Школьных агрессоров, систематически занимающихся травлей, могут перевести в спецшколу или на домашнюю форму обучения. Такая возможность обсуждается в ходе работы над законопроектом о профилактике буллинга среди детей.
Детки в клетку
В Госдуме РФ с осени 2022 года разрабатывается законопроект о борьбе с травлей в школах. Планируется, что он будет принят до конца 2025 года. Глава комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев предлагает изменить формат обучения для зачинщиков школьной травли. Если с подростком уже была проведена индивидуальная воспитательная работа, но при этом он продолжает держать в страхе все учебное заведение, нужно рассмотреть вариант перехода на домашнее обучение или в спецучреждение для детей с девиантным поведением, сообщил он «Парламентской газете».
Саратовские педагоги считают, что в таком радикальном решении есть немало спорных моментов.
— Бывают ситуации, когда школа не может воздействовать на конфликтного, неуправляемого ученика, — говорит Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 города Балашова. — Родители просят оградить детей от хулигана, но школа бессильна. Поэтому рычаги воздействия на ребенка с деструктивным поведением должны быть, но разумные. Спецшкола не исправит подростка, здесь требуются другие методы. На мой взгляд, нужно дополнительное финансирование школ — для привлечения тьюторов, для разделения функций предметника и классного руководителя — воспитателя.
Что касается домашней формы обучения, то педагог пояснил, что речь идет, скорее всего, о семейной форме обучения.
— Для того чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, требуется заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей, — поясняет Андрей Георгиевич. — Без медицинских показаний перевод невозможен. При домашнем обучении составляется индивидуальный план и к ученику на дом ходят преподаватели. При семейном обучении родители забирают ребенка из школы, обучают своими силами, а промежуточную и итоговую аттестацию он сдает в любом общеобразовательном учреждении, к которому прикреплен.
Класс коррекции
В Саратовской области есть спецшкола для трудных подростков — в Марксе. С 60-х годов прошлого столетия учреждение было закрытого типа. В него направлялись дети, совершившие уголовное преступление, по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних и решению суда. С 2021 года спецшкола стала открытого типа, в ней проходят обучение подростки с девиантным поведением. Согласно докладу детского омбудсмена региона, в прошлом году в ней обучалось 44 подростка.
Экс-председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Владимир Чернобровкин, считает, что ничего нового законодатели не предложили: подростка и сейчас можно отправить в спецшколу.
— Спецшкола открытого типа — для сложных детей, которые еще не совершили уголовное деяние, но уже сворачивают на кривую дорожку, — комментирует Владимир Сергеевич. — Такими ребятами сегодня занимается комиссия по делам несовершеннолетних. И возможно, для некоторых зачинщиков школьной травли этот вариант воспитания и обучения будет единственно верным. Что касается надомного
обучения, то, на мой взгляд, такую категорию несовершеннолетних нельзя просто выгнать из школы и забыть. А кто будет ретушировать криминальные наклонности подростка? Кто даст гарантии, что, находясь на домашнем обучении, он не будет появляться в школе и третировать одноклассников, но уже на школьном дворе или по дороге домой? Нужно подключать психологические службы, выявлять причины девиантного поведения ребенка, а не просто удалять его из школы. Необходимо увеличивать количество школьных психологов, создавать службы медиации.
Ирина Лихоман