Несмотря на существенное и современное политическое звучание будущей постановки оперы "Риенци", художественный руководитель Саратовского театра оперы и балета Юрий Кочнев не беспокоится насчет того, что кому-либо из властьимущих не понравится постановка. "Сейчас никого не интересует до такой степени, что происходит в опере "Риенци", - посмеялся Кочнев и рассказал историю одной из постановок оперы "Лоэнгрин" в СССР. В ночь перед премьерой из обкома партии руководителю театра сообщили, что премьера может не состояться, так как содержание оперы вызывает идеологические сомнения. Выяснилось, что один из персонажей - король Генрих Птицелов, который успешно воевал со славянскими племенами. Спектакль спасло только то, что победы Птицелова были незначительны. "В те времена, когда власть интересовало, что происходит в искусстве, творцам это очень не нравилось. А теперь не нравится, что всем наплевать", - философски заметил дирижер.
Музыка "Риенци" отражает , обилие маршевых ритмов создает особую атмосферу оперы, которая делает ее прямо соответствующей духу тоталитарных государств. "Стремление в марше объединить широкие народные массы оказалось присуще и сталинскому режиму, и гитлеровскому", - заметили Юрий Леонидович и режиссер спектакля Алексей Степанюк.
Возвращаясь к особенностям оформления постановки, Кочнев нашел необходимым объяснить революционную концепцию. "Идея, заложенная в опере, не замыкается на Риме. Там выведен типаж вождя, актуальный для всех времен - это Чингисхан, Александр Македонский, Чавес, Лукашенко. Если мы нарядим артистов в костюмы времен "Риенци", мы не поможем раскрыть идею. Мы ее наоборот, сузим. Степанюк ставит у нас оперу именно так не потому, что хочет поставить не как у людей", - объяснил худрук.
Бюджет спектакля, по словам Кочнева, солидный. "У нас был очень бюджетный спектакль "Садко", под 8 миллионов. Кстати, очень яркая работа по сценическому воплощению. И бюджет "Риенци" подгребает к этой цифре. Пока меньше, но движется в этом направлении. Средства сценические необычные. Это связано с серьезно разработанным светом и некоторыми конструкциями сцены. Кстати, то, что является для нас солидным, является архискромным для Большого или Мариинского театра", - намекнул художественный руководитель.
Он прибавил несколько слов об исполнителях, заметив, что партия Риенци требует "крепкого голоса". На эту роль приглашен солист театра Пирогов и солист из Петербурга, участник программы Мариинского театра, молодой артист Мелехов. Остальные солисты и хор набраны в Саратове. В последние годы пополнился коллектив хора и укрепилась группа духовых в оркестре. Группа медных духовых выступает в качестве ансамбля из 10 человек с самостоятельными концертами, а для Вагнера именно состав медной группы особенно важен.