Событиям, происходящим сегодня в Фёдоровском районе, предстоит войти в историю
— Алексей Валерьевич, откройте секрет, в чём уникальность предстоящего события?
— Вы знаете, я не очень доверяю громким эпитетам, но проект, который мы сегодня реализуем на базе двух наших школ, действительно можно назвать уникальным. Хотя бы потому, что ничего подобного нет ещё ни в одном учебном заведении не то что региона — страны в целом.
Признаться честно, идея была не нова — за основу мы взяли хорошо забытую практику, без которой когда-то не обходилась ни одна средняя общеобразовательная школа нашей страны. Речь идёт о начальной профессиональной подготовке учеников. И теперь наши старшеклассники, как это и было раньше, будут получать профессию.
Идея, как я уже говорил, не нова. Однако уровень оборудования, установленного сегодня на базе школ, высочайший.
А родилась идея создания таких классов во время разговора с сельхозтоваропроизводителями нашего района. Ни для кого не секрет, что аграрии, наряду со многими другими отраслями, испытывают сегодня острую нехватку кадров. А учитывая то, какими сложными и дорогостоящими стали современные трактора, комбайны и другая сельскохозяйственная техника, доверить её человеку без особой профессиональной подготовки просто невозможно.
Да проблема даже не в стоимости техники. Хотя и этот фактор немаловажен. Цена некоторых комбайнов порой доходит до десятков миллионов рублей. Повторюсь: специалистов, которые могли бы управлять сложной электроникой техникой, сегодня практически не готовят. Вопрос нехватки людей со средним специальным образованием владеющими такими профессиональными навыками, неоднократно поднимался на самом высоком государственном уровне. Однако каких бы то ни было серьёзных подвижек в его решении пока, увы, не наблюдалось.
Мы решили изменить ситуацию коренным образом.
— Когда же был дан старт новому проекту?
— Стартовал проект год назад при поддержке губернатора Саратовской области Валерия Радаева, регионального правительства, начальника инспекции Гостехнадзора по Саратовской области. Была получена лицензия, приобретено необходимое оборудование, разработана шестимесячная программа по обучению трактористов-машинистов категории С, включающая в себя 491 учебный час. А состоит она из теоретической базы и освоения практических навыков по управлению и обслуживанию сложной сельскохозяйственной техники.
Конечно, при переходе от теории к практическим занятиям мы учитываем все требования безопасности, и перед тем, как ученик приступит к работе непосредственно с трактором, он снова и снова отработает все навыки при помощи современной техники в учебных аудиториях. Очень помогает ребятам, в частности, шлем виртуальной реальности, позволяющий оттачивать действия по ремонту и обслуживанию техники до автоматизма.
И первые результаты стали видны уже в июне этого года: тринадцать ребят — двенадцать юношей и одна девушка — вместе с аттестатом о среднем образовании получили свидетельство тракториста-машиниста.
Однако для нас это было лишь началом, и мы пошли дальше. В сентябре в программу обучения включились ещё 53 старшеклассника. Но и на увеличении количества обучающихся мы также не остановились. Существенно расширился перечень самих специальностей.
Так, например, в эти дни завершается ремонт и переоборудование пищеблока. В преобразившихся помещениях установлены новые современные котлы, электрические сковороды, печи и наша гордость — пароконвектомат. Как известно, при обработке в пароконвектомате потери веса продуктов незначительны, так как практически отсутствует их усыхание. Здесь можно готовить несколько блюд одновременно — их запахи не перемешиваются. А самое главное, поскольку речь идёт о питании школьников: при приготовлении с минимальным количеством жира или вовсе без него пища получается полезной и здоровой.
Также при помощи этого новейшего оборудования ребята будут осваивать профессию повара — на том уровне, который не требует высокой квалификации. Однако, став впоследствии студентами, наши выпускники смогут спокойно зарабатывать свои первые денежные средства, имея серьёзное преимущество перед другими претендентами на эти вакансии. Естественно, желающие смогут продолжить образование и по данному направлению.
И ещё один нюанс. Несомненным преимуществом является и то, что после переоборудования пищеблока на новый уровень выходит и качество питания всех учеников школы.
Открыта была и новая швейная мастерская. Современные машинки, оверлоки, парогенератор для глажки — наши будущие портные обеспечены всем необходимым. Принцип такой: ничего старого, ничего дешевого. На обучение профессии швеи, к слову, уже записалось 20 человек.
— А у самих ребят не спрашивали, какие профессиональные навыки они хотели бы приобрести?
