Вчера Государственный Театр Наций, которым руководит уроженец Саратова Евгений Миронов, опубликовал на официальной странице в Facebook скан открытого письма своего худрука в поддержку Тимофея Кулябина, который оказался под судом из-за того, что праворадикалы Новосибирска нашли нечто оскорбительное в спектакле "Тангейзер", поставленном в местном театре. Против спектакля 1 марта в Новосибирске прошел митинг, о котором портал "Новосибирские новости" писал, что там собралось до тысячи человек, причем официальных представителей РПЦ не было ни одного. Тем не менее, церковь выступает в качестве стороны конфликта. Судебное разбирательство началось после заявления митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в прокуратуру, сделанного по поводу спектакля, которого он сам не видел, но составил впечатление со слов прихожан. В деле нет ни одного свидетеля, который бы доказал, что видел спектакль.
На сторону своего режиссера встал директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, а также группа видных художественных руководителей столичных театров, среди которых двое наших земляков. Голос за Кулябина подали Евгений Миронов, Олег Табаков и Александр Калягин.
"Как и те, кто инициировал разбирательство, я еще не видел спектакля "Тангейзер". Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей. И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять или не так, как режиссер, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя. Театр – не храм, как сказал классик, а кафедра. Театр по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых. Театр может взволновать, может вызвать несогласие, может даже раздражать, главное - он не должен оставлять зрителя равнодушным. И все споры о нем должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует, - заявил Миронов в своем открытом письме.
Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков в открытом обращении на сайте театра также подчеркнул, что не видел спектакля так же, как и гонители его постановщика. "Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу. У Льва Толстого был прекрасный термин: "энергия заблуждения". Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении — государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, — не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак", - призвал Олег Павлович.