Начало второго месяца осени окрашено в багровый цвет. План по убийствам в первую неделю октября явно перевыполнен. Преступления совершались на службе, в семьях и в компаниях. Смертельные исходы порождались превышением должностных полномочий, супружескими ссорами и конфликтами поколений.
2 октября стало известно о чрезвычайном происшествии в отделе МВД «Вольский». Двум сержантам патрульно-постовой службы предъявили обвинение в убийстве. Точнее, в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека»
(ч. 4, ст. 111 УК РФ), а заодно и в «превышении должностных полномочий, совершённых с применением насилия, с причинением тяжких последствий» — это уже пункты «а, б, в»
ч. 3 ст. 286 УК РФ. За первое деяние предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы, за второе до 10.
Несколькими днями раньше, 26 сентября, прохожие увидели на тропинке в лесополосе между городским кладбищем Вольска и святым источником Владимирской богоматери в посёлке Пролетарский мёртвого мужчину. На его теле обнаружили следы зверского избиения, ставшего причиной смерти. Покойника опознали сразу — им оказался 41-летний безработный Роман МАЛЫШЕВ, проживавший неподалёку вместе с гражданской женой.
Делом занялись оперативники уголовного розыска местного отдела полиции, но очень скоро к ним присоединились сотрудники службы собственной безопасности областного главка МВД. Кровавый след вывел на двух совсем юных полицейских ППС, одному 21 год, другому 22. Вроде бы нашлись свидетели, видевшие, как будущего покойника затаскивали в патрульный полицейский «уазик».
Уже в день задержания оба сержанта признались в содеянном и показали следственно-оперативной группе на месте преступления, как всё происходило. Фабула трагедии до обидного обыденна. Шёл домой по ночному Вольску подвыпивший мужчина средних лет, в прошлом спортсмен. Встретился ему полицейский патруль. Двое молодых сержантов решили, что прохожий нарушает общественный порядок на тёмных улицах и надо его задержать. Однако бывший спортсмен оказался непокорным и сказал стражам порядка что-то дерзкое. Они посчитали, что предусмотренной административным и уголовным законодательством ответственности за такое поведение недостаточно, и перешли к другим мерам. Вдвоём надели на Малышева наручники и затащили в патрульную машину. Затем повезли в укромное место по соседству с кладбищем. Там задержанного долго били кулаками и ногами — это было легко и безопасно, поскольку с закованными в наручники руками сопротивляться и отбиваться он не мог. Потом оставили умирать, истекающего кровью.
Покойного нашли в тихом месте, но история оказалась очень громкой. Ход расследования уголовного дела взял под личный контроль прокурор Саратовской области Сергей ФИЛИПЕНКО. В тот же день, когда сержантов задерживали и предъявляли им обвинение, на сайте регионального ГУ МВД появилось сообщение, что по данному факту проводится служебная проверка, но к задержанным пэпээсникам уже применены карательные меры: «Руководством ГУ МВД России по Саратовской области принято решение об увольнении данных сотрудников и их непосредственных руководителей из органов внутренних дел по отрицательным основаниям, а также о привлечении к строгой дисциплинарной ответственности вышестоящих руководителей».
Так что головы уже полетели. Хотя нелишне помнить: несмотря на все признания обвиняемых и тяжесть совершённого преступления назвать их преступниками может только суд, а всё, о чём сказано выше, пока не более чем версия следствия. В истории саратовских органов внутренних дел бывали случаи, когда сотрудников увольняли даже по более тяжким обвинениям (связь с криминальным миром), клеймили позором, сажали в СИЗО и приводили в пример, как изменников и предателей. Однако, будучи оправданными судом, эти люди восстанавливали все свои права и получали через суд же компенсацию за причинённые неудобства.
Мы обратились к руководству ГУ МВД с просьбой выразить своё отношение к таким явлениям, как применение насилия сотрудниками в отношении граждан, покой которых данные сотрудники призваны охранять, и рассказать о методах, помогающих избавиться от этих служебных пороков. Увы, услышать мнение больших чинов оказалось невозможно, так как начальник главка генерал-лейтенант полиции ТРИФОНОВ находится в отпуске, а в его отсутствии никто не берёт на себя смелость высказываться по столь щекотливому вопросу, к тому же заместитель начальника по линии полиции в свою должность вступил буквально на днях. Но оперативность, с которой отреагировали на сообщение о задержании вольских полицейских, позволяет надеяться, что впредь в подобных ситуациях честь мундира станет защищаться путём немедленного избавления от тех, кто её пятнает. Особенно если учесть, что генерал Трифонов, ещё возглавляя ярославский главк внутренних дел, заслужил репутацию «чистильщика рядов», сменив 90% руководящего состава и часто повторяя свой девиз: «Пощады никому не будет!»
Поинтересовались мы также мнением сослуживцев арестованных, теперь уже бывших сотрудников ППС Вольска. Там «залетевших» жалеют, говорят, что они хорошие ребята, от них не ожидали ничего плохого. Один служил в ВДВ и всего полгода назад женился по большой любви. Другой гордился тем, что служит в полиции, и везде это подчёркивал.
Кстати, как раз сейчас обсуждается закон об ответственности за неуважительные высказывания в адрес сотрудников полиции в интернете. Это призвано защитить честь и достоинство стражей закона от посягательств, выражающихся в распространении сведений, дискредитирующих деятельность системы МВД России. Интересно, сообщение на сайте саратовского ГУ МВД о наказании полицейских и их начальников к таким сведениям не отнесут?
