или Как административный ресурс мешает развиваться муниципалитетам
По всей видимости, власть Ершовского района одна из первых в Саратовской области отчиталась за проведение акции по укрупнению муниципальных образований, взяв на себя повышенные обязательства — сократить почти половину МО. Но, как оказалось, жители практически всех сёл района высказались против укрупнения муниципальных образований, и отчёт «наверх», подготовленный администрацией района, выглядит, мягко говоря, некрасиво…
Почему новый этап реформы местного самоуправления, где предусмотрено укрупнение (объединение) муниципальных образований по инициативе граждан, вызвал у жителей Ершовского района такой негатив? Может, потому, что районная власть в лице главы администрации Светланы Зубрицкой, не церемонясь, с первого дня напомнила всем о своём административном ресурсе? Что это — вседозволенность и потеря контроля над своими действиями?
Наверное, прежде чем составлять отчёты, надо было бы прочитать федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязательно обратить внимание на ст. 12, 13, 24. Первое, что является основанием для изменения границ муниципального образования, — это инициатива населения. Инициатива же органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти в предусмотренных законом случаях. Имеет ли на руках госпожа Зубрицкая какое-нибудь решение об укрупнении МО в Ершовском районе, чтобы проявлять свою «личную» инициативу? Тогда почему в Ершовском районе решение вопроса укрупнения началось не с организации собраний граждан, а так сказать, с вызовов депутатов в кабинет главного чиновника района? Не является ли это откровенной попыткой вмешательства в дела муниципальных образований?
И здесь хочется напомнить, что губернатор области Валерий Радаев неоднократно повторяет, что шаги к объединению муниципальных образований сельских территорий надо применять только с учётом мнения населения, причём объединение должно быть направлено только на улучшение жизни людей. И с его позицией «не навреди» сельчане согласны. Так что, по нашему мнению, глава администрации Ершовского МР Светлана Зубрицкая откровенно искажает смысл слов губернатора области, заявляя жителям района, что укрупнение МО — это инициатива Радаева. И преподносится это так: мол, кто против укрупнения, тот против губернатора. Но вряд ли Валерий Васильевич давал Зубрицкой какие-то полномочия, тем более делать от имени руководителя региона такие заявления, которые влекут нарушение федерального законодательства…
Какова же ситуация в Ершовском районе на сегодняшний день? Акция по укрупнению МО в районе провалилась. Не увидели смысла и перспектив в укрупнении МО в Декабристском, Марьевском, Чапаевском, Кушумском, Моховском, Рефлекторском и других муниципальных образованиях района. Категорически отказались поверить в мифические экономические преимущества, которые сулили после укрупнения МО районные чиновники, жители 53 из 60 сел района. Трудно поспорить с таким фактом. Отказались бы от объединения два-три села, ну, можно было бы, наверное, обвинить их в каком-то спланированном саботаже. А здесь — абсолютное большинство! Обвинять всё население района «в измене» районной власти, предполагаем, даже Зубрицкая не будет открыто. Но, видимо, следует ожидать финансовой блокады… Этот приём нынешней районной власти, по нашему мнению, уже применялся, и не раз. Например, целевые средства, запланированные на установку пластиковых окон в школе в пос. Целинный в рамках областной программы, были перенаправлены в одну из школа Ершова. Мол, посговорчивее будут в Декабристском МО, в следующий раз не будут жаловаться, мол, куда не следует…
В Декабристском МО, например, провели согласно ФЗ-131 опрос населения через подписные листы, где 74% населения высказались против объединения. Здесь уже давно идут социальные преобразования и работают программы, выдвинутые местными депутатами. И какие-либо перемены, по мнению населения, могут только затормозить и препятствовать их реализации, так как здесь не привыкли к помощи районных властей, а все преобразования давно уже ведут в основном с помощью собственных средств.
В Марьевском МО, например, тоже надеются только на собственные силы и допускать, чтобы кто-то раздавал их бюджет «всем сёстрам по серьгам», депутаты сельского поселения откровенно не хотят. В мифическую «поддержку» из района здесь не верят, лишь бы не мешали… Здесь готовы сами софинансировать любые областные и федеральные программы социального обустройства сёл. И если сёлам района помогали депутаты Государственной и областной дум, то это ни в коем случае не заслуга Зубрицкой.
