Многие лишь второй раз в этом зале, а сидят как влитые, подумалось вчера, 30 марта, на внеочередном заседании Саратовской городской думы четвертого созыва. Найти десять отличий по сравнению с первым заседанием не удалось. Разве что коммунистов пересадили на менее престижные места. Троица Турунтаев-Бейлин-Шумихин теперь восседает над всеми депутатами. Зато удобно устраивать демарши, проходя через весь зал.
На заседании снова не удалось обнаружить бойкотирующего думу Алексея Полещикова. Всего из 41 депутата присутствовало 35. То есть недоставало пяти единороссов. Рановато начинают прогуливать.
Первым делом глава города Олег Грищенко принял присягу. В ней нашлось место таким оборотам, как «трудиться справедливо и беспристрастно», «буду прилагать все силы и способности на благо жителей города». Потом заиграл гимн страны. Показалось даже, что музыка льется прямо из души Олега Васильевича, который был очень убедителен, присягая на верность саратовцам.
А потом начались выборы членов и председателей думских комиссий. И выяснилось, что пока не будет в думе комиссии по делам молодежи. Зато другие думские органы вызвали большой интерес у депутатов. Сразу 24 народных избранника пожелали участвовать в распределении бюджетных средств на профильной комиссии. Отобрали 15. Поменьше был конкурс на участие в работе комиссии по МСУ, на 15 мест претендовало 20 гордепов. В обе комиссии вошли только единороссы, несмотря на то что писали соответствующие заявления и представители КПРФ. Геннадий Турунтаев даже попытался выяснить, по каким критериям члены «ЕР» отобрали свои кандидатуры. Олег Грищенко сказал, что это дело фракции «Единой России», и он вовсе не обязан раскрывать партийные секреты политическим оппонентам. Вносите, мол, свои предложения. Тогда Турунтаев стал причитать о том, что единороссы за коммунистов голосовать не станут. На что Олег Васильевич заметил, что тут он помочь ничем не может. Все хотят работать в комиссиях, но, может, кто-то уступит свое место представителям КПРФ.
В комиссию по МСУ коммунисты рекомендовали двоих своих представителей — Турунтаева и Шумихина.
— Хотя мы и понимаем бессмысленность своего предложения, — грустно заметил Геннадий Александрович.
— Бывает, — посочувствовал глава города.
В комиссию по ЖКХ заявления подали 15 депутатов, в том числе Турунтаев. То есть пожелавших в ней работать оказалось ровно столько, сколько было надо. (Меньше можно, больше — нельзя). Тогда коммунисты предложили поскорее проголосовать списком (до этого депутаты голосовали за каждого кандидата), и Турунтаев под шумок оказался в комиссии.
Председателями стали Алексей Березовский (бюджетка), Ольга Злобнова (МСУ), Анатолий Серебряков (промышленность) и Дмитрий Кудинов (ЖКХ), все в результате тайного голосования получили по 33 голоса. То есть один из коммунистов регулярно голосовал за единороссов.
Хихикать стали, когда председатели комиссий решили рассказать о своей будущей работе. Предполагалось, что они ознакомят коллег с программой действий на ближайшую перспективу. Но Алексей Березовский вышел из положения легко и непринужденно. Работа, мол, ему знакома, потому «если изберете, обязуюсь честно исполнять свои обязанности». Главная звезда нынешнего созыва гордеп Ванцов на правах видавшего виды народного избранника поинтересовался у Березовского, как тот собирается наполнять бюджет Саратова. Алексей Алексеевич и тут не стал пускаться в дебри, а ответил, что намерен активно взаимодействовать с администрацией города и профильными комитетами. Турунтаев предложил коллеге выйти в облдуму с инициативой о введении прогрессивной шкалы налогообложения и налога на роскошь. Березовский обещал подумать.
Ольга Злобнова поклялась, что приложит все силы для «совершенствования правовой нормативной базы, чтоб она была наиболее совершенна, чтоб реализовывать все права и свободы граждан». И вообще за последние десять лет она накопила большой опыт и знания, потому полагает, что сможет руководить комиссией по МСУ. Отвечая на вопрос об очереди в детские сады, Злобнова сказала, что надо эффективнее работать с теми деньгами, которые у города есть, и добиваться больших денег.