Запредельная для понимания трагедия произошла 1 октября в центре Саратова. С балкона 9-го этажа дома по улице Белоглинской упал молодой мужчина, на руках у которого было двое совсем маленьких детей. Отец и мальчик — полуторагодовалый Артём — погибли на месте. За жизнь четырёхлетней Софьи несколько часов боролись врачи Центра медицины катастроф. Усилия медиков не помогли. Вечером того же дня малышка скончалась от множественных переломов и ушибов.
Ситуация потрясает сама по себе, но настоящий ужас саратовцы испытали, когда выяснилось, что падение с высоты не стало результатом несчастного случая. 30-летний отец семейства поссорился с женой, которая якобы пригрозила ему разводом, написал записку, обвиняя супругу во всех смертных грехах, вышел на балкон и… На тот свет захватил своих маленьких детей, чтобы посильнее досадить их матери.
По факту гибели целой семьи возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ — «убийство малолетнего» и «покушение на убийство двух лиц». Увы, отвечать за эти злодейства некому. Подозреваемый — родной отец погибших детей — ушёл из жизни, оставив живых гадать об истинных причинах столь чудовищного поступка.
Как водится в таких случаях, журналисты и блогеры бросились искать отражение трагедии в соцсетях, где сейчас выкладываются всевозможные откровения. И с удивлением убедились, что на снимках, которые выставляла на своей странице мать погибших малюток, семья выглядит вполне благополучной, если не сказать счастливой. Правда, в конце августа появилась запись, поддающаяся разным толкованиям: «Зачастую мы просто ожидаем от людей большего, чем они могут дать».
Но что бы ни происходило в этой семье за фасадом внешнего благополучия, такой страшной кары не заслужил никто — ни крошки, ни их мама.
Даже детскому омбудсмену нашего региона Татьяне ЗАГОРОДНЕЙ не удалось сохранить хладнокровие при столкновении со столь дикой ситуацией, и это выразилось в крике души на странице в соцсетях: «Вчера произошло САМОЕ СТРАШНОЕ. КРАЙ. ЖИВОТНЫМ этого человека назвать нельзя. КЕМ??? Убийство. Просто убийство. Циничное. Мерзкое».
Продолжая семейную тему в рассказе о тяжких преступлениях последних дней, можно привести в пример ещё несколько леденящих душу историй.
4 октября предъявлено обвинение 28-летнему жителю Татищевского района. Он обвиняется в убийстве собственного 67-летнего отца. Причиной злодейства стала бытовая ссора, из-за чего она возникла, никто из свидетелей точно не помнит.
Молодой человек жил с родителями в одном из садоводческих товариществ. Видимо, совместное проживание не было идиллическим, и отпрыск периодически ссорился с папой. В конце сентября приехали гости — сестра героя происшествия с мужем. За встречу родственников выпили, и к десяти часам вечера страсти, подогретые спиртным, разгорелись с небывалой силой.
Слово за слово — вспыхнул спор сына с отцом, в результате младший член семьи бросился на старшего с кухонным ножом. Родичи, сидевшие за столом рядом, попытались обуздать буяна, отобрали у него нож. Но у сынка накопилось уж очень много обид на родителя, поэтому он быстро нашёл себе новое оружие — пилу-ножовку. Теперь с ним обошлись строже: не только отобрали колюще-режущий предмет, но и вытолкали за дверь, которую для верности заперли.
Но сыновья ненависть не знала границ. Побродив вокруг дома, он выбрал момент, когда отец один зашёл в комнату с садовым инструментом. Выбил оконное стекло, ворвался внутрь, как диверсант-ниндзя, схватил стоявший у стены топор и стал остервенело рубить голову родителя. Когда пожилой мужчина упал на пол, сын взял на кухне штыковую лопату и начал её лезвием отделять голову жертвы от туловища. Это ему не удалось, но жизни отца он лишил, за что теперь и предстанет перед судом.
В эти же дни завершено расследование ещё одного уголовного дела, связанного с семейной неурядицей. Ситуацию можно было бы считать банальной, если бы не трагический исход. В коммуналке на улице Олимпийской в Ленинском районе Саратова июльской ночью сидели и выпивали 34-летний сын и 53-летняя мама. Что-то маме в поведении сынка не понравилось, и она высказала в его адрес нелестный эпитет, проще говоря, обозвала нехорошим словом. Тот обиделся и бросился на маму с кулаками, а потом ещё и ногами попинал. Женщина, спасаясь от сыновьего гнева, убежала к соседке. Вернулась, когда убедилась, что отпрыск мирно спит.
Ни избитая мать, ни сын не придали значения этому инциденту, они раньше нередко дрались, награждая друг друга синяками. Но на следующий день проспавшийся к полудню мужчина заметил, что его мама не подаёт признаков жизни. Вызвал «скорую», однако было поздно — от полученных ночью телесных повреждений женщина скончалась. Сынку светит до 15 лет лишения свободы.
Это не сводки с полей сражений, это истории из повседневной жизни окружающих нас людей. Они так легко переступают черту, отделяющую человека от зверя, что поневоле задумаешься: может быть, надо учиться гуманности у животных, убивающих себе подобных только в силу крайней необходимости.
Автор: Станислав Орленко