12 мая 2006 года в России вышел первый номер газеты «Аргументы неделi». Интервью главного редактора еженедельника Андрея УГЛАНОВА
– Прошло пять лет с момента выхода первого номера. Подписывая свежий, 257-й, номер, как вы сами оцениваете, насколько изменилось издание? Что удалось реализовать из задуманного, а что нет?
– Издание стало, несомненно, еще лучше. Потому что пять лет назад мы только нащупывали какие-то болевые точки. И хотя они были всем известны, мы не до конца понимали, какими будут реакция читателей, реакция власти. Мы беспокоились, что от всякого рода негатива и так все устали. Но оказалось, что в современной прессе и на телевидении никакого негатива практически нет. Везде царствуют шоу-бизнес, сериалы и другая мишура. К нашему счастью, действительно проблемные темы оказались востребованными. Наши материалы нашли широкую поддержку у читателей. Сегодня мы стоим на том же пути. И как показывает опыт этих лет, он оказался магистральным и приведет нас к еще большим творческим и тиражным победам.
– И все-таки возвращаясь в 2006 год, признайтесь – не было ли страшно создавать новое общефедеральное СМИ в то время, как другие издания были вынуждены урезать свои тиражи и уменьшать полосность?
– Если бы меня сегодня спросили: слабó сделать еще одну газету? – Я бы, конечно, не решился никогда. Потому что после того мальчишеского задора, с которым мы выпустили первый номер, начались и травля газеты, и кампания лжи с оскорбительными намеками на то, кто ее финансирует. Нас связывали и с такими фамилиями, как Березовский, и еще черт знает с какими именами. Вот такая страна Россия, где, как только кто-то поднимает голову над общим фоном, тут же появляются хлопцы, готовые ее отсечь.
Нужны были сильная воля, замечательный коллектив, который практически остался без изменений, чтобы выдержать все эти суды, выдержать все то давление и даже скорее не со стороны власти, а со стороны конкурентов, о которых догадаться несложно. Но, как говорится в русской поговорке: «Нас испытывают – а мы крепчаем». Вот так все и получилось.
– Если речь зашла о конкурентах, то в борьбе с ними за симпатии читателей что такого уникального, оригинального вы можете предложить читателям именно в вашей газете?
– Пять лет назад уникальным было говорить всю правду: о бюджете, о состоянии дел в сельском хозяйстве, в милиции, об истинных размерах преступности. Это была такая новинка, от которой за 10 предыдущих лет все отвыкли. Была, конечно, и деловая пресса, она и сегодня осталась, правда, не очень тиражная. Но для массовой газеты, которой стали сегодня «Аргументы неделi», это была новация, и она, как оказалось, полностью себя оправдала.
– Вы сознательно избегаете появления «желтизны» на страницах газеты? Ведь для определенного сегмента аудитории это выглядит привлекательно.
– Конечно, привлекательно. Я и сам люблю почитать иной раз «Кто? Кого? Чего? и Сколько?.. Но приходится помнить о том, что наша газета не государственная и никем не финансируется. Этот рыночный «желтый» сегмент сегодня так забит, что, пытаясь вклиниться туда, можно потерять все и остаться ни с чем. А сегмент качественной прессы для среднего класса практически не занят. Правда, сегодня в него пытаются вернуться издания, которые когда-то там главенствовали. Но мы свою нишу заняли, и вышвырнуть нас оттуда будет очень сложно.
– Существует ли у главного редактора какой-то особый алгоритм отбора информации для нового номера?
– Этот алгоритм прост. Чтобы как можно меньше было того, о чем говорят телеканалы и те же ежедневные газеты, за которыми мы никогда не угонимся. А стало быть, надо выискивать какие-то новые темы, которые грядут, или те, которые были, но раскрытые нами с совершенно необычной стороны. То есть первый критерий – не раствориться в общей массе. А второй критерий – чтобы материал нравился мне лично. Я вижу в этом залог успеха, потому что считаю себя самым таким средним российским гражданином с какими-то интересами, предпочтениями, знаниями. Это позволяет мне предполагать – то, что интересно будет мне, интересно и огромному числу читателей. И пока эта практика себя оправдывает.
– Иногда создается впечатление, что у редакции «Аргументов неделi» неограниченный карт-бланш на освещение «запретных» тем. Народная молва упорно относит вашу газету к оппозиционным. Так ли это?
– Оппозиционное издание – это нечто, что громит власть и указывает на ее недостатки. Но если так считать, то сегодня практически вся пресса и телеканалы оппозиционные. Даже Российское телевидение проводит расследование по поводу совершенно омерзительных реформ в здравоохранении, образовании, по состоянию пенсионеров. И это все государственное телевидение, но мы же не считаем его оппозиционным. Такая уж у СМИ роль – быть чистильщиком. Роль эта довольно плотно была забыта. А последние год-два о ней практически все вспомнили. Мы вспомнили немного раньше – 5 лет назад. Но про нас тогда мало кто еще знал.
