Дом на Московской, наледь с крыши которого убила на днях человека, управляется компанией "К-РАСА". Госжилинспекция и Волжская прокуратура настроены лишить её лицензии. Но даже если все подобные компании-невидимки останутся без государственного разрешения на работу, в домах, что отданы им на заклание, ничего не изменится минимум до июля 2019 года.
Кроме убитого ледяной глыбой мужчины, в доме № 59/30 по улице Московской в тот день прорвало трубу отопления. УК на это ЧП махнула рукой. Об этом коллегам и журналистам рассказал депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. Такое наплевательское поведение для УК "К-РАСА" привычно. По словам Маркова, в прошлом году, когда служба 05 запускала этот дом после аварии, работники УК не пришли на объект, сославшись на то, что даже не знают, где находится вентиль. "Эти компании-призраки на старом жилом фонде целое явление, - говорит депутат, не зная, как исправить положение. - Что делать с такими домами? Кажется, что он пристроен. А на самом деле там пустое место".
Руководитель комитета по ЖКХ Александр Мышев в ответ на эту депутатскую растерянность подсказал действующий алгоритм. Госжилинспекция должна отнимать лицензию у УК. А потом обслуживаемые ею дома надо выставлять на внеочередной конкурс.
Начальник инспекции, главный государственный жилищный инспектор Саратовской области Сергей Вербин тут же сообщил депутатам, собравшимся пообсуждать сосульки на балконах, но вскользь затронувших тему старого жилого фонда, что лишить лицензии не так-то просто. Процедурный механизм устроен таким образом, что УК нужно надлежащим образом уведомить о проверке, потом её провести, потом пройти серию судебных процедур. Вот, например, ту же УК "К-РОСА" ГЖИ искала в Саратове, а нашла в Красном Куте. С регистрацией в помещении магазина "Магнит". И все уведомления, поступавшие на этот замысловатый адрес, всегда оставались без ответа. Что означало задержку проверок. "Все наши распоряжения о проверках возвращаются ни с чем, потому что никто их не получает", - говорит Сергей Юрьевич, обнадёживая, что в данный момент в его ведомстве есть ещё несколько обращений жителей Саратова с просьбой провести проверки.
Объясняя, почему эта компания законно действует на саратовском рынке жилья, главный государственный жилищный инспектор Саратовской области объяснил, что на старый жилой фонд особых желающих из числа УК нет. На такие невостребованные дома муниципальная власть должна найти управленцев по конкурсу, но когда несколько раз нормальных участников конкурса нет, берут любых.
Но в данном случае, обещает Вербин, всё будет не так, как всегда: "Мы совместно с Волжской прокуратурой хотим довести работу до конца и аннулировать лицензию у этой компании, в управлении которой находится то ли 84, то ли 86 домов ". По словам начальника ГЖИ, пусть лучше они пока вообще побудут без управления.
Муниципальный депутат Евгений Чернов, член комиссии, на которой и выбираются УК для старого жилого фонда, вспомнил, как в прошлом году расспрашивали руководителей этой УК, как они будут обслуживать ещё один дом? Компания маленькая, непонятно вообще, за счет чего живёт, набирая необъяснимым образом всё больше домов. По словам Чернова, руководство оказалось настолько циничным, что и не скрывало: просто они предлагают людям тариф на содержание жилья вдвое меньше, чем другие. Объяснение типа, что они так же, как и предыдущая УК, "делать ничего не будет", но возьмёт за это ничегонеделанье пять рублей, а не 10, людей устраивает.
При этом потерять лицензию такие компании-призраки не боятся. Открыто о том заявляя. Та же УК "К-РАСА" раньше просто называлась немного по-другому.
Выход в конце туннеля всё-таки есть. Не раз и не два, как только на различных заседаниях всплывает тема ветхого жилого фонда, депутат Саратовской областной думы Леонид Писной с завидным энтузиазмом сулит всем форменную революцию. Случится она по воле Владимира Путина. Президент дал поручение подготовить комплексную программу, связанную с сохранением жилого фонда ветхих домов. В Москве, оказывается, ещё в 2005 году, на момент создания Жилищного Кодекса, понимали, что невозможно "за счет общака им ремонт делать".
Но вот, не прошло и 18 лет, как поставлена задача по избавлению домов, износ которых составляет более 70 процентов, от "неуправляемого процесса перехода их в статус аварийных и непригодных для проживания". До 26 июня комплекс мероприятий по их спасению обещают презентовать. Но уже сейчас Леонид Писной предлагает понять, что возврат к муниципальным мероприятиям или учреждениям, которые будут обслуживать такие дома, неизбежен. И государство уже наконец готово субсидировать эти новые учреждения. Потому что только в этом случае "все однодневки, которые собирают деньги не на содержание жилья, а на содержание жулья, и где тариф собирается только на выплату зарплаты руководителю и бухгалтерам" уйдут с рынка. Иной управы у власти на них нет.
Ольга Копшева