Саратовскую прокуратуру в последние годы сотрясли несколько коррупционных скандалов. Начиная с 2013 года, за взятки и другие правонарушения были задержаны и осуждены как минимум пять высокопоставленных работников надзорного ведомства нашего региона. Среди них и. о. прокурора города Балашова, прокурор города Энгельса и почётный работник прокуратуры, почти тридцать лет занимавший должность прокурора различных районов Саратова. Теперь этот ряд продолжен именем прокурора Кировского района областного центра Андрея Пригарова. Его задержание накануне Нового года стало главной сенсацией в праздничные дни. Ситуация в истории с Пригаровым меняется не по дням, а по часам. В её перипетиях попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».
Не успел уволиться
Прокурор Андрей Пригаров с конца прошлого года стал главным героем всех саратовских и некоторых федеральных СМИ. Начиная с 30 декабря 2020 года, сообщали по порядку о его увольнении из прокуратуры (что верно лишь наполовину), затем о задержании по подозрению в получении 18 млн рублей взяток, о помещении под домашний арест, о возбуждении второго уголовного дела по взяткам — на этот раз в сумме 15 млн рублей. 14 января решением областного суда Пригаров освобождён из-под домашнего ареста и буквально через несколько часов, ночью, после допроса, вновь задержан и посажен в камеру ИВС. 15 января ему избрали новую меру пресечения. Всё это события неполных трёх недель, когда саратовцы, как и другие россияне, наслаждались предоставленными им каникулами.
Теперь обо всём по порядку.
30 декабря прошлого года советник юстиции Андрей Пригаров действительно написал заявление с просьбой уволить его из органов прокуратуры, где проработал ровно двадцать лет, — «по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию», которую он успел заслужить. Это мне подтвердил его защитник Андрей Морозов. Но никакого решения по этому заявлению не последовало. По крайней мере, ни Пригарову, ни его адвокату на момент нашего разговора ничего об этом известно не было. Таким образом, по сей день фигурант сразу двух уголовных дел находится в статусе прокурора района.
На следующий день после подачи заявления, утром 31 декабря прокурора задержали. Накануне в отношении его возбудили два уголовных дела: по ч. 6 ст. 290 (получение взятки в особо крупном размере), и по ч. 1. ст. 285 (злоупотребление служебным положением) УК РФ. В тот же день Кировский районный суд избрал для него меру пресечения — домашний арест сроком на два месяца, до конца февраля, хотя следователь и прокурор-гособвинитель требовали более строгой меры в виде заключения под стражу. Но суд проявил снисхождение, учёл, что задержанный прокурор вдовец, воспитывает малолетнего ребёнка. Ну и двадцать лет беспорочной службы в прокуратуре сыграли свою роль.
Примечательна реакция областной прокуратуры, последовавшая в тот же день. Пресс-служба регионального надзорного ведомства распространила сообщение, где сказано следующее: «Установлено, что работник органов прокуратуры Саратовской области — первый заместитель прокурора города Саратова, а с февраля 2018 года — прокурор Кировского района города Саратова получал от представителя коммерческой организации, осуществляющей деятельность по оказанию ритуальных услуг, денежные средства в качестве взятки. Незаконное вознаграждение предназначалось за общее покровительство взяткодателю и представляемой им организации. Прокуратурой области материалы проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании работника органов прокуратуры. По данным материалам за совершение должностного преступления возбуждено уголовное дело».
Есть версия, что под упомянутой организацией подразумевается МУСПП «Ритуал». По предварительным данным следствия, эта контора три года платила прокурору ежемесячную дань в размере от полумиллиона до полутора миллионов рублей. Всего набежало 18 млн. Разработкой занимались сотрудники Управления ФСБ по региону.
Домашний арест не устроил обе стороны. Прокуратура области к вечеру 31 декабря выступила с новым заявлением. Там говорилось, что «избранная судом мера явно не соответствует степени тяжести совершённого должностного преступления лицом, которое призвано соблюдать закон и пресекать любые коррупционные нарушения». Поэтому решение суда «будет незамедлительно обжаловано».
Защита же, напротив, сочла домашний арест излишне суровой мерой и вообще заявила о полной невиновности задержанного Пригарова.
8 января прокурору Кировского района предъявили официальное обвинение.
С окончанием новогодних каникул события стали развиваться настолько стремительно, что СМИ не успевали обновлять свои новостные ленты.
11 января утром адвокат Пригарова Андрей Морозов сообщил журналистам, что он обжаловал постановление о возбуждении уголовного дела:
— Проверка проводилась в течение половины дня. Заявление о преступлении поступило 30 декабря, и в тот же день возбудили уголовное дело. Считаем, что для такого решения не было собрано достаточно оснований, и решили его обжаловать.
