Нет, граждане дорогие, это только так кажется, что выборов в Саратовской области не будет четыре года и теперь никто не захочет играть в активность. А Общественная палата региона? А страшное слово «ротация», заставляющее всё вокруг крутиться быстрее, чем крутилось доселе? Да тут в одной семье Максимовых столько событий произошло, что на полгазеты хватит!
Начнем с того, что несколько городских депутатов от «ЕР» стали областными депутатами от «ЕР», и это открыло дорогу во власть сыну экс-главного врача 8-й горбольницы, госдепа Василия Максимова — нынешнему главврачу 8-й горбольницы Юрию, который завладел мандатом депутата Саратовской гордумы, победив на довыборах. Уф!
Супруга госдепа Людмила угодила в неприятную историю, будучи за рулем «хундай сонаты». Случилось это три месяца назад, но известно об этом стало только теперь. Жену госдепа остановили на Гусельском мосту, гаишник, по словам пострадавшей, вымогал у нее деньги. А когда Василий Юрьевич по телефону хотел объяснить сотруднику ГИБДД, как сильно тот ошибается, страж порядка отказался с ним беседовать. Деньги (3 тыс. руб.) пришлось отдать, но теперь Людмиле Максимовой стало обидно.
До кучи в сводки новостей угодил и сам госдеп. Причём в качестве пострадавшего от квартирных воров. Его служебная московская квартира в доме по улице Улофа Пальме была обворована в числе ещё десятка скромных депутатских келий. В полицию Максимов обращаться не стал. Украли у него лишь наручные часы, но он не помнит названия марки. Китайские небось.
Вот такая бурная выдалась неделька. В принципе ничего сверхординарного. Публичные люди всегда на виду. Вот только с дальнейшей ротацией желательно не спешить. Боимся, в семье Максимова внуки ещё не готовы возглавить 8-ю горбольницу.
Нынешний спикер Общественной палаты Александр Ландо в преддверии новых выборов в ОПу напоминает о себе постоянно. Дня не проходит, чтобы Александр Соломонович не выступил с каким-нибудь заявлением. Во вторник в палате разбирали ситуацию с поборами в школах. Десятилетиями власть ничего не может изменить в этом деле. К тому же чиновники в лице министра образования области Марины Епифановой открыто признают, что покамест государство не в состоянии обеспечить учебные заведения всем необходимым на сто процентов. Потому-де и приходится залезать в карман родителей. Ландо такая ситуация не устраивает. Не устраивает она и родителей, которые очень часто обращаются с жалобами в Общественную палату по этому поводу.
Все участники совещания привели массу примеров о том, кому, сколько и за что приходится платить в саратовских школах. 500, 700, 1000 руб. — везде по-разному, но везде деньги сдавать нужно регулярно. На ремонт класса, на подарок учителю, на туалетную бумагу…
Спикер палаты неоднократно советовал родителям не платить за своих чад ни копейки, поскольку такие поборы незаконны, но всякий раз его уверяли, что неплатежи ударят по детям, к которым хуже станут относиться педагоги. Если это так, то больше нельзя говорить, что школьная реформа не принесла никаких результатов. А более всего Ландо печалит то обстоятельство, что даже прокуратура никак не реагирует на обращения родителей. Вероятно, они тоже платят, делает вывод Александр Соломонович.
Меж тем в облдуме принято решение о повышении зарплаты учителей не с 1 января следующего года, а с 1 декабря текущего. И опять ведь залезли в карман родителей, ибо педагоги являются бюджетниками! Сама Епифанова вышла с таким предложением в законодательное собрание региона, и только что избранные (в этих самых школах и с помощью этих самых учителей) депутаты не смогли не отблагодарить педагогическую общественность за хорошую работу. Надо полагать, надбавку получат все, включая учителей энгельсской школы № 33, прославившейся на всю страну детскими суицидами, и педагогов одной из аткарских школ, где семиклассница родила от преподавателя. То есть не умение сеять разумное, доброе, вечное, а что-то другое стало цениться в учителях XXI века.