В Моховском МО аналогично считают, что укрупнение муниципальных образований в данной ситуации преждевременное и даже ошибочное решение. Только-только установились границы МО, научились выживать и решать проблемы местного населения в условиях формирования собственного бюджета. А сокращение и так небольшого штата специалистов сельских администраций снизит в разы доступность власти простому населению…
В Чапаевском МО полагают, что грубое вмешательство районной исполнительной власти в дела сельских поселений наносит настоящий вред развитию муниципального самоуправления. А применение административных методов «управления» чиновниками района, к сожалению, сказываются порой и негативными последствиями на судьбах конкретных людей.
Выражая своё мнение, люди вспоминали 2006-й, когда в районе проходило первое укрупнение. Тоже с применением административного ресурса. После укрупнения в каждом МО стало насчитываться по 4, по 5, а то и больше разбросанных друг от друга на большом расстоянии сёл. Сократилось число сельских администраций. Какие перемены стали происходить? Ну, уж точно богаче жить сельские поселения не стали, а вот школы, медицинские учреждения начали закрываться из-за сокращения бюджетного финансирования, усилился дефицит кадров в сельском хозяйстве. Люди побежали из этих сел. Почему? Оказалось, что в жизни сельского населения органы местного самоуправления играют важную роль и имеют огромное значение, поскольку речь идёт о практическом решении многих вопросов, с которыми сельское население сталкивается именно в повседневной жизни. И, к сожалению, одним из следствий объединений и укрупнений муниципалитетов всегда является снижение достигнутого уровня местной демократии, а значит, и возможности людей реально участвовать в самоуправлении, решении вопросов местного значения своими силами. И вообще, кому нужно село как место проживания без школы, ФАПа, без дорог, питьевой воды, работы, без органов местной исполнительной власти?
Кстати, среди «отзывчивых» к призывам Зубрицкой оказался лишь один — глава Рефлекторского МО, он же глава района фермер Андрей Волков, как считают, правая рука Светланы Анатольевны. Он поторопился отчитаться, мол, в его муниципальном образовании все согласные и уже даже устав поменяли, прописав там слияние полномочий исполнительной и законодательной власти… якобы ради сокращения расходов на содержание чиновников. Это абсурд, так как главы МО, как правило, руководители базовых хозяйств и исполняют обязанности главы представительного органа власти бесплатно! Может, смысл в другом? Скорее всего, да. Кстати, такие заявления глава района Волков сделал без учета мнения жителей Рефлекторского МО. Первыми восстали против закулисного решения учителя местной школы, которым по секрету из администрации района сообщили, что сокращение классов школы в Рефлекторском после укрупнения — вопрос ближайшего времени. Мол, идет сокращение расходов районного бюджета… За счёт интересов сельского населения?
Но, как ни скрывала, видимо, Светлана Зубрицкая истинного смысла своей комбинации с укрупнением муниципальных образований, в районе, по нашему мнению, всем было понятно, что, стараясь удержаться в шатающемся под ней кресле главы администрации района, чиновница хочет, по всей видимости, максимально обезопасить себя от проигрыша на сентябрьских выборах в районную власть. Всё дело в том, что при объединении муниципальных образований и после формирования нового органа законодательной власти структура управления в муниципальных образованиях будет, скорее всего, принята по закону субъекта, т.е. во вновь созданных МО будут совмещены должности главы администрации и главы МО.
Вновь напомним, что сегодня во всех благополучных сельских поселениях должности глав МО занимают на безвозмездной основе руководители базовых предприятий, которые в период бюджетного дефицита с помощью своих предприятий закрывают все дыры недофинансирования местных бюджетов. Здесь, кстати, стоит напомнить и о положенном по законодательству финансовом обеспечении МО из районного бюджета, но, по всей видимости, районная администрация о своих обязательствах «любит» напрочь забывать. Жители сёл наверняка прекрасно понимают весь ужас чиновничьей затеи. Если руководители хозяйств не станут главами МО и не пройдут в представительное районное собрание в качестве депутатов, то, по мнению жителей, защиты ждать будет неоткуда. На сегодняшний день в районном собрании собрались грамотные, дееспособные депутаты, которые стремятся принимать решения во благо жителей района. А что будет завтра, если затея у главной чиновницы района получится? Районное законодательное собрание превратится, по всей видимости, в приложение к органу исполнительной власти района?
