Агротуризм плохо приживается в Саратовской области
Желающих приобщиться к традиционному укладу сельской жизни и пожить на ферме зазывают к себе сельхозпроизводители. Но, как правило, — в Краснодарском крае и на Ставрополье (сбор винограда и изготовление вина), в Астрахани (участие в ловле и заготовке рыбы). Большинство регионов, даже если могут предложить программу по сельскому туризму, зачастую не понимают, зачем им это нужно.
В реестре объектов сельского туризма, опубликованном на сайте правительства Саратовской области, половина — это музеи, в том числе школьные и при домах культуры. Остальные туристические маршруты создают инициативные граждане, у которых своя ферма, пасека или рыбное хозяйство. Однако, как выяснил корреспондент «МК в Саратове», лишь небольшая часть объектов продолжает принимать туристов. Одни не восстановили поток отдыхающих после пандемии, другие заняты сохранением основного бизнеса.
В Центре национальных культур Советского района посетителям показывают предметы домашнего обихода, орудия народного промысла, национальные костюмы. Если интересует история немцев Поволжья, любознательных гостей водят по посёлку. Но таковых немного. Как сообщила директор местного дома культуры Ирина Шупикова, в последний год экскурсии проводятся в основном для школьников и студентов. При школе № 1 Советского района также работает ещё один экскурсионный объект из реестра — музей хлеба. Посетители имеются, но туристами их назвать сложно: скорее, гости, посещающие район Действующим остаётся туристский маршрут «Секреты бабушкиного сундука» (с. Новая Елюзань, Балаковский район), который подразумевает экскурсию по самобытному селу с рассказом о его истории, культуре и традициях татарского народа ну и, конечно, с демонстрацией национальных костюмов и дегустацией татарских блюд.
В Базарно-Карабулакском районе в перечень объектов сельского туризма попал гостевой дом «Серебряный бор», предлагающий помимо обычного отдыха экскурсии по местным достопримечательностям
(с. Алексеевка, храм, художественный музей). Но в гостевом доме корреспонденту «МК в Саратове» рассказали, что туристы приезжают «отдохнуть в тишине и покое», а спроса на экскурсии практически нет. Как правило, гости просят задать направление и едут осматривать достопримечательности самостоятельно.
В селе Лох Новобурасского района две главных достопримечательности: Кудеярова пещера и водяная мельница XIX века. Третья — рукотворная, созданная местным жителем Юрием Карамзиным. «Сад неправильных скульптур» предприниматель разбил прямо во дворе своего дома. В саду живут Дон Кихот, новоарлеанская дева, русалка из коряги, печальный ангел, который взяв людские грехи, не смог вернуться обратно на небо (так объясняет сам творец, у которого к каждому артефакту находится философская притча), и другие экспонаты. В свободное от туристов время житель села Лох пасёт небольшое стадо альпийских коз, из молока которых готовит сыры и йогурты по испанским рецептам — благо десять лет прожил в этой стране. «Туристов после пандемии меньше не стало: в летнее время по три автобуса в день приезжают — я в выходные дни к вечеру даже разговаривать не могу», — говорит Юрий Карамзин.
Но для погружения в сельский колорит этого маловато. Кроме того, в нашем регионе смешиваются понятия образовательного и исторического туризма с сельским. Да и сельхозники зачастую не желают устраивать экскурсии на фермы — своих дел невпроворот.
В 2022 году в России появился новый грант для сельхозпроизводителей — «Агротуризм». Сумма грантов — от 3 до 10 млн рублей. Получить его могут представители малого агробизнеса на проекты по развитию сельского туризма. И всё бы хорошо, но участвовать в конкурсе могут сельхозпроизводители (КФК, СХПК). Но как быть, если агротуристическая задумка найдена, однако её организаторы — обычные самозанятые граждане, а не фермеры-кооператоры?
«Самозанятые не могут рассчитывать на государственную поддержку, и в этом главная проблема, — считает Наталья Струсь, помощник президента Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма Саратовской области. — А ведь именно они зачастую организуют сельский туризм. В Поволжье бывает так: люди нашли интересную «фишку», выявили локальную идентичность своей территории — экологическую, историческую, на этом строят маршруты и начинают возить туристов. Эти люди — не аграрии, и всё, что они могут оформить, — это статус самозанятого. Гранты им не положены, хотя они, по мере своих сил, способствуют туристическому развитию деревень и посёлков. Поэтому в нашем регионе не так много энтузиастов, развивающих сельский туризм. На мой взгляд, нужно распространять меры поддержки и на них, поскольку пока они не подходят ни под одну госпрограмму».
Автор: Ирина Лихоман