Саратовских школьников предлагают просвещать по теме ЖКХ
В Комитете Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству предложили Минстрою подготовить курс для старшеклассников, посвящённый устройству системы ЖКХ. По мнению депутатов, это поможет подросткам вырасти компетентными собственниками жилья. Ранее народные избранники уже озвучивали инициативы по введению школьных уроков по профилактике безопасности, курсов психологической, медицинской грамотности. При этом новаторы не учитывают факт перегрузки учеников школьной программой, внеурочной деятельностью и подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.
На днях депутаты Госдумы РФ встретились с министром строительства и ЖКХ Иреком Файзулиным. И по аналогии с популярными сейчас курсами финансовой грамотности предложили Минстрою совместно разработать цикл школьных информационных занятий о том, как работает система жилищно-коммунального хозяйства. Об этом в своём Telegram-канале сообщил председатель профильного комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. «Со школьных лет ребята должны понимать, какие жилищные права и обязанности есть у собственников, как экономить на услугах ЖКХ, из чего формируются тарифы», — написал депутат.
Некоторые регионы по собственной инициативе вводят подобные курсы в школьную программу. Два года назад в России был выпущен первый учебник для школьников по ЖКХ, рассчитанный на обучение учащихся 5-9 классов. В апробации учебного пособия приняли участие 26 школ и гимназий Татарстана, также обучаются по учебнику в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) и Якутии. В нескольких московских школах уроки ЖКХ для старшеклассников с 2022 года проводятся в развлекательном формате с помощью настольной игры «Домовой». Подросткам рассказывают, что такое жилищные и коммунальные услуги, как рассчитывается размер платы за них, а также учат правильно экономить ресурсы.
Однако отношение педагогов и директоров школ к подобным новшествам неоднозначное. Учителя считают, что у старшеклассников и так высокая нагрузка, а с введением новых «полезных» курсов она увеличится, что может негативно сказаться на подготовке к итоговой аттестации.
— Вопросы жилищно-коммунального хозяйства уже рассматриваются в рамках предмета обществознание, — рассказывает Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области. — Поэтому, на мой взгляд, вводить специальный курс нецелесообразно. Кроме того, я не представляю, как это будет выглядеть на практике: в крупных городах система ЖКХ очень стандартизована, есть крупные ресурсоснабжающие организации, концессии. В сёлах другая коммунальная система. И больших подробностей в такой курс нельзя ввести, если только освещать экологический аспект. Опять же общеобразовательная школа предполагает, что мы обучаем детей общеобразовательным предметам. Я сторонник того, чтобы заниматься преподаванием в соответствии с теми учебными программами, которые уже разработаны. И глубокое освоение тем ЖКХ в школе, считаю, не нужно. Тем более для старшеклассников, которые и так перегружены, готовятся к ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийским проверочным работам. Не стоит забывать, что у учеников 10-11 классов имеется возможность выбора, и хотелось бы у них спросить: хотят ли они глубоко погружаться в вопросы жилищно-коммунального хозяйства? Когда мы настойчиво пытаемся протолкнуть что-то своё, не спросив мнения всех участников образовательного процесса — учеников, родителей и педагогов, из этого, как правило, мало что получается. Я сторонник классического образования и считаю, что если у человека есть хорошее базовое образование, то он способен самостоятельно разобраться, в том числе в вопросах ЖКХ, и применить свои знания на практике.
Автор: Ирина Лихоман