13 февраля СУ СКР по региону объявило о возбуждении ещё одного дела в отношении Андрея Пригарова — по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в виде денег в особо крупном размере). На это раз была названа сумма чуть меньше, чем в первом деле, но всё равно значительная — 15 млн руб. Их, по версии следствия, прокурору Кировского района передавали деньгами и имуществом в течение пяти лет, с 2015 по 2020 гг. от гендиректора строительной фирмы.
— Незаконное вознаграждение предназначалось за содействие в получении застройщиком разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, непроведение проверок в отношении данной фирмы, а также за общее попустительство по службе в пользу взяткодателя и представляемой им организации, — сказано в сообщении следственного управления.
14 января стал для Пригарова поистине судным днём, поскольку прошёл в областном суде. Решение, принятое в 15.00, для многих, причастных к этой истории, прозвучало как гром среди ясного неба. Суд проанализировал оба ходатайства — от стороны обвинения, представленной в суде прокурором Саратова Максимом Енишевским и его заместителем Вадимом Нефёдовым, и со стороны защиты, в лице адвоката Морозова. Одна сторона требовала сменить домашний арест на заключение в СИЗО, другая — вовсе отменить его. Судья Татьяна Стребкова пришла к выводу, что «…обоснованность подозрения Пригарова А. В. в причастности к совершению преступления не подтверждена». Показаний лишь одного свидетеля для возбуждения уголовного дела, по мнению суда, явно недостаточно. Об этом сказано в сообщении пресс-службы областного суда. В итоге Андрея Пригарова освободили из-под домашнего ареста. С учётом того, что другой меры пресечения не избиралось, он оказался на свободе. Счастливый прокурор тут же дал комментарий собравшимся в суде журналистам:
— Для меня ситуация, как для прокурора, шоковая. Дома обыск, дома малолетний ребёнок. Меня, как бандита, отвозят в ИВС и проводят следствие. Я себя считаю невиновным и буду отстаивать эту позицию до конца. Не 37-й год.
Заодно Андрей Пригаров воспользовался моментом публично поздравить своего шефа — прокурора области Сергея Филипенко — и всех своих коллег по надзорному ведомству с Днём прокуратуры России, отмечавшемся 12 января. Для зрителей это стало подтверждением того, что обвиняемый в коррупции демонстрирует высокую степень самообладания.
Но радость его оказалась преждевременной. Не успел он выйти из здания облсуда, как ему вручили повестку с приглашением немедленно явиться в следственный отдел по Ленинскому району Саратова для дачи показаний по третьему возбуждённому уголовному делу — не «похоронному», а «жилищно-строительному».
Адвокат Андрей Морозов, сопровождавший Пригарова, рассказал мне, что его подзащитный сначала заехал в зубную клинику — в течение двух недель он был лишён такой возможности из-за домашнего ареста и мучился от зубной боли. Затем направился в Ленинский СО.
Допрос продолжался на протяжении нескольких часов и завершился глубокой ночью. Насладиться свободой прокурору не удалось. В соответствии со ст. 91 УПК РФ его отвезли из следственного отдела не домой, а в камеру изолятора временного содержания сроком на два дня. Ещё через день, 16 января, в суде Ленинского района рассмотрели очередное ходатайство следствия об избрании повторно задержанному прокурору меры пресечения. Правда, никакого решения не приняли — суд перенесли на 18 января, Пригарову пришлось провести в камере ИВС ещё 48 часов.
Стало известно, что 15 января 2021 года сотрудниками УФСБ задержан ещё один из фигурантов первого уголовного дела, некто Олег Вартанов. В отношении его возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере). Эта статья предусматривает лишение свободы от 7 до 12 лет. По предварительным сведениям, он подозревается в том, что передавал прокурору деньги от МУСПП «Ритуал». Вопрос о мере пресечения для Вартанова тоже был перенесён на 18 января.
В этот же день прозвучала очередная сенсация: прокурор Андрей Пригаров оставлен на свободе. Ленинский районный суд не удовлетворил ходатайства следствия о его заключении под стражу. Об этом корреспонденту «МК» в Саратове» сообщил адвокат Андрей Морозов. Сразу из одного суда Пригаров вместе с защитником отправился в другой суд Саратова — в Волжский. Там решался вопрос об отмене постановления о возбуждении первого уголовного дела.
P. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Олега Вартанова оставили на свободе — Ленинский суд не нашёл оснований для избрания ему меры пресечения.
Адвокат Пригарова Андрей Морозов сообщил корреспонденту «МК» в Саратове», что Волжский суд отказал в удовлетворении его жалобы и оставил постановление о возбуждении уголовного дела в силе:
— Мы будем продолжать обжалование возбуждения всех трёх уголовных дел в Саратовском областном суде, поскольку считаем их необоснованными, — сказал защитник.
Ещё он уточнил, что в конце прошлой недели его подзащитный всё-таки уволен из прокуратуры. Теперь его правильно называть «экс-прокурор».
Автор: Станислав Орленко