Главная / Издания / Идем на посадку

Идем на посадку

Идем на посадку
21 марта 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№13 (761) 21-28.03.2012

Наркоманам будет грозить пожизненное тюремное заключение?

Антинаркотическое законодательство подверглось очередному ужесточению. Пропаганда «дури» на интернет-сайтах теперь будет караться уголовным наказанием, совершение преступления в состоянии наркотического опьянения станет отягчающим обстоятельством, а за изготовление и сбыт наркотика отныне можно получить пожизненный срок.

Однако саратовские правозащитники и юристы предполагают, что подобные меры вряд ли помогут покончить с наркопреступностью, а вот упечь за решетку неугодного гражданина или обычного потребителя зелья станет гораздо проще.

Упаковать по полной…

За два дня до президентских выборов Дмитрий Медведев подписал закон, направленный на совершенствование борьбы с оборотом наркотиков. Сделав тем самым прощальный подарок новому президенту РФ Владимиру Путину, по инициативе которого и был разработан вышеуказанный документ. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» затрагивает Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также Кодекс об административных правонарушениях, при этом часть нововведений уже начали действовать.

Теперь суды получат возможность приговаривать к пожизненному заключению за незаконное производство, сбыт и пересылку наркотиков и психотропных веществ в особо крупном размере и за контрабанду. Условно-досрочное освобождение граждан, которые сидят по наркотическим преступлениям, будет возможно только в том случае, если осужденный провел за решеткой три четверти от назначенного срока. До принятия поправок человека могли выпустить после того, как тот отсидел полсрока лишения свободы.

Также, согласно поправкам, распространение наркотиков в общественных местах станет отягчающим обстоятельством: за это преступление можно будет получить существенную «надбавку» к предусмотренному сроку тюремного заключения (сейчас он составляет 10-15 лет), вплоть до пожизненного.

Правда, здесь сразу же возникает логичный вопрос: а что относится к «общественным местам»? Школы, ночные клубы, кинотеатры, скверы? Как объясняют в УФСКН РФ по Саратовской области, общественными местами являются любые объекты реального или потенциального нахождения граждан: образовательные, медицинские, культурные учреждения, а также парк, стадион, сквер, общественный транспорт и прочее. И не имеет значения, есть там люди или отсутствуют, важно, что «граждане гипотетически могут там находиться и стать невольными свидетелями или участниками противоправных действий». Так что, по большому счету, общественным местом может считаться даже подъезд собственного дома.

Но, как говорят правозащитники и юристы, почти 80% из тех, кто отбывает срок в колонии по статье 228 УК РФ (сбыт и хранение наркотиков), являются обычными употребляющими наркоманами. Посему их поимка и помещение в места не столь отдаленные никак не повлияют на оборот наркотиков.

По мнению адвоката Рината Бичурина, члена адвокатской палаты Саратовской области, хотя борьба с наркоманией должна быть жесткой и продуманной, все же не следует забывать, что Россия находится еще только на пути к «правовому государству» и работа правоохранительной и судебной систем далеки от совершенства.

— С точки зрения практикующего адвоката хотел бы отметить, что в массе случаев возбуждения уголовных дел по ст. 228.1 УК РФ к ответственности за сбыт наркотиков привлекаются не настоящие сбытчики, а наркозависимые люди, которые становятся жертвами «полицейских провокаций», — высказывает свое мнение Ринат Жавдятович. — Что касается реальных распространителей наркотиков, то они, как ни странно, вполне спокойно и практически открыто ведут свой «бизнес». Ужесточение уголовной ответственности по данной категории дел приведет к тому, что тюрьмы окажутся буквально переполнены невиновными наркоманами и неугодными власти людьми.

Эксперты подтверждают, что при той системе репрессивных карательных органов, которая существует в стране, обвинить человека в наркоторговле можно без особых доказательств. К примеру, сфальсифицировать обвинение в убийстве довольно проблематично, а в наркоторговле — легко, и получится, что невиновные люди будут проводить за решеткой всю жизнь. 

Фактор сбыта

Но общественные места станут опасными не только для распространителей «зелья», но и для тех, кто им пользуется. Поправки в часть 3 ст. 20.20 КОАП ужесточают ответственность за употребление наркотиков в общественных местах. С 6 марта этого года штраф за данное правонарушение увеличился в четыре раза и составил 4-5 тысяч рублей (раньше 1-1,5 тысячи рублей), либо может быть заменен административным арестом на 15 суток. Более того, на днях Госнаркоконтроль разработал проект нового закона, по которому употребление наркотиков будет караться лишением свободы на срок до 2 лет.

Реально ли оштрафовать наркомана даже на 1 тысячу рублей? Как признаются сотрудники региональных управлений наркоконтроля, довольно сложно. Если только прописывать всем нарушителям порядка по 15 суток.

Но, как оказалось, у саратовского Госнаркоконтроля таких проблем нет. Как рассказала Ирина Лесина, полковник полиции, начальник правового отдела УФСКН РФ по Саратовской области, за прошлый год было выявлено 160 подобных правонарушений, общая сумма штрафов составила 164 тысячи рублей. При этом никаких сложностей со взысканием штрафа с виновных не наблюдалось.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дмитрий КОМРАКОВ, член коллегии адвокатов Саратовской области «Адвокат»:

— Конечно, с одной стороны, похвально, что государство старается бороться с наркопреступностью, в том числе путем введения таких инициатив. Но в то же время мне кажется абсурдной ситуация, когда за сбыт наркотических средств будет предусматриваться пожизненное лишение свободы, а санкция за убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ) — от 6 до 15 лет лишения свободы. Получается, что жизнь человека не является в нашем государстве главной ценностью? Что касается увеличения штрафов за употребление наркотиков в общественных местах, то подобная мера, как мне кажется, абсолютно бессмысленна. Поскольку наркоманы — больные люди, их нужно лечить, а не штрафовать. Тем более сложно представить, что человек, употреб­ляющий наркотики, задумается о том, какой штраф ему могут за это назначить.

Но, видимо, в этом случае чиновники решили компенсировать провалившийся проект о принудительном лечении наркоманов. Напомним, что в прошлом году Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в очередной раз выступила с инициативой ввести уголовную ответственность за употребление «дури». Идея попала в струю борьбы с наркоманией, и ФСКН уже начала готовить проект о соответствующих изменениях в Уголовном кодексе. Но против карательной инициативы неожиданно выступили не только общественники, но и депутаты, вкупе с врачами-наркологами. После очередного выступления представителей Минздрава, выразивших опасение, что введение уголовной ответственности приведет лишь к усилению наркотизации граждан, наркополицейские отступились. Зато в новом законе появились повышенные штрафы.

Я его сварила из того, что было

Новый закон ужесточает ответственность за распространение наркотических средств через СМИ и интернет. Сюда входит продажа не только психотропных средств и их аналогов, но и пересылка растений, содержащих наркотические вещества. Теперь за подобную торговлю владельцы доменов могут сесть в тюрьму на срок от 5 до 12 лет. Эксперты считают эти меры бессмысленными, поскольку каждый год «растительных наркотиков» становится все больше, и наркополицейские просто не успевают занести их в «черный» список.

Тем не менее даже до вступления в силу новых поправок Госнаркоконтроль регулярно просматривал интернет-сайты на предмет пропаганды наркотических средств. И находил.

Как сообщили в Управлении ФСКН России по Саратовской области, только в феврале этого года вынесено пять представлений о закрытии сайтов в адрес регистраторов доменов, на которых имеются «признаки пропаганды либо предложения купить наркотические вещества». В прошлом году саратовским управлением было вынесено 7 представлений.

Впрочем, несложно догадаться, что «признаки» пропаганды можно найти где угодно, даже на самом безобидном сайте, и такие случаи уже бывали. В прошлом году российские наркополицейские потребовали закрытия одного из интернет-ресурсов, который размещал статьи о наркомании и ее последствиях. Полицейским не понравилась информация о действии наркотических веществ, они сочли ее «рекламой» и попытались закрыть портал. Скажете, бред? Нет, государственная антинаркотическая политика.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр НИКИТИН, председатель саратовского правозащитного центра «Солидарность»:

— По моему мнению, нужно не ужесточать наказание, а регулировать работу Госнаркоконтроля, дабы это ведомство исполняло имеющиеся законы, а не придумывало новые. Кроме того, неоднократно звучала информация о коррумпированности этой структуры, чьи сотрудники вместо того, чтобы эффективно работать, взаимодействуют с преступниками. По большому счету, нужно ломать всю систему: приводить в соответствие работу правоохранительных органов, требовать ужесточения судебной практики, привлекать к ответственности коррумпированных чиновников, которые срослись с наркобизнесом. Конечно, гораздо проще ужесточить наказание, увеличить сроки и тем самым создать видимость, что борьба с наркоманией в нашей стране идет активно.

Впрочем, как неоднократно сетовали сами наркополицейские, победить зависимость не удается: на смену одним психоактивным веществам приходят другие. Химикам достаточно лишь немного изменить формулу, и вещество уже считается новым, хотя обладает тем же эффектом, что и старое, запрещенное. Как в неформальных беседах говорят врачи-наркологи, самое большое «достижение» наркополиции — появление дезоморфина, который гораздо смертоноснее героина. Это и есть результат запретительных государственных инициатив, когда наркоманы, дабы избежать уголовной ответственности, готовы вводить в состав зелья все, что разрешено законом: таблетки с кодеином, бензин, серную кислоту.

Ирина Лихоман

1 комментарий