— Да, в какой-то момент, чтобы не ошибиться, мы задали такой вопрос нашим старшеклассникам. Первый ответ был: парикмахеры.
Можете убедиться сами: интерьер и оснащение лаборатории, где будут обучать на парикмахера, может соперничать с самым модным городским салоном. Для каждого обучающегося здесь готов полный комплект необходимого оборудования: профессиональные ножницы, расчёски, плойки, фены и пр. Набор в это класс уже составляет порядка 60 человек.
Сугубо мужское направление обучения представлено мастерскими, в которых установлены слесарные верстаки, для каждого обучающегося приобретены полные наборы инструментов высочайшего качества.
Может быть, я, придерживаюсь не самых современных взглядов, но я абсолютно убеждён, что мужчина должен уметь работать руками. И речь идет не о пресловутом гвозде, который надо вбить в стену. Мы живём в сельской местности, у каждого здесь частные дома, требующие постоянного ухода, а то и ремонта. Да и живя в городе, профессиональные навыки лишними не будут.
— Все специальности, которые вы перечислили, предполагают работу руками. А что делать старшеклассникам с научным складом мышления? Тем, кто мечтает стать медиком или, к примеру, заниматься физикой и другими точными науками?
— Мы предусмотрели и это: сегодня в рамках профильного образования мы открываем современные химико-биологическую и физическую лаборатории. Да, профессию ребята здесь получить не смогут, все мы знаем: чтобы стать врачом, необходимо много лет учиться. Однако определённые первичные профессиональные навыки, умение работать с оборудованием, лабораторной посудой здесь они приобретут.
Кроме того, уже проведены предварительные переговоры с ректором Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова Дмитрием Соловьёвым и с директором Саратовского областного базового медицинского колледжа Игорем Морозовым. Если будет потребность, в недалёком будущем мы сможем открыть аграрный и медицинский классы.
— Что сегодня может гарантировать, что обучение будет проводиться на должном уровне?
— Во-первых, гарантом будет служить опять-таки качество оборудования. Только современные станки и машины, только качественные расходные материалы.
А кроме того, уровень преподавателей также будет служить лучшим гарантом качества обучения. Мы хотим, чтобы ребята осваивали профессию только с лучшими из лучших. Сейчас как раз ведём переговоры со многими предприятиями и учебными заведениями.
— Алексей Валерьевич, всё, что вы сейчас рассказываете, просто не укладывается в сознании. Если бы мы своими глазами не увидели новые классы, сложно было бы даже поверить в такой размах. Но не будут ли чувствовать себя обойдёнными ребята, которые учатся не в районном центре, а школах отдалённых населённых пунктов?
— Мы, безусловно, в первую очередь подумали и об этом. Благодаря председателю Государственной думы Вячеславу Володину, руководству Саратовской области дороги в последнее время приводят в порядок. Автопарк района, в свою очередь, обладает определённым количеством новых школьных автобусов. Так что подвоз ребят из других населённых пунктов не составит проблем.
— Если не секрет, что за проект лежит сейчас на вашем рабочем столе. Новые классы?
— Нет, это как раз в продолжение предыдущего вопроса. В ближайшем будущем мы планируем строительство гимназии для школьников, приехавших из соседних сёл. Естественно, по желанию родителей ребята смогут не ездить каждый день на занятия и обратно, а проживать в общежитии. Тем более что многим мы сможем обеспечить их самостоятельно. Швейный цех займётся пошивом формы. Для ребят форма будет бесплатной, что станет серьёзным подспорьем для их родителей. Пищеблок, усовершенствованный и серьёзно расширившийся, сможет обеспечить питанием и дополнительных учеников. Проживать, как мы уже сказали, они смогут в благоустроенном общежитии. Так что, как видите, совсем скоро мы будем готовы принять дополнительных учеников, в том числе из других районов области. И тем самым значительно улучшить качество образования. А по большому счёту, расширить горизонты возможностей будущих выпускников.
Мы, кстати, уже представили наш проект в Российском государственном аграрном университете — МСХА имени К.А.Тимирязева, а на выставке «Золотая осень-2021» в известном военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых сил Российской Федерации «Патриот» даже получили золотую медаль и Диплом первой степени.
