Реорганизация двух школ в одну вызвала яростный протест родителей учеников в Самойловке
Укрупнение, оптимизация, объединение — под такими лозунгами идёт в нашем регионе процесс модернизации сети средних общеобразовательных учреждений. На словах всё гладко: должны создаваться мощные образовательные центры на базе небольших школ прежде всего в сельской местности. Под единой крышей будет легче решать проблемы и руководить процессом обучения. Но на практике мы видим обратное: то в одном, то в другом районе Саратовской области вспыхивают протесты родителей — они не хотят, чтобы школы, где учатся их дети, «сливались», поскольку не видят в этом слиянии ничего хорошего. На этот раз корреспондент «МК в Саратове» разбирался в ситуации, возникшей в посёлке Самойловка, центре Самойловского района.
В посёлке городского типа Самойловка с населением менее семи тысяч человек есть две средних школы.
Одна — СОШ № 1 — в центре посёлка, там трудится почти полсотни педагогов, включая директора и завучей, обучается более пятисот учеников. В 2019 году там был проведён капитальный ремонт, фактически полная реорганизация школы, где кроме учебных кабинетов появились современные столовая, библиотека, актовый и спортивный залы, а также музей краеведения, сенсорная комната, медицинский кабинет. В прошлом году на территории школы открыли бассейн, что вызвало как ликование жителей Самойловки, так и восторг на всех этажах власти. В учебном заведении первоклассное оборудование, робототехника. Короче, прекрасные условия для обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Не школа, а картинка, гордость района.
Другая — СОШ № 2 имени Героя Советского Союза В. Д. Ревякина — на окраине райцентра. Педагогов вместе с руководством там лишь два десятка, учеников двести с небольшим. В этом году школа отмечает свой тридцатилетний юбилей. За три десятка лет здание ни разу не ремонтировали. Сейчас положение плачевное: выпадают окна, стены грозят обрушиться, полы того гляди провалятся, да и прочность кровли вызывает опасения. По крайней мере, именно так описывают бедственное положение своего образовательного учреждения учителя и родители школьников. Конечно, никаких бассейнов нет и в помине.
На фоне столь ощутимого неравенства в материальном положении двух школ администрация района в рамках модернизации и оптимизации сети образовательных учреждений принимает решение их уравнять, то есть объединить в одну.
Казалось бы, самойловской школе № 2 такой процесс выгоден, её присоединяют к базовой школе района со всеми вытекающими отсюда привилегиями и преимуществами. Однако у родителей учеников и педагогов мнение иное, прямо противоположное: «Мы не понимаем и не принимаем аргументов администрации района по поводу цели реорганизации нашей школы путём присоединения к МБОУ “СОШ № 1”»! Считаем реорганизацию нецелесообразной и выражаем своё категорическое несогласие.
Мы опасаемся за жизнь, здоровье и безопасность своих детей, так как не представляем, как можно управлять учебным процессом на расстоянии! Кто будет нести ответственность, если с ребёнком случится что-либо?»
Такое обращение родители учеников СОШ № 2 направили председателю муниципального собрания Самойловского района Алексею Спивакову и прокурору района Алексею Прокопишину. Свои подписи под ним поставили 170 человек — можно говорить, что подавляющее большинство родителей не хотят такого изменения в судьбе своих детей. Прокурора просят провести проверку законности действий администрации района.
Активист родительского комитета школы Гюльнара Маркина показала мне протокол и видеозапись общешкольного родительского собрания от 22 октября. На нём перед родителями и педагогами выступил начальник отдела образования администрации района Александр Кузовкин. В школе № 2 его хорошо знают — до своего возвышения до руководящей должности он несколько лет был здесь завхозом.
Бывший завхоз, ныне начальник районо постарался успокоить собравшихся, заверив их, что никаких потрясений школу не ожидает: «Школы не закрывают, а объединяют в один учебный центр. Эта реорганизация касается только юридических вопросов: сменится частично руководство. Поменяются должности, но не сменится ваше руководство. Дети ваши останутся на местах, учителя останутся на местах. Всё остаётся на местах. Изменится только документация».
У родителей возник закономерный вопрос, озвученный той же Маркиной: зачем тогда вообще нужна реорганизация, если ничего не изменится? Для чего менять документацию, если всё и все остаются на своих местах?
Гюльнара Керимовна также напомнила чиновнику, что вопрос уже поднимался в феврале нынешнего года и родители высказались категорически против.
«Покажите, пожалуйста, документ, на основании которого всё сейчас происходит? — спросила Маркина. — Кто конкретно вышел с инициативой о слиянии двух школ?»
На этот вопрос начальник отдела образования ответить не смог. После выступления ещё одного из родителей, Евгении Мешковой, заявившей, что учителя и нынешняя администрация школы всех устраивают, и никто не хочет, чтобы руководство перешло к директору СОШ № 1 Елене Запорожской, представитель районной власти и вовсе предпочёл ретироваться.
В разговоре со мной другой активист родительского комитета Владимир Игрунов сообщил, что школе № 2 нужна не реорганизация, а срочный капитальный ремонт, иначе в ближайшие два-три года здание может просто рухнуть: «Нам говорят, что ремонт запланирован на 2023 год, ещё неизвестно, достоит ли здание до этого срока. А теперь со слов Кузовкина мы поняли, что все решения об этом принимаются, как он выразился, «на уровне федеральных структур». Значит, после объединения со школой № 1 о ремонте можно забыть. И вообще у меня и у других родителей есть ощущение, что наши дети после ликвидации школы как самостоятельного учреждения могут оказаться учениками второго сорта. Что касается бассейна, куда они теперь якобы смогут запросто ходить, до него пешком от окраины минут сорок, а с транспортом у нас в посёлке напряжёнка. Так что преимущество сомнительное».
Позвонив начальнику отдела образования райадминистрации Александру Кузовкину, я услышал от него, что при объединении школ станет легче решать кадровые вопросы и проблемы с распределением нагрузки среди учителей, а то сейчас в школе № 2 уволился учитель русского языка и литературы, теперь некому детей учить. К тому же в СОШ № 1 техническая оснащённость на высшем уровне, робототехника и прочее. Всё это станет доступно для вновь «влившихся» учеников с окраины.
На вопрос, кто же принял решение о реорганизации, ответ последовал довольно туманный: об этом знают все, включая губернатора Саратовской области и и. о. регионального министра образования, и все согласны. Правда, когда я спросил о сроках объединения, выяснилось, что это зависит от главы района, значит, след ведёт туда.
По поводу нехватки педагогов заместитель директора СОШ № 2 Ольга Фомина сказала, что это не так, вместо уволившегося словесника тут же приняли другого, никакой проблемы нет. С робототехникой в школе на окраине тоже всё в порядке, здесь работает центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
«Наш больной вопрос — отсутствие ремонта здания в течение тридцати лет, со всем остальным мы справляемся, — заверила Ольга Анатольевна. — Мы хотим продолжать работать своим сложившимся, слаженным коллективом, так как это отражается на качестве образования детей».
Уместно вспомнить, что весной нынешнего года очень похожая история произошла в Хвалынске, где родители добились от чиновников отмены решения об объединении двух школ.
Автор: Станислав Орленко