Что же все-таки происходит в Ершовском районе, почему в сельских поселениях высказались против кампанейщины Светланы Зубрицкой в вопросах объединения МО? Многие депутаты, которые представляют в районном собрании интересы своих поселений, убеждены, что виной тому стремление Светланы Анатольевны единовластно править районом, причем, по их мнению, с учётом её личных, хорошо завуалированных интересов. Так что ситуацию c массовым объединением муниципальных образований Светлана Зубрицкая, видимо, решила использовать для реализации, вероятнее всего, только своих планов — «убрать» от руководства муниципальными образованиями под лозунгом их укрупнения неугодных ей людей. Тех самых депутатов, которые всё чаще задают ей очень неудобные вопросы и инициируют проверки финансовой деятельности администрации района.
Вернёмся к событиям осени 2011 г., когда, будучи ещё главой администрации МО г. Ершов и являясь неосвобождённым главой района, Светлана Зубрицкая обратилась на районном собрании к депутатам. Мол, есть покупатель, который готов купить всю сеть районного газопровода. Но так как участки газопровода находятся на балансе МО, нужно передать их на баланс района для формирования единого лота для продажи. Зубрицкая обещала сразу же после реализации газопровода отдать деньги в сельские поселения. Это записано в протоколе данного районного собрания. На такие условия депутаты согласились и приняли решение. Деньги для решения проблем сел были очень нужны! Вскоре газопроводы поселений были переданы в район. Но имущественный комплекс почему-то был продан… двумя лотами. Деньги от продажи переданных от сельских поселений газопроводов (лот № 1) попали на счёт районной администрации, а от продажи газопровода, который находился в границах города Ершова, деньги были получены городским бюджетом, которым распоряжалась глава администрации МО г. Ершов… Светлана Зубрицкая.
Целый год администрации сельских поселений ждали обещанных денег, а депутаты на каждом собрании призывали к совести своего коллегу, мол, деньги-то эти были предназначены для решения проблем на селе. Но взлетевшей высоко во власть госпоже Зубрицкой, видимо, совсем не интересны были эти проблемы.
Когда по району стали ходить слухи, что кое-кто от купли-продажи газопроводов, по всей видимости, положил несколько миллионов лично в свой карман, депутаты инициировали проверку документации сделки и всей финансовой деятельности районной администрации. Оказалось, что информационное сообщение о проведении аукциона по продаже действующих газопроводов, о его первоначальной цене в 19 млн 854 тыс. 889 руб. было предоставлено районной администрацией в газету «Степной край» № 47 от 17 ноября, но договор на оказание услуг по оценке стоимости сооружений газопроводов с ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» был заключен только… 24 ноября. Как это могло быть? Без официальной оценки 17 ноября выставлять на продажу имущество по вполне конкретной цене, которая потом каким-то образом дублируется 24 ноября в официальном оценочном акте областного БТИ… Кстати, к сведению, никаких предварительных оценок для оглашения цены при объявлении аукциона во внимание закон не позволяет брать. Так кто же определял цену продаваемого объекта? А вдруг реальная цена газопровода была на самом деле 60 млн руб., а по договоренности «заказчика» и «исполнителя» ее снизили в 3 раза? Мы не будем утверждать, было ли так на самом деле или нет, но что прикажете думать простым гражданам, когда в СМИ то и дело просачивается информация о коррупционных махинациях в коридорах власти? Так чем отличается оборонный комплекс страны от сельского района, например, в Саратовской области?
