Подводим итоги уходящего политического года
Начинался 2011 год с разговоров о предстоящих выборах и заканчивается ими. В марте саратовцам предстояло избрать городскую думу, полторы недели назад голосовали за кандидатов в депутаты Госдумы, теперь на носу выборы Владимира Владимировича Путина Президентом России. Интриги в последнем случае несравнимо меньше, но интересуют частности. Например, сколько процентов голосов избирателей получит нынешний российский премьер.
В январе обсуждали партийцев-пристяжных в первых тройках, а еще — найдут ли правоохранительные органы паспорт Михаила Лысенко, чтобы он смог принять участие в выборах депутатов Энгельсского районного собрания. Не нашли, и в Энгельсе победил другой. Абориген Шлычков обошел варяга Синичкина. Шлычков даже успел побывать главой района, но потом партия власти поправилась и назначила более верного партийца — Лобанова. А Лысенко до сих пор находится в СИЗО. У него свои победы. Вменяемым признали. Жизни не лишили, хотя слухи о готовящемся покушении ходили упорно. А силовики тем временем никак не придумают, в чем обвинить экс-главу. Второй год сидит уже…
Единороссы на мартовских выборах набрали 62% голосов избирателей. Ближе к декабрю губернатор пообещал, что на выборах в Госдуму любимая партия наберет больше. И как в воду глядел — «ЕР» прибавила три процента.
Весной Ольга Алимова собиралась стать главой города, но после того, как в гордуму прошли не двадцать с лишним коммунистов, а лишь трое, к руководству Саратовом резко охладела. И правильно сделала, потому что в декабре стала госдепом. Это Валерий Рашкин расчистил ей дорогу, возглавив Московский горком партии.
В апреле губернатор Павел Ипатов отчитывался перед депутатами о своей работе. Прибыл с больным горлом, хрипел четыре часа, но к концу сеанса посвежел и зарумянился. Шутил по поводу женских вопросов Линдигрин, почти обозвал Санта-Клаусом депутата Ландо. И этого хватило, чтобы в который раз доказать свою состоятельность и посмеяться над незадачливыми нардепами.
В мае поступили сведения о доходах видных саратовцев. Всех обставила депутат Госдумы от «Справедливой России» Кира Лукьянова, которая заработала за год 15,3 миллиона рублей. Не удивительно, что дама отказалась снова баллотироваться в нижнюю палату российского парламента. Надо ж по магазинам пробежаться, пока новая волна кризиса не накрыла ее сбережения.
А потом началось великое противостояние между председателем Счетной палаты Андреем Саухиным, доказывавшим, что областное правительство тратит бюджетные деньги неправильно, и Павлом Ипатовым, утверждавшим, что Саухин не все понимает. Выступали в очередь, старательно избегая очной ставки, пока в драку не ввязался Роспотребнадзор в лице господина Частова, который заговорил о составе колбасы и кишечных палочках. Дело окажется заразным, и первым, кто подцепит вирус Частова, станет депутат Ландо.
Метеором будет носиться облдеп по рынкам и магазинам, удивляясь тому, что «Докторскую» делают не из мяса, а из отходов строительного комплекса. К концу года Александр Соломонович в деле контроля над качеством продуктов питания достигнет такого просветления, что сможет по весу определять состав любого товара и на глазок — вид кишечной палочки. Впрочем, и такой контролер не уберег более сотни работников дубковского мясокомбината от рвоты и диареи в середине лета.
В конце весны в городе возникает движение «Саратов, вперед!», которое возглавляет местный тандем Грищенко — Прокопенко. Олег Васильевич появился на билбордах, откуда просил саратовцев бросить курить, Алексею Львовичу участие в движении тоже не помешало заниматься основной деятельностью.
Народный фронт, созданный несколько позже, вовлек массу народу в кутерьму под названием «праймериз». Есть подозрение, что победители их были определены заранее, но ни одна партия власти без симуляции обойтись не может. Любопытно, что судьба участников праймериз оказалась очень разной. Ольга Баталина и Людмила Бокова стали депутатами Госдумы. А Гелена Алексеева, бывший замминистра инвестиционной политики, очутилась в следственном изоляторе, будучи подозреваемой в получении взятки. Среди известных сидельцев следует отметить и бывшего главу гострудинспекции Илдуса Тумакова, которого за несколько месяцев отсидки уже успели сломить и, по его собственному признанию, превратили в животное.
