых столов закончился скандалом. Острая дискуссия развернулась на круглом столе «Бедность как повод неправомерного вмешательства в семью. Отобрание вместо поддержки». Модераторы — члены Общественной палаты РФ Элина ЖГУТОВА и Людмила ВИНОГРАДОВА раскритиковали действующую Национальную стратегию действий в интересах детей. Они предложили отказаться от института замещающей семьи и перестать изымать детей из родных семей в превентивных целях.

Общественницы считают, что тяжёлое материальное положение семьи не должно быть основанием для изъятия ребёнка.

«Когда в протоколе, приказе, каких-то официальных документах фигурируют фразы: «недостаточно продуктов в холодильнике», «одежда не по сезону», «отсутствие отдельных спальных мест для детей» — такие документы мы часто видим, органы опеки в этих случаях вынуждены перемещать детей в детские учреждения», — сообщила Элина Жгутова. Общественницы предложили изменить социально детерминистский подход, когда одни люди достойны иметь детей, а другие нет только потому, что первые успешны, у них есть деньги. Для счастья ребёнка прежде всего нужны родители, и никакие материальные блага их не заменят, полагают члены Общественной палаты РФ.

Однако чиновники демонстративно покинули зал, не став обсуждать эту тему. Видимо, посчитали, что проблема, озвученная известными общественницами, надуманная. Тем не менее то в одном, то в другом регионе вспыхивает скандал. Органы опеки забирают детей у малоимущих семей и передают их в детские дома и приёмные семьи.  Последние случаи: в Пермском крае троих детей незаконно изъяли из семьи. Им пришлось провести в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, целый месяц, так как сотруднице комиссии по делам несовершеннолетних не понравился беспорядок в их квартире. В Краснодарском крае проводится служебная проверка в связи с публикацией сведений о циничной выходке одного из судей Курганинского районного суда. Перед принятием решения об изъятии детей у матери в связи с тяжёлым материальным положением он заявил адвокату: многодетную женщину стоило бы стерилизовать, сообщают СМИ. Сам судья категорически отвергает обвинения. В Свердловской области пятеро детей в возрасте от 2 до 14 лет были отобраны у малоимущей семьи после анонимного звонка. Перечислять подобные случаи можно до бесконечности. «МК» в Саратове» связался с общественницей Элиной Жгутовой, поднявшей на форуме в Уфе эту острую и злободневную тему.

Комментарий эксперта

Элина Жгутова, член Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства:

— Происходят удивительные вещи: наша страна взяла курс на борьбу с бедностью и поддержку семей с детьми, тем не менее в Татарстане издаётся местный указ забирать детей из семей, которые задолжали за жилищно-коммунальные услуги. О святости материнства, материнской любви, об отношениях между родителями и детьми много говорится, однако во главу угла ставится достойная жизнь ребёнка. А её чиновники зачастую понимают как хорошие жилищные условия и сбалансированное питание. Всё остальное вторично. К сожалению, финансовые потоки направлены в сторону профессионального родительства. То есть семей, берущих на воспитание детей и ежемесячно получающих за это деньги, порой немалые. Детей буквально «вплёскивают» из родной семьи в чужую. Конечно, мы сейчас разрабатываем поправки в Семейный кодекс и другие законодательные акты, но пока не изменится политическая воля, не поменяются механизмы финансирования этой системы, всё будет бесполезно. Социальную политику следует направить на благо семьи, нельзя ставить материальное выше духовного.

 

Дети раздора

А что же Саратовская область? Как рассказывают общественники, и в нашем регионе многие семьи с детьми (особенно многодетные малоимущие) живут как на пороховой бочке.

Передача, снятая нынешней зимой саратовским телевидением про неблагополучные семьи Октябрьского района Саратова, набирает тысячи просмотров на YouTub и соцсетях. Ситуация банальна: телевизионщики решили проехать с рейдом и посмотреть, как живут эти семьи. Молодая пара, проживающая в аварийном доме (правда, пока ещё не признанным таковым), выглядит чистенько и пристойно, демонстрирует проверяющим полный холодильник еды, выстиранную кучку детских вещей, памперсы, игрушки. Однако проверяющие цепляются глазами за тараканов, а камера оператора надолго задерживается на насекомых. Глава семьи пытается объяснить, что дом старый и здесь сложно вывести тараканов. Следующий вопрос проверяющих: «А почему у вас столько мух?» Как говорится, комментарии излишни. Если родители трезвы, дети одеты в чистые рубашонки, а холодильник под завязку набит едой, всегда найдётся повод придраться к жителям аварийного домишки.

Впрочем, два года назад другая саратовская семья едва не потеряла детей из-за разрушенного оползнем дома. Жители Заводского района обратились в Администрацию Президента РФ с жалобой на бездействие местных властей: оползень почти разрушил их дом, а чиновники не желали слышать о проблеме. Зато после обращения местные чиновники пригрозили отобрать детей у семьи. Благополучные родители поначалу в это не поверили, но потом узнали, что органы опеки обратились с иском в суд. Мол, создаются «условия, угрожающие жизни и здоровью детей», поскольку родители с детьми якобы продолжают жить в разрушающемся доме. Чиновники даже сослались на акт обследования условий жизни семьи. Самое интересное, что родители давно сняли квартиру и переехали из опасного дома. На защиту семьи встали детский омбудсмен Татьяна ЗАГОРОДНЯЯ и уполномоченный по правам человека Татьяна ЖУРИК, в результате чего чиновники отказались от иска. А сколько ещё таких семей проживает в аварийных домах (из которых их не желают переселять власти) и расплачивается за неблагополучные жилищные условия собственными детьми? Ведь не каждая мама способна бить во все колокола и обращаться к омбудсменам.