Появились у депутатов вопросы по продаже и другого лота, где были перечислены объекты городского газопровода, находящегося в тот момент на балансе района. Согласно официальным документам, того же 17 ноября администрация МО г. Ершов через районную газету объявляет открытый аукцион и указывает начальную цену продажи имущества 4 млн 595 тыс. 769 руб. 19 декабря администрация города сообщает о результатах аукциона и покупателе ООО «Газорасчет-1». Но постановление администрации ЕМР № 1663 «Об исключении имущества из состава муниципальной казны» было принято почему-то 21 декабря. Как же понимать? Получается, что администрация МО г. Ершов реализовала имущество, не принадлежащее ей по праву? Депутаты возмущены. Если, как поясняет Зубрицкая, деньги от продажи газопровода пошли на погашение долгов района, то почему она инициирует передачу имущества района в условиях неисполнения доходной части бюджета района и наличия кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате, в МО города Ершова, где она непосредственно распоряжается деньгами?
Депутаты во время проверки устанавливают, что продажа газопровода проходила при отсутствии порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, то есть, по всей видимости, был нарушен ещё один федеральный закон, а именно от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Что на это могут сказать правоохранительные органы?
В акте проверки соблюдения бюджетного законодательства по исполнению бюджета ЕМР, надо сказать, немало интересных фактов по нецелевому расходованию бюджетных средств. Конечно, Светлана Зубрицкая может «списать» все грешки на Виктора Майорова, с кем она как глава района подписывала контракт на исполнение обязанностей главы администрации района. Но, по нашему мнению, Зубрицкой было очень выгодно иметь под рукой такого человека, бездумно подписывающего любые документы, лишь бы посидеть в таком кресле. Кстати, когда настало время ей занять кресло главы администрации, она с лёгкостью подписала приказ на увольнение «верного» подчинённого, не дав ему даже доработать до пенсии несколько месяцев.
В то время когда Светлана Зубрицкая эмоционально рассказывала на районных собраниях про «огромную работу по погашению долга района», вышло согласованное, по всей видимости, с нею постановление ЕМР от 14.10.2011 г. № 1285 «О предоставлении муниципальной гарантии ПКФ ООО «Билдинг СВС». Это частное предприятие задолжало более двух миллионов за газ. Финансовое управление администрации ЕМР проводит анализ финансового состояния предприятия и предлагает руководству района отказать ООО ПКФ «Билдинг СВС» в предоставлении муниципальной гарантии, потому что ООО… потенциальный банкрот. Тем более что финансовый год заканчивался, а исполнение бюджета по налоговым и неналоговым поступлениям составляло 49,6%. Дефицит бюджета составлял 9470,0 тыс. руб. Но, несмотря на нарушение требований ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ, руководство района дает гарантии и тут же заключает договор уступки права требования, то есть выкупает долг у кандидата в банкроты. Что, Зубрицкая не понимала уровня вредительства этой «операции» для бюджета района?
Можно привести много примеров, которые дают повод подозревать чиновницу района в применении непрозрачных схем в своей работе. Особенно много нарушений в сфере распоряжения имуществом и сделок с ним без согласования с депутатами, и это только известные факты по отношению к районной собственности, а что происходит в бюджете города Ершова — можно только догадываться, так как туда никто из чужих не имеет доступа. Почему, например, возникают вопросы по проведению различных конкурсов на оказание муниципальных услуг, в которых фигурируют родственники опять той же чиновницы района? Или что происходит с муниципальным рынком? Кстати, этот вопрос особо волнует жителей города. Вопросы, вопросы, вопросы…
Многие помнят, что в последние годы Ершовский район раздирали властные разборки. Руководители хозяйств, а именно они в первую очередь были заинтересованы в стабильности жизни и развития района, поддержали в конце 2010 г. желавшую встать во главе района Светлану Зубрицкую. Хочешь, мол, работать — работай, плечо подставим. Но сразу же (в случае продажи газопровода) депутаты уличили её во лжи и превышении своих полномочий. Далее. Во время сильных снегопадов в январе-феврале 2012 г. районная власть бездействовала вообще. Только с помощью сельских поселений, сельхозпредприятий района и их техники удалось тогда ликвидировать чрезвычайную ситуацию.
