Контроль за саратовскими управляющими компаниями ужесточат
В прошлом году россияне в полтора раза чаще жаловались в прокуратуру на оказание услуг в сфере ЖКХ. В основном жильцы были недовольны качеством и стоимостью услуг, а также работой управляющих компаний. В Саратовской области жители еженедельно выкладывают жалобы на УК или ТСЖ в Telegram-каналах первых лиц региона. Но чтобы добиться предоставления качественных услуг от управляющей компании, гражданам порой нужно пройти семь кругов ада. Повысить эффективность работы УК должны помочь новые национальные стандарты, которые разрабатываются Минстроем РФ.
В России появятся национальные стандарты по управлению многоквартирными домами и рейтинги управляющих компаний. Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на письмо Минстроя в Государственную думу. Не секрет, что сегодня УК зачастую предоставляют некачественные услуги, и отраслевые стандарты призваны решить эту проблему. В них могут закрепить возможность выбора жильцами пакетов услуг управляющей компании, в квитанции за ЖКУ выделить отдельную строчку для информации о сборах за текущий ремонт, определить конкретные сроки реагирования аварийно-диспетчерских служб и устранения проблем. А публичные рейтинги УК позволят гражданам сделать осознанный выбор в пользу той или иной компании.
По мнению Владимира Кошелева, первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ, общероссийские стандарты управления жилым фондом позволят повысить качество эксплуатации, в том числе «и через введение обязательных требований к лицам, осуществляющим управление, качеству».
Но пока не понятно, кто и на основе чего будет разрабатывать новые стандарты.
— Национальные стандарты в сфере ЖКХ должны, в первую очередь, унифицировать сферу оказания услуг по управлению и содержанию многоквартирных домов, — говорит юрист Андрей Жбанчиков, член совета Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области. — Сделать её более эффективной. И конечно, повысить качество технического состояния, безопасность эксплуатации. Но с точки зрения правового регулирования, у этого новшества есть сложности. Существует жилищное законодательство, в том числе постановление правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Как нововведение будет сочетаться с этим перечнем? Пока это не понятно. Если национальные стандарты дополнят его, будет замечательно. Но пока не ясно, как всё это будет применяться на практике. По рейтингам тоже нет ясности, кто будет их присваивать, что ляжет в основу рейтингования? Возможно, в дальнейшем, после проработки этой инициативы на федеральном уровне, появится больше ясности.
Как считает общественник, новые стандарты станут повышенной нагрузкой для ТСЖ и ЖСК.
— Сейчас стандарты можно принять на общедомовом собрании жильцов, — объясняет юрист. — Допустим, сколько раз в неделю должен убираться подъезд. Условно говоря, граждане хотят, чтобы подъезд убирали три раза в неделю: мыли этажи, лифтовую кабину, протирали перила, убирали мусор и т. д. Собственники принимают на собрании эти стандарты и закрепляют их в договоре управления. Но для этого нужны активные граждане — главные по дому, а также время и силы. Да и контролировать жильцам качество выполнения услуг довольно сложно. Если будут приняты национальные стандарты, ими можно будет руководствоваться напрямую. Конечно, это существенный плюс. Кроме того, новыми стандартами сможет воспользоваться муниципалитет при назначении управляющих компаний по конкурсу — и это будет более прозрачно.
Автор: Ирина Лихоман