– Скоро в России одни за другими пройдут парламентские и президентские выборы. Есть ли у газеты какие-либо политические предпочтения?
– Меня, как и любого человека и гражданина, привлекает что-то большое, массовое, значимое для страны. Мы много писали о том, что творится в российской авиации, особенно в области авиамоторостроения, в оборонке, сельском хозяйстве. Мы постоянно апеллировали к партии власти. Практически в конце каждого такого материала было обращение: «Уважаемые члены «Единой России», ваш лидер – председатель правительства, обратите внимание на деятельность министров, соберите совещание, вызовите их на ковер». Но, к сожалению, если такое и происходит, то в форме, которая нам практически незаметна. Волей-неволей смотришь на этот «политический небосклон», который присутствует в Думе, в руководстве регионов, и охватывает отчаяние, что все эти обращения уходят в пустоту.
Россия – великая страна во все времена, ею руководили по принципу единоначалия: монархи, генсеки, президенты, сегодня –дуумвират. Поэтому остается только надеяться на то, чтобы главы государства больше думали о народе, а не о каких-то внешних проявлениях своих силы и блеска, выраженных в «Мерседесах» с мигалками, самолетах, которые теперь уже и для первых лиц начали покупать за рубежом. Это вызывает у наших людей, специалистов, инженеров, очень много вопросов или, точнее, недоумение. В этом горечь состояния политической жизни страны.
– Наша страна огромна. А какова территория распространения еженедельника «Аргументы неделi»? Как можно добиться того, чтобы информация была интересна читателям из самых разных уголков России?
– Мы выходим везде в России. Кроме этого в Украине, Белоруссии, Казахстане. В Европе. У нас замечательные команды, которые работают почти во всех регионах страны. Поэтому дальнейший рост авторитета газеты, ее продвижение в регионы, ее тираж зависят от коллектива, который работает в центральной редакции, от уровня качества наших материалов.
– Вы много лет были визитной карточкой «Аргументов и Фактов», а сегодня возглавляете «Аргументы неделi». Что для вас сложнее: работа журналиста, политического обозревателя или кресло главного редактора?
– Ну, я бы не сказал, что был лицом «Аргументов и фактов». У знаменитого издания было одно знаменитое лицо, оно осталось и останется навсегда – это главный редактор Владислав Андреевич Старков. Ее основатель, создатель целой журналистской школы, принципам которой я придерживаюсь и сегодня. Благодаря этим принципам и появилась газета «Аргументы неделi». И быть руководителем всегда сложнее. Когда обозреватель что-то натворит, в лучшем случае – на него наорут, в худшем – накажут деньгами, ну уволят, в конце концов…
На руководителе же моральная ответственность перед людьми. То, что написала твоя газета, может быть воспринято миллионами как со знаком плюс, так и со знаком минус. Ты можешь повергнуть людей в депрессию, а можешь дать им надежду. И в этом смысле нести ответственность редактору сложнее.
– Как часто вам звонят из Администрации президента и аппарата правительства России? Приходится прислушиваться?
– Вообще не звонят… никогда.
– Прогнозы – дело неблагодарное. И все-таки как вы думаете, что ждет Россию в ближайшие 5–10 лет. И каков ваш прогноз по выборам Президента России в 2012 году?
– Мои прогнозы публикуются регулярно. А вот власть, по-моему, сама еще не знает толком, что с ними еще будет и как им поступить. Ситуация в мире и стране меняется радикально месяц от месяца. Власть накануне выборов ведет себя рискованно, даже вводит такие непопулярные законы, как платная рыбалка, монетизация госуслуг. То, на что мы и так отдаем налоги, а это школы и больницы переводятся на самообеспечение. Не думаю, что это всем понравится.
Вот такой личный пример: для того чтобы получить справку для постановки на учет охотничьего оружия, я должен был заплатить 900 рублей в государственном органе. Причем никто не сказал мне, на основании чего это сделано. При этом мне порекомендовали банк, который содрал с меня еще и проценты!
Когда такие факторы складываются, говорить о прогнозах – дело неблагодарное.
В США правящие кланы доверили руководить страной человеку, поставив ему задачу найти средства для вытягивания всей экономической и политической системы из кризиса. После этого в мире случились разного рода метаморфозы – особенно в Африке, в арабских странах. Чем это кончится, непонятно. Наши руководители говорят, что нас это не касается. Теперь о стране. Создается впечатление, что они и вправду думают – в стране все хорошо. Рост цен на электричество, на газ, на бензин, на еду – для них это такая абстракция, что при их огромных зарплатах она совершенно незаметна. Но для людей, которые год назад покупали гречку за 25 рублей, а сегодня уже за 140 рублей, 600 процентов совсем не абстракция.
