В саратовских школах могут появиться уроки черчения
Народные избранники вспомнили о подзабытом уроке черчения, официально исключённом из школьной программы в 2019 году. Сейчас такой модуль есть в учебном предмете «Технология». Но как считают в Комитете Госдумы РФ по просвещению, этого недостаточно. Черчение необходимо возвращать, поскольку его отсутствие приводит к снижению технического и пространственного мышления у школьников.
В апреле губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть в школах уроки черчения. Он объяснил это тем, что черчение — начало основ по инженерным знаниям, и дал понять, что о возвращении черчения просят конструкторы, технологи всех направлений и инженеры.
В начале мая такое же предложение озвучила первый зампред Комитета Государственной думы по просвещению Яна Лантратова и направила письмо министру просвещения Сергею Кравцову. Депутат обосновала это тем, что для возрождения и развития тяжёлой промышленности и машиностроения требуется обучить большое количество квалифицированных технических специалистов. Но так как полноценные уроки черчения отсутствуют, у школьников не закладывается фундамент для дальнейшего инженерного образования. Однако министр Сергей Кравцов ответил парламентарию, что модуль «Компьютерная графика. Черчение» школьники изучают в рамках предмета «Технология». При этом школы могут самостоятельно включить в учебный план черчение: такое решение принимается после запроса родителей и исходя из материально-технических и кадровых возможностей каждого конкретного учебного заведения.
Саратовские учителя считают, что уроки черчения важны для школьников, особенно для тех, кто планирует поступать в технические вузы.
— Начать с того, что если черчение как предмет хорошо преподаётся в школе, то у учащихся в дальнейшем будет меньше проблем с геометрией, — отмечает Галина Полищук, директор средней общеобразовательной школы № 6. — Сейчас некоторые школьники даже линию затрудняются прочертить. Я заметила, что дети, которые учатся в школе искусств и умеют чертить, штриховать, с геометрией лучше справляются, так же как и школьники, занимающиеся в кружках конструирования и моделирования. Для гуманитариев черчение — довольно сложный предмет, однако он развивает навыки пространственного и логического мышления. На мой взгляд, черчение более всего необходимо ученикам, склонным к точным наукам, тем, кто планирует поступать в вуз на технические специальности. Но есть один нюанс: черчение в школе должен преподавать педагог, который хорошо разбирается в предмете. Если эту нагрузку распределят по другим учителям-предметникам, толку не будет. Ну и конечно, учебные программы по черчению необходимо корректировать и обновлять.
Как считает директор средней школы села Камышки Александрово-Гайского района Сергей Харьков, разбираться в элементарных чертежах полезно всем школьникам, не важно, гуманитарии они или имеют склонность к точным наукам.
— Черчение — предмет полезный, развивает пространственное мышление, — говорит Сергей Петрович. — Из того, что я в своё время познал на уроках черчения, мне многое пригодилось не как учителю, а в быту, поэтому придаю черчение большое значение и считаю, что его можно ввести за счёт уроков технологии. Один учебный час в неделю можно найти для преподавания этой дисциплины. Но здесь мы сталкиваемся с нехваткой кадров. Черчение должен вести хорошо подготовленный преподаватель, который имеет математическое образование и окончил дополнительные курсы. Если бы такой человек нашёлся, в нашей школе черчение появилось бы в 8-м классе. Но мы уже два года ждём учителя информатики и математики, и пока желающих прийти в нашу школу нет.
Автор: Станислав Орленко