Граждане, которых ещё в декабре успели напугать пессимистическими инфляционными прогнозами, тем не менее не унывают и даже слагают анекдоты. Последний: «Стоимость продуктов в магазинах повысилась из-за затрат на бумагу для новых ценников». Но шутки шутками, а цены в сетевых магазинах стали расти ещё во время праздников. Просто не все на это обратили внимание, а вот выйдя на работу, с удивлением заметили повышение стоимости продовольствия. Что к этому привело — рост ставки НДС с 18 до 20%, повышение акцизов на топливо или иные причины, выяснял «МК» в Саратове».
В декабре прошлого года Центробанк РФ опубликовал доклад, в котором содержался прогноз по росту цен на разные группы товаров в 2019 г. Специалисты банка предупредили, что больше всего будут дорожать бензин, вино, автомобили и табачные изделия. Сигареты и топливо сильнее ударят по карманам россиян в связи с повышением акцизного сбора на эти виды продукции — рост цен, в соответствии с докладом ЦБ, ожидается на уровне 4,6%. Менее 1% прибавят в цене алкоголь и автомобили. В ЦБ были вынуждены признать: отрицательное воздействие на покупательскую способность россиян окажет увеличение ставки НДС до 20%.
Но как пока можно видеть, вино и сигареты остались на прежнем уровне, а вот продовольствие пошло в рост сразу после длинных каникул.
В сетевом магазине пенсионерка ругается с продавцом, расставляющим на полке товар. Размахивая пакетом замороженных пельменей, пожилая женщина вещает на весь магазин: «У вас тут наклеен жёлтый ценник, будто пельмени по акции. Но по этой цене я брала их до Нового года, какая может быть акция?» Консультант устало объясняет, что стоимость продукта выросла и теперь «старая» цена действительно акционная, в ближайшее время на пельмени будет установлена новая, более высокая.
Действительно, январское повышение не может не удивлять: в цене выросла даже минеральная вода от нескольких производителей, причём не на 1-2 руб., а на 7-10. Подорожали закупленные ещё до Нового года баночки с томатным соусом, кетчупами и аджикой, которые настолько запылились, что сложно представить, будто их доставили в магазин уже в этом году.
Повышение заметили и органы статистики. По данным Росстата, с 1 по 9 января куриные яйца подорожали на 1,7%, пшено на 1%, гречка на 0,6%. Существенно выросли в цене огурцы — на 8,4%, помидоры на 6,1%, белокочанная капуста на 4,6%. В среднем, цены на плодоовощную продукцию поднялись на 3,1%. При этом на 0,1% подешевела свинина и замедлился рост на сахар.
Что касается яиц, тот же Росстат подсчитал: в декабре 2018 г. цены на яйца выросли на 15,4% по сравнению с ноябрём, по итогам прошлого года яйца в России подорожали на 25,9%. Как сообщило одно из федеральных СМИ, эксперты предположили, что причиной этого стало желание торговых сетей побыстрее получить прибыль на фоне ожидания спроса на продукт перед праздниками. Однако и после Нового года снижения цен не произошло. Зато в некоторых регионах появились яйца по старой, «осенней» цене, но в упаковке по 9 штук.
Саратовстат отмечает, что после новогодних каникул в цене выросло большинство продуктов: говядина, баранина, куры охлаждённые, сметана, молоко, сыры сычужные (твёрдые и мягкие), хлеб, крупы, вермишель, чёрный чай, яйца, сахар, печенье и даже соль.
Правда, реальный рост цен несколько отличается от того, который отметили сотрудники Саратовстата. По их информации, за последние 2,5 недели сыр подорожал всего-то на 7 руб., но на самом деле теперь в сетевых магазинах не найти сыра по 290 руб. — он стал стоить минимум 330. Сыры подороже, продававшиеся в декабре по 370-400 руб. за кило, стоят 400-450. Какие уж тут семь рублей!
Что же касается повышения цен на куриные яйца (в саратовских магазинах они стоят в среднем 64-65 руб. за десяток), то, как объяснил «МК» в Саратове» глава «Саратов-Птицепрома», это связано с сезонностью.
Комментарий эксперта
Валерий НАУМОВ, генеральный директор союза птицеводческих предприятий «Саратов-Птицепром»:
— Сейчас идёт сезонное повышение цен на яйцо. Так происходит ежегодно: к Новому году цена повышается, затем в январе-феврале снижается, к Пасхе снова стоимость вырастет, а летом станет низкой. Уже сейчас отпускная цена на яйцо С1 — первой категории снизилась: была 55 рублей за десяток, сейчас 50 рублей. Поэтому можно ожидать, что после падения отпускных цен розница тоже снизит стоимость куриных яиц. Хотя нужно признать: летом мы торгуем яйцом по 20 рублей, а в магазинах и на рынках оно продаётся по 40, а иногда и по 45 рублей. Наценка — 100% и даже чуть больше. И сейчас вполне может сложиться ситуация, когда мы цены опускаем, а розница продолжает держать. Но повлиять на это крайне сложно. Конечно, хочется верить, что в конце января потребители увидят снижение цен на яйцо в магазинах и на рынках.
Что же касается мяса кур, то, как рассказал Валерий Наумов, его стоимость немного подросла: осенью оптовая цена составляла 122-125 руб. за килограмм, сейчас — 130-135.
