Светлана Микулина: Анастасия Колесникова и ее дар " целиться выше цели"

06 февраля 2015 - 13:34
Анастасия Колесникова и ее дар " целиться выше цели"

Есть люди, с которыми ты видишься не столь уж часто, но даже краткие встречи с ними позволяют думать о них с теплой благодарностью.

Лично для меня одной из таких натур является Анастасия Колесникова. Молодая, хрупкая, сосредоточенная… Непременный участник театральных пресс-конференций и творческих лабораторий и, конечно, неравнодушный зритель театральных премьер.

Театр для этой девушки не храм и не кафедра, скорее - родной дом, сокровенное пространство. Дочь талантливой театральной художницы, Настя часто приходила в ТЮЗ с родителями, и малышковая игра в гримерках превратилась для девочки в любовь к необыкновенному миру еще до того, как сама она стала театральным зрителем. Актрисой, правда, быть никогда не стремилась, но в нежном возрасте серьезно подумывала о карьере… директора театра, о чем не без юмора поведала мне.

Анастасия - заведующая литературной частью ТЮЗа, то есть личность, держащая руку на пульсе связей театра с общественностью, прессой. 

Общаясь с Колесниковой, намеренно начала довольно жестко критиковать один из ТЮЗовских спектаклей. Выйдет, думаю, из берегов хорошего тона? Только служебной или личностной окажется ее корректность? Честь ей и хвала – вела себя Настя с завидным достоинством, хотя я последовательно провоцировала ее на эмоциональную вспышку. Более того – манера моей оппонентки вести дискуссию свидетельствовала: она отнюдь не жонглирует комплиментами, каждое ее слово взвешено и оснащено четким представлением о предмете спора… 

Свободное знание английского позволяет Анастасии легко общаться с иностранными деятелями искусства и театра, которых - год от года становится в ТЮЗе все больше. Но Анастасия не только театральный менеджер и успешный переводчик. Она развивается и как драматург, чему, бесспорно, способствуют и ее природные способности, и достойное образование, и чтение разнообразных пьес, и общение на сценическом "эсперанто" с искушенными и пристрастными театральными критиками и режиссерами. 

Лично для меня наиценнейшее качество в людях - неравнодушие. Заветной серебряной струной для постижения этого качества в личности Насти стали для меня ее… почти слезы. Когда завлит заговорила о сгоревших декорациях и бутафории "Мнимого больного" - роскошного спектакля Анатолия Праудина, спектакля, который даже не успел всласть порадовать театралов, она едва не заплакала. А слезы - не жалости к себе, а скорби за погибшую КРАСОТУ - неизменно благословенны.

Анастасия Колесникова - даже в силу возраста - не может принадлежать к поколению, для которого старый ТЮЗ - почти как Пушкин - "наше Все". Да, до того, как произошел роковой пожар, она несколько лет проработала в знаменитом театральном доме, помнящем легендарного Юрия Петровича Киселева. Но при всем при том, Настя скорее из поколения, уверенно обживающего новый ТЮЗ. Поколения, которому по нраву его технические новшества и возможности, пространства, объемы. Она молода, но то, как она –в нескольких скупых словах эмоционально оплакала праудинский спектакль лично для меня сделало ее и человеком из старого ТЮЗа. Впрочем, нет, не так. Потому что на самом деле нет старого и нового ТЮЗа. Есть просто театр для детства и театр детства, театр юности и зрелости, открывающий нам, зрителям сумму нашей любви и печали, сердечности и гордости. Театр, горюющий о наших потерях и -самыми лучшими из своих спектаклей - показывающий нам путь к обретениям.

Накануне премьеры "Тряпичной куклы" Настя позвонила мне и порекомендовала:

-Обязательно приходите. Будет трогательно. Спектакль поставил Юрий Петрович Ошеров. По пьесе Гибсона. 

Из репертуара белгородской драмы Анастасия Колесникова особенно настоятельно порекомендовала мне посмотреть хотя бы "Кукол" (опять- таки схожее название, но совсем другое наполнение) в постановке Валерия Беляковича по пьесе Х. Грау "Синьор Пигмалион".

Трагифарс в оригинальном, экстравагантном и умном осмыслении белгородцев меня счастливо ошеломил. Понравилось буквально все -и поистине столичная режиссура, и стильность плюс философичность спектакля , и работа художника, и конечно творческие находки актеров.

