Главная / Издания / Тариф «накрученный»

Тариф «накрученный»

Тариф «накрученный»
15 января 2020

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№03 (1167) 15.01.2020

Саратовских коммунальщиков грозят оштрафовать на миллион.

Нарушены сроки отопительного сезона или подачи воды, и весь посёлок обогревается при помощи масляных радиаторов и носит воду из магазина? Как считают депутаты Госдумы РФ, за подобные безобразия должны ответить нерадивые поставщики коммунальных услуг. Штрафы за ненадлежащее исполнение обязанностей предложено повысить в несколько раз, поскольку сегодня они просто смехотворны (от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и от 5 до 10 тыс. — для юридических). Понятно, что такие суммы поставщиков не смущают и заканчивать ремонтные работы в срок вовсе не стимулируют. Можно ли денежным «кнутом» добиться от коммунальщиков качественного исполнения своих обязанностей, выяснял «МК» в Саратове».

 

Наказание рублём

Нужно заметить, что с начала наступившего года за коммунальщиков неожиданно взялись со всех сторон. Так, правительство России предложило ввести штрафы для ресурсоснабжающих организаций за превышение стоимости услуг ЖКХ. Разработать соответствующий законопроект должен Минстрой. Планируется, что ведомство представит документ кабинету министров уже в марте, а в сентябре его внесут в Госдуму РФ. Инициатива взялась не «с потолка»: в декабре в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что россияне переплачивают за услуги ЖКХ в два раза. Как пример глава ФАС России Игорь АРТЕМЬЕВ привёл повышение стоимости потребления воды, которая в ряде регионов различалась в 54 раза.

Вообще-то в Постановлении правительства РФ № 354 — Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ответственность коммунальщиков за различные нарушения прописана. В частности, там указано, в каких случаях осуществляются перерасчёты по коммунальным услугам, в том числе, если они не предоставлены или оказаны некачественно. Но как говорят юристы, всё упирается в правоприменительную практику. И несмотря на свод правил толщиной в два пальца, многие механизмы, прописанные в них, банально не работают. 

Ещё одно новшество — добиться от ресурсоснабжающих организаций качественного исполнения своих обязанностей. А именно подачи воды, тепла, света свое­временно и без перебоев. Чтобы поставщики поторапливались, группа депутатов Госдумы предложила внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях поправки, которые приравняют нарушение сроков подачи водо- и теплоснабжения, а также срыв отопительного сезона к нарушению правил содержания и ремонта жилья. Планируется, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении на одном из январских заседаний.

Сегодня за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами штрафуют: должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб. и юридических — от 5 до 10 тыс.

Согласно новому законопроекту штрафы для должностных лиц вырастут до 50-100 тыс. руб., а для юридических — от 100 до 300 тыс. руб. Более существенные денежные санкции грозят за срыв отопительного сезона и другие нарушения установленной продолжительности перерывов в предоставлении коммунальных услуг — для организаций денежные потери могут составить от 300 до 500 тыс. руб., а должностных лиц вообще дисквалифицируют на срок от одного до двух лет. Если же нарушения совершены повторно или причинили вред здоровью и жизни граждан, то компании грозит штраф до миллиона рублей.

Одобрят ли народные избранники новый законопроект, остаётся только догадываться. Но можно вспомнить, что подобные инициативы уже не раз всплывали на свет, но затем тихо исчезали, не успев дойти даже до второго чтения в Госдуме.

 

Игра на завышение

Саратовские юристы и правозащитники, работающие в сфере ЖКХ, отнеслись к законопроекту о повышении штрафов неоднозначно.

 

Комментарий эксперта

Нина ЦАРЁВА, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области:

— От повышенных штрафов, которые хотят наложить на поставщиков коммунальных услуг, потребители ничего не выиграют. Сегодня штрафы тоже существуют, но чтобы санкции нашли виновника, гражданам нужно пройти десять кругов ада, доказывая собственную правоту. Я считаю, что подобные законопроекты носят исключительно декларационный характер и они абсолютно бессмысленны. Много говорится о том, чтобы пересмотреть всю систему поставки коммунальных услуг от и до. И я с этим согласна. В Саратове вообще полный кавардак: на улице Чапаева положили новые трубы, не прошло месяца, как в этом месте снова копают. О чём это говорит? О том, что работы были проведены некачественно. Кроме того, при вскрышных работах зачастую не устраняются недостатки: на дорогах ямы, в них натекает вода, ни пройти ни проехать. Поэтому, на мой взгляд, главное — это контроль качества. И правильнее всего накладывать ответственность на должностных лиц, в чьём ведении находятся работы. Вплоть до увольнения. Эта мера подействует лучше штрафов, ведь человек будет знать, что за некачественные работы или срыв сроков их окончания он лишится работы. Пока же у нас много случаев, когда жители регулярно сидят без воды, тепла, жалуются, но всё остаётся по-прежнему.

 

Кроме того, Нина Царёва указывает на ещё один немаловажный момент. Если законопроект об увеличении штрафов всё же рано или поздно пройдёт, поставщики услуг найдут, как избежать ответственности.