Среди политологов бытует такое мнение, что Путин, скорее всего, не пойдет в президенты, поскольку мировое мнение противится этому всячески. Но он и не будет следовать совету «не мешать остаться на второй срок Дмитрию Анатольевичу». Президентом, по прогнозам, может стать какая-то третья фигура из обоймы, которая крутится вокруг него. Сам же Путин останется премьером, но российская Конституция будет изменена по немецкой модели. Где президент – это такое декоративное лицо, которое пьет шампанское при вручении верительных грамот и поздравляет своих граждан с какими-то праздниками, а страной управляет лидер правящей партии – канцлер. Но это хотелки власти, а уж как распорядится народ, мы скоро увидим на выборах. А фальсифицировать их становится все сложнее. У людей, доведенных до потери всяких перспектив, при голосовании может проявиться адекватная реакция на все действия власти.
– Укрепление вертикали власти не повлечет за собой дальнейшее укрупнение регионов?
– Думаю, что 5–10 лет этим никто заниматься не будет. Сегодня страна получила проблемы поважнее, как, например, ухудшение демографии, коррупция, и как одно из следствий – отсутствие всяческих перспектив для молодежи. Все должности занимаются родственниками и знакомыми тех, кто сегодня находится у власти: жены, братья, дети, уже дети детей. Российская клановость, которая как грибница расползается по стране, отодвинет укрупнение на второй план, а на первое место выдвинет проблемы социальной справедливости.
– Что вы думаете о внешней политике. В каком направлении она будет развиваться? В восточном или западном?
– Над этими вопросами ломали себе головы российские политики сотни лет. Сейчас говорят о Китае, раньше говорили об Индии. Об остальной Азии, которая нам более близка, чем Китай. Этот вопрос вечный, и скорее это вопрос не стратегии, а тактики. Российским властям сегодня выгодно одно, завтра другое. Сегодня выгоднее пугать Европу сближением с Китаем, завтра запугивать Китай сближением с НАТО и приближением блока к китайским границам. Что на самом деле выгодно нашей огромной стране, так это то, что Россия сама должна стать сильным игроком в международной политике. А не быть в роли богатой и красивой невесты. Хотя все крупные державы давно ведут себя по отношению к нашей стране как к немощной старухе, которая всем в тягость, но все терпят ее, потому что знают, что у нее где-то там, в старом матрасе, набитом клопами, много чего припрятано. И чем после ее смерти можно завладеть. А именно крупнейшими ресурсами, которые в современном мире нужны всем этим державам.
– В день 5-летия выхода первого номера, что бы вы хотели пожелать себе, центральной редакции, нашим региональным представительствам? И какие планы на будущее?
– У нас каждая планерка начинается с мучительного вопроса: «Что у нас в этом номере будет хорошего? О каких позитивных свершениях в стране мы можем рассказать читателю?» И вот в этой, как я говорю, «погоне за светлым» идет мучительный поиск. Мы находим заводы, которые все еще живут и хорошо работают. Находим каких-то удачных фермеров, как, например в Кировской области. Там ребята обеспечили всю область свининой и начали экспансию уже в соседние области. То есть чудеса происходят. И не благодаря действиям властей, а зачастую вопреки.
Я бы очень хотел, чтобы через пять лет наша планерка начиналась с поиска хоть одного недостатка в нашем государстве. Чтобы мы уставали писать и как это хорошо, и то лучше, чем у всех. И внешняя политика замечательная, и наши соседи нас любят, и отечественный авиапром встал с колен и потеснил с рынка «Боинги» и «Эйрбасы», и наш многострадальный двигатель НК-93, которым мы всем уже плешь проели, встал на крыло и летает по всему миру.
А пока я бы хотел, чтобы газета оставалась острой, в том смысле, чтобы мы находили пороки, в которые могли бы вцепиться мертвой хваткой, как бульдоги, и вывести на чистую воду всех нечистых на руку чиновников и жуликов. Вот в этом я вижу будущее газеты. К сожалению, этот процесс может занять и не пять лет, а гораздо больше.
А еще я хочу поздравить наших читателей, совершенно замечательных людей, которые, читают нас, пишут нам, доказывают всеми своими делами, что мы им интересны. Хочу пожелать вам всем здоровья. Чтобы жили вы активно, не терпели подлости со стороны властей. Чтобы пришли на выборы и пригласили туда всех своих друзей. И чтобы не сидели они сиднем, как Ильи Муромцы, а встряхнулись и вспомнили, что живут в большой стране с богатой историей. Сегодня судьба этой истории находится в ваших руках.
Удачи вам, счастья и здоровья!