— Но многие российские фабрики сократили производство, и мяса птицы будет на прилавках меньше, — рассказывает Валерий Владимирович. — Причина проста: на продукцию низкие цены, а себестоимость высокая. Зерно подорожало почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: было 5-6 тысяч рублей за тонну, сейчас уже 11 тысяч. Какой станет цена дальше — неизвестно, вполне может подняться до 12-14 тысяч рублей за тонну. А если стоимость зерна уже выросла на 50%, значит, увеличится цена кормов, добавок и всего остального. Производство куриного мяса становится просто невыгодным. Практически все предприятия мясного направления работают на нулевой рентабельности. Конечно, мы хотели бы продавать мясо птицы по 150 рублей (опт), но знаем покупательскую способность населения: по этой цене никто продукцию покупать не будет. Нельзя не учитывать рост стоимости электроэнергии, газа, увеличение НДС — конечно, работать становится всё тяжелее.
Некоторые сетевые магазины после новогодних праздников подняли стоимость куриного мяса на 10-15%. А в одной из сетей рост оказался ещё больше: разделанные куриные голени на подложке до Нового года стоили 155 руб. за кило, а после праздников выросли до 210. На рынках цены пока остались прежними: продукция остаётся самой дешёвой в мясной «корзине».
Как Росстат, так и Саратовстат отметили снижение цен на свинину. Вероятно, это связано с тем, что на рынках увеличили стоимость мяса перед праздниками, а после «уронили» цены. Впрочем, под конец новогодних каникул на нескольких саратовских рынках мясо отдавали почти по оптовой цене, поскольку покупателей не было вовсе. Но как только саратовцы вышли на работу, «распродажа» закончилась и цены установили прежние. Видимо, предприниматели стали закупать меньше мяса, зная о сниженном спросе в январе.
Комментарий эксперта
Анатолий БУКИН, директор сельскохозяйственного производственного кооператива «Сельскохозяйственная артель «Дружба»:
— Я не вижу никак причин для повышения цен на свинину. Мы уже несколько лет продаём её по 95-100 рублей за килограмм живого веса, отпуская цена — 170 рублей за килограмм. Хотя растёт стоимость горючего, запчастей, затраты увеличиваются, а выручка от реализации невелика. Да и большого спроса нет. Производство мяса сейчас убыточно.
Известно, что фермерам год от года всё тяжелее конкурировать с производственными комплексами, чьей продукцией забиты магазины. На рынках же стоимость на «домашнюю» свинину устанавливают перекупщики, которые приобретают мясо оптом, а потом ставят свой ценник — в зависимости от сезона, грядущих праздников или общего повышения цен на продукты.
А вот говядина взлетела в цене существенно: килограмм мяса на кости не найти дешевле 310-320 руб. за килограмм, хотя ещё в декабре продавцы отдавали говядину за 280-300 руб. Пока остался на прежней ценовой отметке готовый свино-говяжий фарш: примерно 330 руб. за кило. Правда, торгующие этим продуктом частники стали добавлять в него больше жира и перемолотых сухожилий, ухудшив качество фарша, но зато избежав повышения цены.
Выросла и стоимость овощей-фруктов, что, впрочем, можно объяснить сезонностью. Если учесть, что многие магазины постоянно устраивают акции на этот товар, найти картофель не по 26, а по 14 руб. за кило вполне реально, так же, как и купить хорошие яблоки за 45 руб. вместо прежних 69.
Впрочем, нынешнее повышение цен — ещё только начало. Как сообщил одному из федеральных информагентств исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) Дмитрий ВОСТРИКОВ, совокупность нескольких факторов, в том числе повышение НДС, могут привести к росту потребительских цен в первом квартале 2019 г. Рост НДС скажется не только на отпускных ценах продуктов, но и на стоимости сырья, оборудования и упаковки. «Поставщики вынуждены идти к партнёрам в ритейл и договариваться об изменении цен, потому что рост себестоимости в данном случае продиктован изменением налогового законодательства и НДС — налога, который взимается по всей цепочке производства. Поэтому аналитики считают, что изменение НДС в результате даёт от 4 до 12% повышения себестоимости», — высказал своё мнение директор Руспродсоюза. Как считают эксперты, потребители заметят повышение цен в феврале-марте.
Но сейчас рост ставки НДС никак не мог отразиться на стоимости продуктов. В чём же причина роста цен?
Комментарий эксперта
Михаил ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области:
— Повышение НДС будет заметно через полгода, не раньше. Сейчас потребители никак его почувствовать не могут. Кроме того, само по себе повышение на 2% не может дать существенного роста цен на продукты. Думаю, это совокупность факторов: инфляционные ожидания, повышение тарифов на электроэнергию, поэтому многие предприниматели могут делать упреждающие шаги и поднимать цены на продукты заранее. С этого года также очень сильно выросли тарифы на транспортные перевозки в связи с увеличением цен на топливо. Вообще хочу отметить, что рост стоимости продуктов происходит постоянно: после новогодних праздников цены традиционно становятся выше. Просто раньше это привязывалось к повышению тарифов, уровню инфляции и другим факторам.
Известно: чем меньший процент семейного бюджета расходуется на еду, тем выше благосостояние семьи. По данным социологических исследований, в 2018 г. россияне потратили на продукты почти 35% своих доходов. В 2019 г. этот показатель вырастет, насколько — покажет время.
Автор: Ирина Лихоман