Сергей Нестеров, которому очень хочется порулить, спросил, будет ли Злобнова способствовать выделению из комиссии по МСУ комиссии по делам молодежи. Дама пообещала. Надо сказать, что прежним местом работы Злобновой было руководство аппаратом гордумы. Теперь этот пост занял бывший замглавы города Геннадий Задков.
Дмитрий Кудинов просто поблагодарил за то, что его выдвинули в председатели. Турунтаев, как прежний руководитель комиссии по ЖКХ, спросил молодого оппонента, известны ли ему болевые точки жилищно-коммунального хозяйства. Кудинов сказал, что поскольку такой старый депутат, как Турунтаев, вошел в состав комиссии, то он, конечно, поможет ему своими советами, по крайней мере, единоросс очень на это рассчитывает. Коммунист был тронут уважительным отношением к своим сединам. А глава города про Кудинова сказал, что тот перед выборами «на пузе прополз по своему избирательному участку». По мнению Олега Васильевича, это должно характеризовать Кудинова с наилучшей стороны. Гордеп Ванцов спросил, что собирается Кудинов делать с коррупцией. Но председатель комиссии по ЖКХ и тут прибег к приему, которым сразил Турунтаева. В борьбе с коррупцией Кудинов очень надеется на Ванцова.
Анатолий Серебряков пообещал, что комиссия по промышленности станет теперь проводить выездные заседания. Турунтаев спросил, как в Саратове будет решаться проблема транспортного коллапса, ведь каждый год машин становится больше на двадцать тысяч. Серебряков сказал, что в этом деле будет наведен порядок. Например, гораздо меньше стало в областном центре «газелей», которые меняют на более крупные и современные автобусы. По информации Грищенко, пришедшего на помощь председателю комиссии по промышленности, в Саратове из полутора тысяч «газелей» осталось четыреста машин и идут новые партии «мерседесов».
— Коллапс был, — сказал Серебряков, — но он не ухудшается, а улучшается в лучшую сторону.
Выборы членов Контрольно-счетной палаты, по поводу которой в прошлом созыве было сломано немало копий, также прошли гладко. В состав КСП вошли депутаты Иванов, Крайнов, Комаров, Мельников и Сызранцева. Первого сделали председателем, последнюю — его заместителем. Когда Андрей Иванов вышел на поклон, он заметил, что КСП в предыдущем созыве работала очень эффективно, выявляя нарушения в деле освоения бюджетных средств. Ванцов с такой постановкой вопроса согласился, но не понял, почему же в таком случае в прокуратуре почти все нарушения, обнаруженные палатой, не нашли поддержки. Иванов честно признался, что этого не знает, но выразил уверенность в том, что наша прокуратура работает в соответствии с российскими законами. А Сызранцева обнадежила, что много лет проработала в бюджетной организации, так что коллеги могут не волноваться по поводу того, как будут потрачены деньги. Грищенко на это заметил, что депутаты всегда волнуются, особенно коммунисты
В «Разном» коммунисты зачитали то, что им не дали зачитать на первом заседании думы. А именно обращение к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой не считать выборы в Саратовскую гордуму легитимными, поскольку, по мнению Турунтаева и компании, имели место массовые нарушения и подтасовки результатов народного волеизъявления. Через запятую коммунист попросил коллег уделить особое внимание организации пляжа в Затоне.
В конце заседания слово попросила общественница Ольга Пицунова, которая напомнила присутствующим о том, что в 2011 году исполняется 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. По всей стране «чернобыльцам», принимавшим участие в ликвидации последствий аварии, вручают памятные знаки. На их изготовление денег в бюджете Саратова не заложено, а надо всего около полумиллиона. Может, депутаты сбросятся? И в зале появилась обычная трехлитровая банка, в которую каждый положил столько, сколько ему позволила совесть. Грищенко внес 10 тысяч, сити-менеджер Прокопенко — пять. Вроде тоже рыжая бумажка упала в сосуд из рук депутата Малышева. Еще около двадцати депутатов бросили по тысячной купюре. Всего набрали 42 тысячи. Было ли выступление Пицуновой экспромтом?
— Думаю, для большинства депутатов просьба скинуться на почетные знаки оказалась неожиданностью, — сказала нам Ольга Николаевна, — поскольку о своем предложении я поставила в известность только главу города, причем утром. Ну чтобы нас пустили на думу. А вообще то, что мы подняли эту проблему, гораздо важнее того, кто и сколько денег положил в банку.
Артем Рыбаков