— Любая выкопанная яма будет списана как аварийная: якобы был зафиксирован вызов, бригада выехала, ремонт произвела, деньги на это списали, — комментирует ситуацию юрист. — Через три дня опять в том же месте прорыв, снова вызов бригады, яму раскапывают заново. И так бесконечно. Нужны контроль и персональная ответственность, без этого никак.

Помимо этого юрист напоминает: зачастую отсутствие качественных услуг — не халатность поставщиков, а результат изношенности сетей, который решается модернизацией и вложением бюджетных средств.

 

Азбука для потребителя

Как считает саратовский правозащитник Платон АРЛЯПОВ, нарушение сроков подачи тепло- и водоснабжения предложенными мерами не решить.

— Уверен, увеличение штрафов не исправит ситуацию, — высказывает точку зрения правозащитник. — Поскольку 300-400 тысяч рублей для маленькой ресурсоснабжающей организации — это огромные деньги, и такой штраф равносилен банкротству. В результате бюджет получит деньги, а потребители останутся без тепла и света до тех пор, пока не будут переданы другому поставщику услуг. Другое дело — монополисты. Есть небольшая надежда, что солидный штраф заставит их быстрее и качественнее проводить работы, не затягивая их на несколько месяцев. Но в этом случае в законопроекте должно быть всё четко прописано. Нельзя всех поставщиков коммунальных услуг стричь под одну гребёнку.

 

Комментарий эксперта

Платон Арляпов, руководитель саратовской областной региональной общественной организации «Правозащитный центр “Юпитер”»:

— Как мне кажется, в подобных проблемах (отсутствие воды, тепла в квартирах) виновны не столько поставщики услуг, сколько муниципалитеты. Руководители муниципалитетов должны уже сегодня смотреть в 2021 год, а не удивляться: как, опять прорвало?! Полагаю, что коммунальные проблемы штрафами решить невозможно. Другое дело, что потребители могут добиться компенсации за недополученное тепло или отсутствие воды. И это вполне реально. К сожалению, далеко не все граждане имеют желание добиваться справедливости: пожаловаться соседям — это да, позвонить в различные инстанции или оставить обращение на сайте — максимум, на что способны большинство жителей. Даже в ГЖИ обращаются далеко не все. А уж чтобы собрать подписи с жильцов других квартир, нанять юриста и подать исковое заявление в суд, тут желающих можно пересчитать по пальцам. 

Можно возразить: но ведь не у всех жильцов найдутся средства на оплату услуг юристов. Как быть в этом случае? Правозащитник пояснил, что в нашей стране действует закон о бесплатной юридической помощи. Малоимущих, инвалидов, детей-сирот и другие категории граждан юристы консультируют бесплатно в рамках закона, поэтому инструменты воздействия на поставщиков коммунальных услуг есть. «Правда, к большому сожалению, всё меньше граждан верят в правосудие», — подводит итог Платон Арляпов.

К слову, в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области в декабре прошлого года поступило 1994 обращения. Из них наибольшее количество — из прокуратур районов города и региона — 672 (33,7%), непосредственно от заявителей 661 (33,1%), из органов исполнительной власти Саратовской области 368 (18,4%). В основном обращения касались вопросов некачественного предоставления коммунальных услуг — 518 (26%), нарушений правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда 510 (25,6%), несогласия с начисленной платой за жилищно-коммунальные услуги 498 (25%). Напомним, что ежегодно ГЖИ возвращает гражданам региона переплату за ЖКУ. 

В 2019 г. жителям вернули свыше 21 млн руб. в виде перерасчётов за жилищные и коммунальные услуги. В 2018-м эта сумма составила 24 млн руб.

 

Поделись копейкою своей

Ещё один саратовский правозащитник высказывает предложения, как можно подтолкнуть коммунальщиков к оказанию качественных услуг.

 

Комментарий эксперта

Александр ЖУРБИН, председатель саратовской общественной организации «Щит и меч потребителя»:

— Предложения депутатов о повышении штрафных санкций — чистой воды демагогия, так как добиться наложения даже тех штрафов, которые имеются сегодня, очень сложно. Опять же важный момент: какой прок гражданам от высоких штрафов? Никакого. Потому что сейчас большинство жильцов имеют договорные отношения с управляющими компаниями, а те, в свою очередь, с ресурсоснабжающими организациями. Думаю, решать вопросы нарушения сроков подачи воды или тепла нужно совсем иными методами. Например, в прошлом году я высказал предложение: если поставщики услуг задержали окончание вскрышных работ и по их вине граждане сидят без тепла, то за каждый день просрочки с ресурсоснабжающей организации необходимо взимать ту сумму, которая, грубо говоря, «испарилась в воздух». Она просчитывается элементарно. И эту денежную сумму отправлять не в бюджет, а распределять среди потребителей, которые пострадали по вине коммунальщиков. Тогда у поставщиков услуг появится стимул заканчивать работы в установленный срок.

 

Нет сомнений, предложение правозащитника вполне достойное и главное — справедливое. Вот только обрадуются ли ему поставщики?

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий