В среду в Саратове официально стартовал отопительный сезон. Соответствующее постановление приняла городская администрация, поскольку среднесуточная температура существенно понизилась. Сначала к теплу подключат объекты социальной сферы, а затем в муниципалитет начнут названивать коченеющие граждане. Им станут объяснять, что пуск тепла — процесс не быстрый, запитать все дома одномоментно невозможно. Потому обязательно где-то батареи потеплеют раньше, а где-то позже. Как утверждает замглавы администрации Дмитрий Федотов, для того чтобы обогреть всех абонентов, требуется примерно 5-10 дней.
А вот чтобы привести саратовские дороги к норме — не хватит такого же числа лет, выяснилось на другом совещании.
При этом есть в Саратове дома, которые к приему тепла не готовы технически. Тут вопросы необходимо задавать руководству управляющих компаний. Мешают своевременной подаче тепла и неурегулированные вопросы по долгам. И хотя Федотов заверил, что городская власть и энергетики нацелены на конструктивное решение проблемы, чтобы заложниками споров хозяйствующих субъектов не становились добросовестные плательщики, горячие линии по традиции будут работать с полной нагрузкой. Каждый год чиновники рапортуют о том, что тепло в жилые дома подали раньше, чем в прошлом году, однако без масляных обогревателей, тепловых вентиляторов и вышибания пробок всё равно не обойтись. В общем, у Саратова свои особенности вхождения в отопсезон.
Вчера, 10 октября, саратовских журналистов вывезли в чисто поле и заставили битый час дожидаться губернаторского кортежа. Это в Сабуровке закладывали первый камень в основание нового аэропорта. За несколько часов до этого события дорожные службы в срочном порядке латали участок дороги от федеральной трассы до места предполагаемого объекта, присыпая ямки асфальтом. Чтобы у гостей создалось впечатление, что все рады их приезду, сюда же завезли несколько десятков студентов политеха, которые по команде изобразили ликование. Они размахивали флагами одной из политических партий и всем своим видом показывали, что происходящее доставляет им несказанное удовольствие.
Не покидало ощущение, что нечто подобное здесь уже происходило. Выездов на место со словами о том, что вот, мол, началось, было уже немало. Но теперь Валерий Радаев привёз с собой заместителя руководителя Росавиации Константина Махова. То есть деваться уже некуда. Выступая перед собравшимися, Валерий Васильевич заметил, что Саратовскому району, на территории которого будет располагаться новый аэропорт, очень повезло. Глава региона признал, что проект строительства родился ещё в 2007 г., но тогда не всё сложилось, два года оказались потеряны.
Радаев торопился, «чтоб никто не замёрз», поскольку порывы ветра были очень сильными. Губернатор прикинул и отметил: проект очень выгоден и хорошо, что тендер на проектные работы (на 200 млн руб.) выиграла саратовская компания «Волгомост». По словам Радаева, строительство удалось возобновить лишь благодаря позиции Президента страны, а также первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Вячеслава Володина.
Махов сказал еще меньше. Он выразил надежду, что строительство аэропорта завершится в 2015 г. А вообще есть прекрасные слова о том, что три километра дороги не ведут никуда, а три километра взлетной полосы открывают весь мир. По словам Махова, новый аэропорт позволит жителям региона летать не только в столицу и за рубеж, но и на работу в соседние регионы.
Надо отдать должное организаторам: гостей и прессу провезли по окружной дороге, а не более коротким путём через посёлок Дубки и Расловку-1, где по меньшей мере два километра дороги представляют собой танкодром. У тех, кто по ней ездит, сложилось убеждение, что дорогу бомбили инопланетяне, поскольку привести её в нынешнее состояние средствами, известными на Земле, не представляется возможным. Последний раз в прессе данная тема звучала в прошлом году, когда на место выезжала госдеп Ольга Баталина и обещала содействовать в решении вопроса.
О том, что делать с жуткими саратовскими дорогами, говорили на прошлой неделе, когда в областном центре состоялось выездное заседание коллегии Федерального дорожного агентства. Снова по Саратову было трудно передвигаться на личных автомобилях, поскольку для беспрепятственного проезда VIP-персон рядовых граждан просили посторониться. На совещание прибыли заместитель министра транспорта РФ Олег Белозёров, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.
У Белозёрова накануне был день рождения, потому коллеги решили его поздравить. Подарили статуэтку сокола и книгу «Муниципальное инженерное искусство» за 1912 г. Удивительно, но сто лет назад наши специалисты прекрасно знали, как надо строить дороги.
Замминистра не стал темнить, сказав, что заседание коллегии проходит в Саратове, и это победа для региона. Поскольку когда дорожники собираются в одном месте, то обязательно появятся строчки в бюджете. Так, уже в этом году приступят к строительству объездных дорог у Елшанки и Саратова.
С ответным словом выступил Валерий Радаев, который сказал, что сокращение финансирования дорожных работ в последние годы привело к резкому ухудшению состояния автодорог. Но принятое руководством страны решение о возрождении дорожных фондов позволило приступить к исправлению ситуации.
Далее выступающие посетовали на отсутствие рычагов воздействия на недобросовестных подрядчиков. Некачественное выполнение работ можно оспорить только в суде, но процессы нередко длятся годами, тогда как за ситуацией на дорогах нужно следить каждый день, поскольку от этого зависит безопасность всех участников дорожного движения.
Во время подхода к прессе Белозёров и Чабунин были добродушны. Они обещали содействие Саратовской области чуть ли не по всем дорожным проблемам. Замминистра, правда, немного расстроился. По его словам, состояние дорог в Приволжском федеральном округе оказалось хуже, чем в среднем по России. В Саратовской области более 80% дорог не соответствуют нормативам. В Минтрансе недавно был сверстан трехлетний план по приведению дорог в нормативное состояние, однако в свете открывшихся обстоятельств придется его пересматривать в части увеличения интенсивности ремонтов на территории округа, и в частности в Саратовской области. К примеру, скоро начнут приводить в нормативное состояние трассу Саратов — Волгоград.
Завершая тему дорог, сообщим, что их качество не помешало вандалам на трассе Саратов — Тамбов спилить в ночь на 9 октября три православных придорожных креста. В Татищевском районе у Октябрьского городка и повороте на село Кувыка, в Аткарском — на повороте в учхоз «Муммовское».
Восстанавливать придётся и старый ТЮЗ. Около 350 млн руб. необходимо, чтобы вернуть городу историческое здание, в котором побывал, наверное, каждый саратовец. Ещё год назад случившееся стало бы для депутатов регионального парламента прекрасным поводом перемыть косточки чиновникам из кабинета министров Павла Ипатова, забросивших культуру. Но сегодня в области наблюдается консолидация всех политических сил. Как это ни парадоксально, но даже оппозиционеры накануне выборов в регпарламент не стали использовать ситуацию, чтобы набрать политические очки. Хотя просить очередные сотни миллионов на ТЮЗ — это дежа вю. Особенно это касается федеральных руководителей, которым губернатор Валерий Радаев сегодня вынужден объяснять, что тогда просили на новый ТЮЗ, а теперь средства нужны на старый.
Очень трогательно обратился к землякам председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо, который предложил восстановить театр всем миром. Мол, сложимся, кто сколько может, и вернём Саратову старый любимый ТЮЗ. А неделя громких пожаров всё никак не хочет завершиться. Во вторник вслед за Саратовским нефтеперерабатывающим заводом запылал завод ООО «Саратоворгсинтез». На лестничной клетке второго этажа здания загорелась розетка, причём рабочие завода справились с огнём до приезда пожарных.
На сей раз обошлось без жертв, да и сам огонь был незначительным. Но сколько ещё будут вздрагивать саратовцы, выхватывая с новостных лент пугающие заголовки? Прохладно становится на улицах областного центра и в домах его жителей, есть проблемы с подачей тепла в Саратове, но столь кардинальным способом решать её не надо. Слава богу, есть и другие способы быстро согреться. Можно пробежаться вокруг здания администрации или хлопнуть стопочку. А когда построят новый аэропорт — улететь на юг. Тогда весь мир будет открыт перед нами…
Артем Рыбаков