Большую поддержку оказали нам руководство и специалисты Ростехнадзора по Саратовской области. С лёгкой подачи депутата Государственной думы Федерального собрания РФ Александра Стрелюхина сейчас, после нашего интервью, едем на переговоры с руководителем Энгельсского пошивочного предприятия, по вопросам прохождения практики наших обучающихся на базе фабрики с привлечением специалистов для проведения мастер-классов, а в перспективе открытия филиала предприятия на территории р. п. Мокроус, что позволит создать рабочие места для жителей нашего района. Вообще хочу отметить, что все, к кому мы обращались с этим вопросом, отнеслись с пониманием. Я вижу, что наша идея вдохновляет. Взять даже уровень преподавателей и специалистов, приезжающих к нам на консультации в процессе создания классов и лабораторий. Их имена, поверье, известны далеко за пределами региона. А самое главное, что многие из них согласны приезжать из Саратова работать с нашими ребятами.
Вообще одним из условий данного проекта, чтобы он получился так, как задумывался, — это высокий уровень преподавательского состава. Более того, в подавляющем большинстве это должны быть преподаватели с именем. Чтобы ребёнок, выходя из школьных стен, мог с гордостью назвать, где и у кого он прошёл обучение.
— Итак, школьники Мокроуса и всего Фёдоровского района теперь смогут освоить базовую профессию. Будет ли возможность у более старшего поколения получить профессиональные навыки в современных мастерских и лабораториях?
— Да, конечно. Для школьников обучение, естественно, будет бесплатным. Но все мы понимаем, что школам постоянно требуются средства на обновление мебели, на текущий мелкий ремонт и т. д. Теперь они смогут зарабатывать, предоставляя возможность взрослому населению получать новые специальности.
Естественно, всё это будет происходить во вторую смену, когда процесс обучения школьников уже завершён.
Весьма немаловажен и тот факт, что освоение новой специальности для жителей сельской местности становится значимым фактором в социальной адаптации к меняющимся условиям рынка труда.
— Пока всё, о чем вы рассказали, существует на базе общеобразовательной средней школы как учебно-производственный корпус. Есть ли планы создать нечто большее? Спрашиваю, потому что знаю, что одна из ваших любимых фраз: «Но мы на этом не останавливаемся».
— Мы действительно не собираемся на этом останавливаться. Дело в том, что уже сейчас мы примерно представляем, где, также на базе средней школы можно разместить кванториум.
При поддержке президента Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина Дмитрия Фёдоровича Аяцкова наши ребята часто бывают в Саратове в Кванториуме, и я видел, с каким восторгом горят их глаза, когда они посещают технопарк. Я считаю, мальчишки и девчонки, живущие в районном центре или даже в отдалённых сёлах и деревнях, должны иметь равные возможности со своими сверстниками, живущими в городе. И мы обязаны предоставить им эти возможности для обучения и развития, для проявления способностей. Хотел бы отметить ещё один из очень важных моментов — строительство домов для детей-сирот. Строительства жилья позволит максимально заинтересовать молодое поколение остаться жить и трудиться на территории Фёдоровского района.
— Алексей Валерьевич, решение социальных вопросов вы поставили во главу угла ещё во время нашего первого интервью в 2019 году. Раз уж мы беседуем накануне Нового года, давайте подведём итоги, что было сделано за это время?
— Перечислить всё сделанное вряд ли удастся, так как работа по этому направлению ведётся постоянно. Существенную помощь в решении вопросов нам оказывает участие района в программах различного уровня.
Из того, что удалось сделать в районном центре, наиболее значимым считаю ремонт объектов социальной сферы и оснащение их современным оборудованием. В планах установка во всех детских садах и школах усовершенствованных очистных сооружений, что позволит нам решить проблему обеспечения качественной водой целого ряда социальных учреждений.
Также в ближайших планах, к слову, обустройство сквера рядом с кинотеатром. Совсем скоро это пространство полностью преобразится и, надеюсь, станет любимым местом отдыха жителей и гостей Мокроуса. Планируется обустроить аллею от кинотеатра до центральной площади, установив современные антивандальные спортивную и детскую игровую площадки.
Огромная работа была проделана по ремонту старого кинотеатра — ему, кстати, в этом году исполнилось 50 лет. Здание оставалось заброшенным на протяжении многих лет. Теперь жители Мокроуса получили современный кинотеатр, оснащённый аппаратурой самого высокого качества. Вместо простого ремонта в зале мы установили полную звукоизоляцию, а кинопремьеры теперь можно смотреть, с комфортом расположившись на новых креслах.
— И если, продолжив социальную тему, подвести итог тому, о чём мы говорили сегодня. Как бы вы кратко сформулировали главные цели, которые решает проект?
— На самом деле реализация проекта решает целый ряд ключевых задач. Но главными я выделил бы повышение качества жизни для молодёжи и обеспечение условий для экономического роста и инвестиционной привлекательности Фёдоровского района.
Автор: Вера Шарабандова