В областном правительстве второй десяток лет продолжают обсуждать насущную проблему саратовского здравоохранения, а именно: как заманить молодого выпускника медицинского вуза в глубинку, где нет дорог, караоке-баров, дискотек, жилья и зарплаты, но есть покосившееся хибары, медицинский кабинет с рентген-установкой на ножной тяге и перспектива в далеком будущем обзавестись поросёнком. Зампред Андрей Россошанский и его коллеги искренне сожалеют о том, что нынешняя молодёжь не хочет проникнуться нуждами жителей нашего захолустья, а главное — улучшить статистические показатели.
В этих растрёпанных чувствах в понедельник чиновники представили новую программу «Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2013-2015 гг.». Документ предполагает, что за три года удастся переселить в деревню 750 молодых специалистов. В качестве подъёмных они получат по сто тысяч рублей. Одно забывают чиновники — после проедания этих ста тысяч село ничуть не изменится.
Россошанский, как водится, вспомнил молодость, в которой всё было лучше. Повышенная стипендия, послевузовское распределение, девушки в стройотрядовских курточках. Про девушек зампред не сказал, но по лицу было видно — помнит. И пришла чиновнику в голову мысль, что надо бы теперь заключать со студентами договоры на целевое обучение, чтобы после окончания вуза ехал парень или девка в село без лишних разговоров. А если откажется — штрафовать. Да можно и сажать, Андрей Владимирович! Или так — давать годика три колонии-поселения. Суть: та же деревня, только за побег можно получить еще более строгое наказание.
Создаётся впечатление, что слуги народные живут в каком-то придуманном мире, потому и не могут понять простые вещи. Что нельзя с помощью призывов и нескольких рекламных роликов обеспечить село медицинскими кадрами, армию — новобранцами, а заводы — рабочими.
Свой мир придумывает и местная оппозиция, которая после выборов 14 октября оказалась не просто на обочине политического процесса, а где-то в глубокой канаве. Оттуда им привиделись честные, а главное, независимые выборы Собрания народных депутатов Саратовской области. О чём и сообщили журналистам организаторы будущих параллельных выборов во главе с Вячеславом Мальцевым. Дальнейший этап — выборы губернатора. Надо полагать, ещё дальше — формирование альтернативной армии, выборы альтернативного президента страны и полёт на Марс с целью создания Свободной саратовской республики. Прилетят они на красную планету, но тут выяснится, что опоздали. Ибо в тамошнем парламенте давно все места заняты правнуками госдепа Максимова.
Как и ожидалось, работа над бюджетом области на 2013 г. проходит в условиях острых дискуссий и эмоциональных всплесков. В облдуме в среду заседал профильный комитет под руководством Николая Семенца, и довелось ему выслушать о себе много нелицеприятного. Когда присутствующие стали задавать депутату вопросы, то на большинство из них он не смог или не захотел ответить. В частности, Александр Ландо попенял Семенцу на то, что Общественную палату к работе над главным финансовым документом региона вообще не допустили. В результате, как показалось, Николай Яковлевич нажил в лице Александра Соломоновича яростного антагониста. Спикер ОПы задал ядовитый вопрос о финансировании культуры областного центра. Семенец заметил, что финансирование идёт по программе «Сельский дом культуры», а Саратов селом не является. Коллеги председателя заметили, что с таким подходом областной центр как раз очень быстро станет деревней.
Может, кстати, оно и к лучшему? В деревне всё как на ладони. Повздорят двое, а через час уже все в курсе. Вот и Семенец в лице изменился, когда ему про деревню напомнили. Депутат предложил рассмотреть выделение средств на городскую культуру отдельным вопросом.
Об особом положении Саратовщины говорил и глава министерства экономического развития области Владимир Пожаров. Чиновник предложил увеличить размер поддержки малого предпринимательства. А то, говорит, мы по этим показателям скатились на последние места в России. Плохо это, конечно. Последним местом гордиться не станешь. Зато, как это не раз случалось с нашим регионом, с самого дна путь возможен только наверх. Если не принять иного волевого решения — не рыпаться и остаться на месте.
Василий Кубриков