— У меня произошла такая ситуация: я позвонила в органы опеки и сказала, что одной из мамочек нужно помочь определить ребёнка в оздоровительный лагерь, — рассказывает саратовская общественница Ольга Коргунова. — Мне тут же задали массу вопросов. А почему она сама не пришла? А что за семья, какой образ жизни ведёт мать семейства? И в результате: мы сходим, посмотрим, в каких условиях живут дети и что у них в холодильнике. Получается, я хотела сделать доброе дело, а в итоге ниточка потянулась совсем не туда. 

Общественница считает: семьям нужно помогать, а не забирать у них детей.

Комментарий эксперта

Ольга Коргунова, руководитель Саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Многодетные семьи держат ушки на макушке, понимая: попади они в трудную ситуацию, детей можно лишиться в один миг. Причин масса: у ребёнка нет игрушек, в квартире не сделан ремонт, холодильник полупустой (хотя у кого из нас не бывает такой ситуации?) Или мамочка попадает в больницу и после какое-то время находится без работы, а отца в семье нет — и в этом случае над ней нависает угроза потери детей. Семьи рассказывают: мы боимся попросить помощи, потому что сразу предложат оставить детей, так как не можем их содержать. К сожалению, вместо того чтобы поддержать родителей, потерявших работу или попавших в сложную жизненную ситуацию, органы опеки предпочитают более короткий путь — изъять детей. Ведь у этого ведомства не только контролирующая, но и социальная функция. Но помощи семьям нет, хотя организовать её было бы несложно. К примеру, отправить ребёнка в оздоровительный лагерь, или помочь собрать справки для выплаты долга по ЖКУ, или найти благотворительную организацию, которая поможет семье продуктами или самыми необходимыми вещами для детей. 

Как считает Ольга Коргунова, бедность — не повод для изъятия ребёнка из семьи. 

— И даже если папа выпивает — тоже не повод лишать семью её главы, — считает Ольга Викторовна. — Нужно выяснить, в чём причина. Очень часто глава семейства теряет работу и от отчаяния прикладывается к бутылке. Необходимо, чтобы за семьёй наблюдали: приходили из собеса, школы, поликлиники и опеки, контролировали, наставляли, помогли найти работу, если она утрачена. И тогда глава семейства увидит такой «интерес» и придёт в себя. Но у нас утрачена адресная работа с семьями, отсюда и все проблемы. 

 

В семье не без надзора

— Ситуации бывают разные, скажем, мамочка осталась одна с пятью детьми — бросил муж, она живёт на пособия и копеечные алименты, — рассказывает общественница Людмила АЛФЕРЬЕВА. — Попросила помощи, тут же налетают комиссии, проверяющие, заглядывают в холодильник — там пусто (но ведь она и обратилась за помощью), и решают: детей надо изъять, пока мама не улучшит условия их жизни. 

Комментарий эксперта

Людмила Алферьева, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь»:

— Вместо помощи идёт какая-то целенаправленная битва против детей. Причём в группе риска не только многодетные — все семьи, имеющие детей, мамы-одиночки. Так, видимо, проще — забрать детей, чем заниматься семьёй, помогать ей. Несколько лет назад нам удалось вернуть в семью детей, которых поместили в балаковский детский дом. Всем миром сложились, помогли и вещи приобрести, и ремонт сделать. Обычно органы опеки говорят: мы заберём ребёнка временно, пока не устроитесь на работу. Потом ставят новое условие: нужно сделать ремонт, и так далее. Никто не хочет помогать, поддерживать семьи с детьми, а ведь нужна длительная опека, такая же, которая существовала в советское время, когда родителей ругали, воспитывали, помогали, подключали психолога. Но тогда система была гуманной — детей забирали в крайнем случае, когда родители не желали вставать на путь исправления. Сейчас почему-то принято идти по пути меньшего сопротивления: изъять детей — и точка. Никто не хочет пожалеть такие семьи, и в первую очередь детей, которые в них воспитываются. Поскольку лишь 10-15% бывших детдомовцев удаётся наладить нормальную жизнь. Остальные пополняют ряды криминалитета, становятся алкоголиками и наркоманами. 

Тем не менее общественница добавляет «ложку мёда» и рассказывает, что в Саратовской области ещё относительно спокойная ситуация с изъятием детей из родных семей, в отличие от других регионов, где действуют поистине драконовские меры. Её слова подтверждает уполномоченный по правам ребёнка Татьяна Загородняя, которая указывает, что в регионе есть положительные результаты в борьбе с излишними мерами по изъятию детей из семьи. Хочется верить, что в «Десятилетие детства» чиновники смогут правильно расставить приоритеты и оценить, где ребёнку лучше остаться: в родной, проблемной и не очень богатой семье или же в казённом учреждении.

Автор: Ирина Лихоман

2 комментария