Еще один оскарный фильм. Вообще-то называется он «Vice», поскольку Дик Чейни, о ком собственно и идет речь, довольно долго трудился вице-президентом США при Джордже Буше-младшем. Но vice – не только префикс. Если это существительное, то переводится как «дефект» или «порок». Наши прокатчики решили упростить.
«Власть», 2018, режиссер Адам Маккей, в ролях: Кристиан Бейл, Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Элисон Пилл, Джесси Племонс, Лили Рэйб.
Картина презентуется как сатирическая. На самом деле она скорее циничная. Какие-то моменты, которые заявлены как смешные, могут даже ужаснуть. Ну, например, когда зритель понимает, кто является рассказчиком…
Молодого Дика Чейни, управляющего авто в нетрезвом виде, ловит полиция. Так начинается фильм. Попутно Дика выгоняют из университета Лиги плюща (Йель). Он начинает работать электриком, о чем говорят так, будто Чейни достиг самых низов общества. Тут-то железная леди Линн, супруга Дика, и наставляет его на путь истинный, предупредив, что уйдет от него, если тот не возьмется за ум.
Чейни не просто взялся за ум, а уже через три минуты поступил на службу к Дональду Рамсфелду, яркому политику, ставшему впоследствии министром обороны США. Действие движется в рваном темпе, то забегая вперед, то отставая. В середине фильма вообще пойдут титры. Именно так создатели ленты ознаменуют второе пришествие в большую политику (2000 год) Дона. Чейни, который к тому времени уже отошел от дел, техасский губернатор Джордж Буш-младший предложил пост вице-президента.
Но до этого Дик поработает заместителем главы президентской администрации Джеральда Форда. Смешно было смотреть, какой неожиданностью для штаба Форда явилось его поражение на выборах, когда президентом стал Джимми Картер. Смешные люди, право. Можете себе такое у нас представить? Ну чтоб результаты выборов были неизвестны действующему президенту? Да что там президенту – его противникам!
Вскользь говорится о не так давно отмененной в США доктрине справедливости. Я и не знал, что она действовала с 1949 года. Под угрозой потери лицензии на вещание документ требовал от владельцев теле- и радиостанций честно и сбалансированно освещать ключевые спорные вопросы общественной жизни. То есть представлять разные точки зрения, в том числе политические. И снова задаюсь вопросом – возможно ли такое у нас? Ну разве что в отдаленном будущем…
Удивительно, сколь самокритичны американцы, снимающие такие фильмы. Или опять же – циничны. Потому что многое из того, что было показано – это серьезные обвинения американского руководства – в развязывании войны в Ираке (тут важна мотивация) и толчке к созданию ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). И вроде опять надо бы воскликнуть – вот настоящая свобода слова. Но слово-то сказано. Убедительное слово. Например, о сотнях тысячах погибших (по воле Дика Чейни) мирных жителях Ирака. А потом веселая песенка, и опять все молодцы.
Хороша фокус-группа, по которой изучали мнение общества о том, стоит ли бомбить Ирак. Многие даже не знали, что такое Аль-Каида. Думали, это страна такая, но почему с ней надо воевать, не понятно. В финале здесь завязывается драка между «патриотом» и либералом. Ох, как это все знакомо…
Понравилось, как оформили финальные титры. Рядом с именами создателей картины поместили мушки для ловли рыбы нахлыстом. Я поясню: так ловят форель, голавля, любую быструю и хищную рыбу, промышляющую на течении. На крючок сажают муху или слепня, кузнечика или жука и делают заброс. Груза при этом нет, потому наживка не тонет, а плывет поверху.
Естественно, в любом рыболовном магазине можно приобрести искусственные наживки в виде пушинок и тех же козявок. Очень похожих на настоящих. Так вот мушки на титрах были в виде нефтекачалок, телекамер, минометов, телефона, сердца…
В политике тоже идет рыбалка. Сцена переговоров Буша-младшего с Диком Чейни как раз и перемежается кадрами рыбалки нахлыстом. Но как-то это совсем уж в лоб. Как и объявление Буша о начале бомбардировки Ирака, когда сначала показывают его дрожащую ногу, а потом такую же дрожащую ногу отца семейства, спрятавшегося от бомб вместе с семьей под столом… Не знаю. Юморок от «Шарли Эбдо». А он очень специфический.
Отдельно нужно сказать о Кристиане Бейле, пополнившем галерею актеров, которые ради роли серьезно поправились. Пироги, говорит, ел в большом количестве. Герой, конечно, но больше постарались все-таки гримеры. Они, кстати, и получили единственный Оскар, хотя фильм был представлен в восьми номинациях.
А еще я подумал, почему не снять фильм о каком-нибудь российском государственном деятеле? Например, о Викторе Степановиче Черномырдине? И сам же могу ответить на этот вопрос – да потому что начни рассказывать его историю, придется рассказать и о многих других фигурах.
Навскидку вспомнил только один фильм о нашей власти. Слащавый «Поцелуй не для прессы», где Андрей Панин играет сами знаете кого. Смотреть это совершенно невозможно.
Ну и практически любая картина на политическую тему только еще раз убеждает, что дело это грязное. Хоть в России, хоть в США, хоть в Папуа - Новой Гвинее. Включишь сегодня иной канал, и уже все понятно. Часами демонстрируют большую такую кучу. Ну а кино о государственных деятелях современности – это попытка понять, из каких фракций эта куча состоит. В общем, для очень узких специалистов…
Валерий Кедров