Стоит заговорить о подростково-молодёжных проблемах, как сразу выплывает сплошной негатив. Детей насилуют, они сами насилуют, суицид среди подростков то падает, то снова растёт, кумиры у молодёжи такие, что оторопь берёт. Корни всех зол всё чаще ищут в интернете и вообще в масс-культуре. Вопрос возможности борьбы с этим злом выяснял корреспондент «МК» в Саратове».
Очередной доклад регионального уполномоченного по правам ребёнка вызвал, без преувеличения, панику в рядах депутатского корпуса. Последовавшее за этим выступление в облдуме неделю назад имело целью погасить страсти, но, пожалуй, лишь подлило масла в огонь.
Нет, ничего нового Татьяна ЗАГОРОДНЯЯ на этот раз не сказала. Из года в год она говорит об одном и том же: о росте суицидальных настроений среди подростков, об увеличении числа преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних, короче, о неблагополучии среди поколения будущего.
Тревога возникла не на пустом месте. Детский омбудсмен привела пугающие цифры по прошлому году.
— Количество изнасилований несовершеннолетних увеличилось почти на 16,6%, действий сексуального характера на 25%. А в целом число преступлений, совершённых в адрес несовершеннолетних, выросло на 3,2%.
Прибавьте к этому 52 попытки подросткового суицида, 10 из которых удались, и картина станет совсем пессимистичной.
Но самое страшное не в этом, а в том, что уполномоченный бьёт тревогу периодически и давным-давно — работа у неё такая. Что же получается, ситуация безысходная — где же выход к позитиву? Неудивительно, что один из народных избранников высказался в стиле ожидания катастрофы:
— Статистика, связанная с преступлениями сексуального характера в адрес несовершеннолетних, ужасает. Страшные цифры, мы поколение теряем. Что делать-то вообще?
На извечный русский вопрос Татьяна Загородняя предложила искать корни зла в «деструктивном контенте» интернета, сравнила его со «спусковым механизмом» для людей определённого типа. К последним она неожиданно отнесла убийцу Лизы К. — по его странице в соцсетях было видно, что он потенциальный извращенец. Ещё она привела в пример негативное влияние депрессивной музыки, особенно, когда культовые для подростков исполнители декларируют пристрастие к тяжёлым наркотикам, а в финале добровольно уходят из жизни, как Курт КОБЕЙН, лидер группы «Нирвана». По этому поводу ей, кстати, пришлось давать пояснения — на группе «Нирвана» выросло не одно поколение и не все её поклонники стали самоубийцами.
Мы попросили Татьяну Николаевну прокомментировать ситуацию с опасностями для молодого поколения, чтобы не сводить проблему к «неправильной» музыке, молодёжной моде, «стиляжничеству» и прочему, что в нашей стране в разное время считали чуть ли не причиной всех бед.
— В пятисотый раз говорю и буду говорить: не вешайте ярлыки на детей! Подростки идут за интересом. Они хотят стать частью чего-то большего, частью своей семьи, частью компании друзей, частью какой-то из субкультур. Хотят стать взрослыми и решать самостоятельно. Случается, что они не продумывают все последствия. Это нормально. Они — дети. Но! Порой, просто заходя посмотреть, а что за группа, в соцсети, о которой все говорят… и всё. На них сразу все нападают: «Ты куда пошёл, полез… Ты такой, сякой…» У меня был мальчишка с дредами, пришёл с мамой, его чуть ли не выгоняли из школы. Мы отстояли его право на эти дреды, он стал членом моего детского совета. Хороший парень. Дреды потом исчезли. Не дреды же определяли его личность!
В качестве примера Татьяна Загородняя привела прошлогоднюю историю с нападением подростка на вольскую школу — он ранил девочку и швырялся «коктейлями Молотова».
— У него на странице было всё про его керченского кумира РОСЛЯКОВА. Именно тогда в Вольске родители тех классов, куда он кидал бутылки с зажигательной смесью, и учителя просили меня объяснить всем им, как быть-то с этой информационной вакханалией… когда наши дети попадают под влияние и погибают, и калечатся.. Дети не виноваты. Виноваты мы, взрослые. Это мы, умные, любящие, не уберегли. А любящие ли?
В облдуме, когда слушали детского омбудсмена, не обошлось без лозунгов, что «бытие определяет сознание» и во всём виноваты не плохой интернет и музыка, а гнусная российская действительность и ощущение молодёжью своей социальной ущербности в ней. Об этом мы спросили мнение людей, работающих с молодым поколением.
Милена КЛЁНОВА, доцент кафедры социальной психологии образования и развития СГУ, согласна с тем, что внешние раздражители вроде депрессивной музыки и агрессивных компьютерных игр могут стать только детонаторами, но не причиной разрушающих процессов в юных душах.
— Вопрос не в музыке и не в соцсетях, а в настроении в обществе и в обстановке в каждой конкретной семье. Можно цепляться за депрессивную музыку или компьютерные игры, разворачивать по этому поводу целые дискуссии. Но главное — уровень социального напряжения. История с погибшей Лизой нам показала, какого накала достиг этот уровень. Дело было не в убийстве одного ребёнка, а в том, что поиски девочки и попытки устроить самосуд над преступником вылились в массовые протесты людей. Проблема в том, что дети заняты своей жизнью, родители — своей, а государство — своей. И никому в конечном счёте нет дела друг до друга. От этого и напряжение на всех уровнях. Запретами не достичь ничего. Ответить на вопрос — что делать? — не в моих силах. Надо любить своих детей, свои семьи.
Доцент Клёнова высказала мысль, которая может показаться крамольной: нынешнему государству невыгодно развивать молодёжную политику.
— Молодёжь — самый динамичный, активный пласт населения. Эту активность можно повернуть в различное русло, и протестное в том числе. Поэтому молодёжная политика проводится очень точечно — в отдельных движениях и проектах. Если создать единый фронт молодёжного движения, различные социальные группы молодёжи могут объединиться вокруг единого лидера и единой идеи. Куда это приведёт? И нужно ли это сегодняшней власти…
Член Общественной палаты области Евгений МАЛЯВКО, в течение долгого времени возглавлявший комиссию по молодёжной политике, сказал, что попытки борьбы с негативным контентом в интернете предпринимались неоднократно.
— Мы часто обращались в надзорное ведомство и добивались закрытия некоторых сайтов в интернет-пространстве — это, кстати, весьма непростая процедура, требующая долгих согласований и утверждений. Но на каждый закрытый открываются десятки новых, и контролировать данный процесс на сегодняшний день не получается. Наверное, должна быть профильная служба в составе, например, МВД, которая будет всё это тщательно отслеживать. Ну и конечно, общественные организации должны стремиться создавать позитивный контент в интернете — тогда сообща сможем решить задачи направления молодёжи в правильное русло.
К сожалению, на сегодняшний день деструктивный контент побеждает конструктивный. Молодые люди чувствуют себя брошенными в разных направлениях жизни и цепляются за то, что позволяет выразить свои эмоции самым простым путём. Деструктивный контент соответствует внутреннему неблагополучию и завоёвывает популярность.
Автор: Станислав Орленко