Дети и современное образование… Как выстраивается этот союз?
Какие они, юные? Что волнует семнадцатилетних на пороге самостоятельной жизни?
О поколении смартфонов столько мифов, а что в реальности? Узнать это мы решили, заглянув в один из старейших лицеев города — Пушкинский.
Уникальный, кстати, лицей, среди выпускников которого и знаменитый поэт и писатель, общественный деятель и фронтовик великой войны Константин СИМОНОВ, и героиня Великой Отечественной, «ночная ведьма» из женского эскадрона Марины РАСКОВОЙ, и просто замечательный человек, лётчица Лидия ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА.
Мы специально пришли в лицей не в праздничный, а в самый обычный день, чтобы «поймать атмосферу» учебного заведения. Задумали побывать в дне обычном, а на тебе — попали на праздник.
Ярмарка домашних вкусностей, развернувшаяся прямо в вестибюле, явила праздник детского счастья. Пирожные и тортики, сладкие булочки, картошки и лимонники, испечённые мамами учеников и наиболее одарёнными девочками кулинарками, шли на ура.
Ярмарка оказалась приурочена к печальной дате — Международному дню инвалида.
Лицей без лишней помпы тихо, негласно шефствует над одним из детских домов города. Кроме того, среди сотен его беспечно красивых и юных учеников есть и ребятишки, имеющие проблемы со здоровьем. У кого-то не очень ладно с позвоночником, у кого-то с ногами... И печальный диагноз ДЦП здесь тоже известен. И эти, много настрадавшиеся ещё на заре своей жизни дети не учатся в каких-то отдельных классах. Они здесь равные среди равных.
Здоровые дети не просто великодушны и терпимы к своим сверстникам с теми или иными проблемами со здоровьем. Они, скорее, талантливо учатся не замечать их. Помогать — да, охотно и активно. Но не акцентировать внимание на каких-то особенностях физического состояния.
В современном мире много и заинтересованно говорят о толерантности, но в реальности пространств, где она прописана и живёт, очень немного. Пушкинский лицей — одно из таких пространств.
Наверное, дух высокого гуманизма и нравственности оказался заложен здесь прочно и навсегда... Иначе откуда бы взяться и Пушкинскому дню, и Шекспировскому фестивалю?
Впрочем, давайте послушаем самих детей из Пушкинского лицея.
Давид ВИНОГРАДСКИЙ, ученик 11а, на день самоуправления играл роль директора. Этот высокий, красивый молодой человек мечтает связать свою жизнь с юриспруденцией.
— Давид, а как бы вы лично охарактеризовали черты своего поколения?
— Мне нравится сегодняшняя жизнь, позволяющая нам самовыражаться больше, чем тем, чья молодость пришлась на прежние годы. Мне кажется, мы мобильны и более приспособлены к поворотам судьбы. Моё поколение целеустремлённо. Мне кажется, никто из наших одноклассников не намеревается просто плыть по течению. А что касается нашего класса, так нам всем вообще сильно повезло. Я учусь в лицее с первого класса. У нас не просто класс, а настоящее сообщество единомышленников. У нас лёгкая и счастливая атмосфера. Счастливая не потому что легко учиться, а потому что очень интересно!
— А любимые учителя есть?
Молодой человек на секунду смутился «коварства» моего вопроса, а потом засмеялся:
— Есть. И их много. Они буквально зажигают интересом к своим предметам.
Я верна себе и поэтому задаю ещё один «провокационный» вопрос:
— А ЕГЭ не боитесь?
Давид отреагировал с хорошим чувством юмора:
— Пока нет. Может, ближе к весне начну. А пока нет. Без страхов радостнее жить.
«С нами занимаются не только уроками — жизнью»
Ксения ЛАПШИНА — одноклассница Давида. На недавнем дне самоуправления работала завучем. При этом эта миловидная, стремительная, явно энергичная девушка не считает себя какой-то особенной активисткой. Ксюша уверена, что у них класс — как дом родной. Все понимают и принимают всех. С первого класса так повелось..
— Фантастика, — говорю я. — Откуда вы все такие взялись?!
— А знаете, всё дело в том, что нас здесь не только учат. С нами занимаются не только уроками — жизнью... Учителям, всем педагогам не всё равно, что мы делаем. У нас тут знаете какие сказки к Новому году интересные ставятся? Каждый год — новая, никаких повторений. «Три толстяка» были, «Бременские музыканты» были... Школа к каждому Новому году интересно украшается!
— Ксюша, а можно задать вам фантастический вопрос?
В ответ порывистый и явно заинтересованный кивок головы:
— Конечно!
— Вот если бы у вас была возможность спасти с помощью машины времени только одного ребёнка, кого бы вы выбрали?
Девичье лицо стало печальным. Дети есть дети. Мысленно эта юная девушка, похоже, уже начала странствие на машине времени
— Один человек это очень мало, — задумчиво произнесла она. — Вот если бы хотя бы двух. Или лучше трёх. Ладно, если только одного спасти можно, наверное, я хоть одного ребёночка из Беслана живым вывезла бы, — заключила моя собеседница твёрдым и одновременно очень печальным голосом.
Беслан — дата, отмечаемая в лицее ежегодно. Торжественная линейка, декламация пронзительных и горестных стихов… День скорби и памяти.
Такой же важный и значимый для детских душ, как День Великой Победы...