В июне было совершено покушение на депутата облдумы Сергея Курихина. В результате обстрела его автомобиля сам депутат получил незначительные повреждения, а вот охраннику Михаилу Савченко досталось больше. Через месяц он скончается. Меж тем политтусовка оживленно обсуждала удивительное молчание членов реготделения «ЕР», которые в иных ситуациях комментируют даже начало навигации.
Вообще стреляли в уходящем году много. Особенно часто звучали выстрелы на проспекте Кирова. То из автомата Калашникова пальнут, то известный деятель Вячеслав Мальцев отстрелит ноги своему обидчику. Любой конфликт у нас сегодня завершается перестрелкой. Сказывается большое количество травматического оружия на руках у населения. А зачем его приобретать, если не пускать в ход? Пистолет придает уверенности всем ковбоям…
Еще один жуткий тренд 2011 года — ДТП с летальным исходом. По-прежнему летают со спусков в город большегрузы, которые сминают все на своем пути — автомобили и пешеходов. Понадобилось еще несколько трагедий, чтобы городские власти задумались об ограничении движения грузовиков по Саратову. Недавняя драма на Усть-Курдюмском шоссе, когда до цирка не доехал автобус со школьниками из Балакова, в результате чего погибли две девчушки, заставила в принципе задуматься об организации в нашей области дорожного движения. А еще дало основание наехать на неугодных партии власти министров, в частности на Гарри Татаркова, офис которого потом еще и обыщут. Правда, по другому поводу.
По традиции много и по разным поводам трясло муниципалитеты. Вместо засухи на регион обрушилась саранча, которую сам губернатор призывал «гасить в посадках». Случались и более локальные конфликты. Например, много месяцев длилось противостояние депутатов райсобрания в Петровском районе, парализовавшее деятельность власти. Областное правительство много критиковало руководство Балашовского района, которое своей вялой работой едва не сорвало вхождение в отопительный сезон. Там же голодали артисты театра драмы, протестовавшие против затеянного министерством культуры сокращения штатов.
Все мы с интересом наблюдали за развитием сюжета «мыльной оперы» с участием ершовского солдата Андрея Попова, который утверждал, что 11 лет находился в рабстве и работал на дагестанских кирпичных заводах. Несколько месяцев солдата убеждали в том, что он не прав, что рабства в нашей стране нет. И кажется, убедили. Попова теперь будут судить за самовольное оставление части.
Подходят к концу сразу две эпопеи — по строительству перинатального центра и ТЮЗа. Что до первого долгостроя, то сам Путин обещал пересадить Ипатову голову, если объект не будет сдан до конца года. Что до второго, тот же Путин и выделил недостающие средства на его завершение. 26 лет от закладки первого камня до ввода в эксплуатацию. На совесть строят в нашей губернии!
Много шуму, как и положено, было накануне выборов в Госдуму. Политики разного калибра приезжали в нашу область — от Вячеслава Володина до Владимира Жириновского и Геннадия Семигина. И обещали, обещали. Вдруг выяснилось, что крайне низкие зарплаты у работников детских садов, преподавателей техникумов и пр. И что зарплаты эти необходимо срочно повысить. В итоге область залезла в еще большие долги, а граждане в большинстве своем проголосовали за «ЕР», подтвердив, что регион прочно входит в «медвежий пояс». Наряду с Чукоткой и кавказскими республиками.
Отдельно следует сказать о возвращении в большую политику известного балагура Дмитрия Аяцкова. Дедушка уже собирался провести оставшуюся жизнь в Твиттере и походах за грибами, как вдруг понадобился. Дал интервью, в котором обвинил Ипатова в незаконном бизнесе по тайному ввозу из Европы и захоронению радиоактивных отходов на территории Саратовской области. И почти сразу получил пост ректора ПАГСа, чьи подопечные, кстати, на последних выборах не очень любезно голосовали по отношению к партии власти.
Не совсем грибным место оказалось.
Артем Рыбаков