-Кстати, у белгородцев работает много наших, саратовских актеров, выпускников курсов народных артистов России Риммы Ивановны Беляковой и Александра Григорьевича Галко,-с нескрываемой гордостью за "своих" пояснила Анастасия. И с той же радостной гордостью рассказала, что тюзовский вояж в Белгород-в рамках обменных гастролей между театрами двух городов- прошел великолепно. Успех имели все три гастрольных показа. 

- Впрочем, - задумчиво заключила Анастасия,- я и не сомневалась в этом. "Самоубийца" -мощнейший спектакль у нас получился. Многогранный. Многослойный. Эрдман - драматургия на все времена. Ну а "Дядюшкин сон" - спектакль-феерия, актеры в нем чудеса творят!

Анастасия Колесникова умеет успешно выбирать объекты для духовного саморазвития. Простой пример. Подавляющее большинство туристов, попав в Париж, устремляются в Лувр. Настя, побывав во французской столице, Лувра, естественно, не миновала. Но при этом не пренебрегла и знаменитым центром Помпиду, сокровищницей самых разнообразных видов искусства. Ей- в силу характера, рода занятий и природного темперамента как раз и интересно разное. 

Характеризуя саму себя, любознательность поставила впереди других качеств. А любознательность, как мне кажется, неизменно выдает творческую и стремящуюся совершенствоваться личность. Любознательность есть любовь к знаниям. 

Когда предложила Анастасии назвать ее любимые спектакли, она не что растерялась, скорее - смутилась. И начала перечисляя имена, радоваться актерским и режиссерским озарениям. Но выделить кого-то персонально- отказалась. И, знаете, я ее поняла: театр для этой девушки - дом, а домочадцев не уместно сравнивать друг с другом. 

Анастасия Колесникова дорожит профессиональной маркой родного театра. Гордится творческой лабораторией, которой в прошлом году исполнилось десять лет. Радуется драгоценной возможностью "повариться" среди именитых и талантливейших. 

Насте нравится в ее работе все- даже-Господи, помилуй!-переработки, авралы, непредсказуемость. 

Одному из самых загадочных писателей двадцатого века Кафке принадлежит высказывание: "Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

Героиня этих заметок, предполагаю, и есть театральный стрелок, тяготеющий стрелять выше цели. Поэтому и освоила искусство увлекательно повествовать о премьерах- не проговариваясь раньше времени о их сюрпризах. Поэтому умеет душевно и приветливо встречать гостей в зале, обеспечивать интересным пресс-релизом, качественными фотографиями. 

Стремительная, но не суетная, погруженная в работу, но не "ботаническая", интроверт и экстраверт, причудливо объединенные в одной личности- Анастасия Колесникова являет собой чисто театрального человека. Что интересно: сама считает себя изрядно въедливой и несколько… занудной. Занудства лично я в ней не заметила, а въедливость да, есть. Но образно говоря, Анастасия ведь работает имиджевым кутюрье ТЮЗа, и значит, въедливость приветствуется!

Мне думается, для театра юного зрителя эта молодая девушка - удачное приобретение. И она-не сомневаюсь-еще приятно удивит многих. 

Обратила внимание: Настя радуется, что у театра появились оригинальные спектакли для детей: "Мы кто-то, мы здесь", "Велосипед с красными колесами" и "У ковчега в восемь" …А замечательный новогодний спектакль, поставленный Артемом Кузиным, Настя как красиво презентовала!

Отчетливо почувствовала ее интерес к детской драматургии, намерение -создать что-то интересное для детей. Думаю, у нее это получится. Потому что все волшебные и добрые, забавные и приключенческие истории мира, устремляются, летят в сознание и воображение именно тех людей, кто их чувствует и предчувствует, кто их видит и способен талантливо постичь. Кто не изгоняет, а привечает и растит в своем сердце и воображении детское, то есть искреннее и чистое восприятие мира. Попытка создавать что-то -пока еще в большей степени в стол, чем на показ коллегам, есть для Анастасии Колесниковой культивирование детского в собственном сердце. И в силу того, что подобное в ней ощущается, она что-то самобытное создаст. Просто должно пройти какое-то время. Время, наполненное интересной работой и творческими опытами - как это сформулировано у Кафки? - "целиться выше цели"

На фото: Анастасия Колесникова со знаменитым земляком, писателем Алексеем Слаповским на десятой тюзовской лаборатории; с коллегами и друзьями. Фото из спектаклей "Тряпичная кукла" (Саратов) и "Куклы" (Белгород).

Оставить комментарий