Перед очередными выборами в 2012 г. Зубрицкая на встречах с населением обещала решить проблему с бесхозными межпоселковыми дорогами и их очисткой от снега в зимний период, но воз и ныне там. В нынешние снегопады районная власть, видимо, научилась лишь отправлять телефонограммы в МО, в которых обязывает местные администрации организовать расчистку от снега дорог. За чей счёт — не указано.
Власть Ершовского района научилась «красиво» отчитываться, но иногда путаясь в собственном лукавстве. Официально в статистической справке значится, что Ершовский МР в 2012 г. выполнил план по собственным доходам на 87,3%. Но, отчитываясь перед губернатором области на январском активе района, Светлана Анатольевна «похвалилась», что рост производства в сельском хозяйстве составил 11%, а в промышленности — 13%. А где же доходы? Для сравнения: по итогам 2011 г. собственные доходы составляли 88,9%...
Постаралась выкрутиться районная чиновница и тогда, когда Валерий Радаев на этом же районном активе резко подверг её критике за бездействие при строительстве всеми известной школы № 1 в г. Ершове. Ещё в конце 2011 г., после встречи жителей района с Вячеславом Володиным, к которому они обратились с просьбой помочь достроить школу, пришли на счёт районной администрации спонсорские деньги в сумме 22 млн руб. именно на эти цели. Но строительные работы начались лишь в конце… 2012 г. Зубрицкая год спустя попыталась оправдаться: мол, объект областной, а деньги пришли на район. Мол, переоформление объекта с областного уровня на район продолжалось более полугода, потом объявляли аукцион, искали подрядчика… Но почему об этом не знал Валерий Радаев? Переадресовать бездействие в вопросах передачи имущества на прежнего губернатора Ипатова, с кем, кстати, Зубрицкая была всегда в хороших отношениях? Наверное, не совсем получится. Валерий Васильевич приступил к исполнению обязанностей губернатора уже в конце марта, и Зубрицкая была обязана его предупредить о находящихся на счету администрации ЕМР без движения 22 млн руб. спонсорских денег и попросить, наверное, ускорить передачу объекта. И всё же почему было допущено, что 22 млн руб. не доходили до школы почти 10 месяцев и губернатор об этом не знал? А может, эти деньги вовсе и не лежали, а выполняли какую-то другую «задачу»? Не будем утверждать, что присутствуют факты коррупции, но в любом случае госпоже Зубрицкой придётся объяснять ситуацию с этими миллионами.
Несколько раз депутаты районного собрания, руководители муниципальных образований, руководители базовых хозяйств сел района пытались убедить главу районной администрации Зубрицкую, что её методы управления районом больше вредят, чем помогают эффективно решать вопросы социально-экономического развития района. Множество раз депутаты района от сельских поселений, которые составляют большинство в законодательном органе власти, указывали на недопустимость дискриминации сельских жителей, что выражается в неравномерном распределении бюджетных дотаций на душу населения района между городом и селом. Почему Зубрицкая стремится сосредоточить деньги в городе и оголить бюджет поселений в дотационной части? Неужели лишь для того, чтобы «насолить» депутатам от сельских поселений?
Не раз садились за стол переговоров. Но, пользуясь, по всей видимости, хорошо спланированным и организованным доверием к ней губернатора, госпожа Зубрицкая продолжает утверждать свою, по нашему мнению, порочную в условиях развития демократии практику единовластия. По мнению депутатов, превышение должностных полномочий, ложь, завышенная самооценка, игнорирование мнения большинства депутатов в конце концов сослужат Светлане Зубрицкой плохую службу.
И ещё. Сегодня в Ершовском районе депутаты, члены районного актива и простые жители против какого-либо противостояния с действующей районной властью. Это так, и это надо правильно понимать. Для всех важно работать сообща, открыто, уважая волю и мнение каждого члена команды. Но в любом случае, никто из этих людей не допустит, чтобы в условиях развития демократии и местного самоуправления процветало самодурство и, возможно, коррупция, ложь и стремление к абсолютной власти. Закон един для всех.
Виктор Горячев, Кирилл Майко