Духовность — свойство души, нуждающееся в не меньшем тренаже, чем иностранный язык.
Способности чувствовать и сочувствовать требуется развитие. Очень радостно и приятно было обрести в лице этих юных людей умных и неравнодушных собеседников.
Пушкинский лицей — учебное заведение, добрая слава которого передаётся, похоже, от ребёнка к ребёнку Старшая сестра Ксении — золотая медалистка. Так что Ксюше есть на кого равняться. Себя она считает не менее трудолюбивой и нацеленной на успех, чем старшая сестра.
Ну а собственную профессиональную жизнь девушка планирует связать со сферой либо экономики, либо общественных связей. Мечтает поступить в московский вуз. Направление, которое она выбрала и защитила баллами в десятом классе, как нельзя точнее приспособлено именно под это.
— Лицей лично для меня — это зона комфорта, — размышляет Ксения. — Не потому что здесь можно шалить, а потому что здесь классно творить...
Подумала и с прелестной улыбкой самого что ни на есть детства призналась:
— Хотя, если честно, мы тоже иногда шалим, мы ведь пока ещё не очень взрослые.
Ученица 10а, цитата из общения с которой вынесена в этот подзаголовок, просто поразила моё воображение.
Десятиклассница Янина КУДРЯШОВА — совсем ещё юное создание. Тонкое лицо, хрупкая фигурка. А между тем портрет этой девушки уже украшает Доску почёта. И не родного лицея, а... района!
Янина — победительница огромного числа олимпиад, человек, обожающий и литературу и биологию (учителю биологии Таисии Георгиевне, влюбившей её в этот непростой предмет, она посвятила такой вдохновенный и благодарный монолог, что я порадовалась за профессиональный уровень и душу этого учителя). По признанию Янины, ей нравятся и гуманитарные, и естественные, и точные науки. А судя по тому, что она выиграла чрезвычайно престижный интеллектуальный тур — поездку в сочинский лагерь для одарённых детей «Сириус», этой юной девушке легко и грациозно даётся практически всё.
Достаточно пообщаться с ней минут пятнадцать, чтобы осознать: перед тобой умный, глубокий, думающий человек.
— Янина, чем вам нравится сегодняшнее время?
— Это время возможностей. Тот же самый интернет позволяет в считаные часы узнать вещи, на познание которых раньше ушли бы дни, а может, и недели… Мы живём в мобильное время. Можно сделать так много значимого! И хорошего.
— Вы сейчас все зарегистрированы в соцсетях. Ваш профиль «В контакте» для вас игра или правда?
Девушка смотрит на меня с чудесной открытой улыбкой, способной обезоружить кого угодно:
— Я стараюсь быть максимально честной. Мой профиль — это правда обо мне. Не вся, разумеется, правда, но притворства и лжи там нет. Это однозначно.
— С какой сферой жизни вы мечтаете связать свою профессиональную деятельность?
— Я мечтаю пойти в мединститут. Но при этом и с литературой ни за что не хочу расставаться!
— А вы и не расставайтесь!
— Не буду. Ведь докторами были и БУЛГАКОВ, и ЧЕХОВ. Это вдохновляет!
— Книгу, которая поразила ваше воображение, можете назвать?
— «Мастер и Маргарита». Я прочитала её ещё несколько лет назад и до сих пор под впечатлением. Это очень интересная и многогранная литература. Обязательно перечитаю её ещё раз!
— А вы по школьной программе её ещё не проходили?
— Ещё нет.
— А ваш лицей? Что привлекает вас в нём больше всего остального?
— Творчество! Понимаете, здесь просто не бывает скучно! И каждый может найти и себя, и дело под себя, под свой потенциал, под свои способности. Мы интересны учителям не только как ученики, но и как люди! А когда ты чувствуешь уважение к себе, творчество как-то само собой и начинается…
* * *
Творчество — вот оно, ключевое слово, настраивающее души этих юных людей на гармоничный лад.
Творчество — вот альфа и омега их судеб, их мотиваций и настроений...
В Пушкинском лицее есть волонтёры, посещающие ветеранов Великой Отечественной и не воспринимающие эти визиты как нагрузку, как обязаловку, потому что фронтовики, герои локальных войн здесь частые и дорогие гости.
В этом учебном заведении есть дарования, блестяще играющие ШЕКСПИРА на языке оригинала.
В большом доме, расположенном в сердце Саратова, учатся самые разные дети. Одни из них в свободное время самоотверженно и увлечённо строят ледяные фигуры в городском парке культуры и отдыха, другие устраивают оригинальный квест для сверстников с ограниченными возможностями.
В Пушкинском лицее учится много детей. Они неравнодушны, лишены эгоистической концентрации исключительно на себе. Они открыты для диалога. Им интересно учиться, развиваться, жить.
А это, поверьте, результат не только хорошо и достойно отлаженного учебного процесса, за которым огромная работа всех ответственных за это людей. Дети, с которыми вы сегодня познакомились, стали такими благодаря свободе творчества, той духовной свободы и нравственного развития, без которых невозможен рост яркой и гармоничной личности.
Искренность и незаформализованность лицея и яркость его образовательных и воспитательных результатов вызвали лично во мне огромный интерес и уважение и к педагогам. Не буду скрывать, захотелось ближе и плотнее познакомиться с теми, кто «дирижирует» музыкой образования и воспитания в этом реально неординарном учебном заведении.
Автор: Екатерина Шувалова