Дорожная авария с участием семи автомобилей, случившаяся в прошлую пятницу на мосту через Волгу, который связывает Саратов и Энгельс, продемонстрировала, каково будет саратовцам, когда переправу закроют на ремонт. Дело в том, что на три часа движение по мосту было остановлено. Что делать в такой ситуации, каждый решал для себя сам. Одни шли по мосту пешком, что сегодня совсем небезопасно, если учесть, что во многих местах отсутствуют перила. Другие поехали на железнодорожный вокзал, чтобы перебраться на противоположный берег на электричке. Владельцы личных авто отправились в объезд по мосту у села Пристанное, поток машин резко возрос, и жители Юбилейного добирались до дома больше часа.
Можно было пойти в гости или в заведение общепита, к чему располагало окончание рабочей недели, но в целом ощущения были не из приятных, поскольку город затрещал по швам, в любом направлении передвигаться на колёсах вдруг стало трудно. Улица Чернышевского в буквальном смысле стояла. По Московской транспорт обгоняли пешеходы. Коллапс, по-другому и не скажешь. В принципе в Саратове такое наблюдается, даже если начинает накрапывать мелкий дождичек. Но про дождь ты знаешь, что рано или поздно он кончится, а сколько продлится ремонт моста, если он начнётся, никто не скажет.
Интересно, что на состоявшейся на прошлой неделе коллегии министерства строительства и ЖКХ местные строители поднимали вопрос более активной эксплуатации «горбатого» моста. Просили разрешить движение большегрузного транспорта. Говорили, что сегодня транспортировка строительных материалов требует слишком больших затрат. На это зампред облправительства Сергей Канчер заявил, что увеличивать нагрузку на мост нельзя, поскольку до сих пор не завершено обследование переправы. Наоборот, ограничений движения по мосту станет ещё больше. Есть там неразрезные стыки. Так вот, когда их будут ремонтировать, автомобили пустят по навесным переездам. То есть по мосту над мостом. И, кстати, кажется, эти навесы ещё никто не проектировал.
Говоря о перспективах строительства нового моста (через остров Казачий до Улешей), Канчер вздыхал и уверял, что убедить федеральный центр в необходимости таких затрат будет трудно. Приблизительная сумма, в которую обойдётся новая переправа, уже звучала в СМИ — 60 млрд руб. За такие деньги строительство никто не утвердит, убеждён зампред. Хотя убеждать должен совершенно других людей — из федерального центра. Причём в обратном. Не построить между Саратовом и Энгельсом нового моста — значит в недалёком будущем обречь жителей обоих городов на пешие переходы и бесконечные пробки. Трейлер этого грустного кино мы наблюдали в минувшую пятницу.
Меж тем комитет дорожного хозяйства области объявил открытый аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильного моста Саратов — Энгельс. Максимальная (начальная) сумма контракта составляет 552 млн руб. Источником финансирования заявлен региональный бюджет. Опять занимать будем?
Что до главного финансового документа, то губернатор Валерий Радаев на этой неделе выразил удовлетворение работой согласительной комиссии, которая уточнила параметры бюджета и нашла оптимальные решения. Как мы теперь понимаем, большинство этих решений обнаружено в карманах жителей региона. Начнём с того, что депутаты Саратовской областной думы на очередном заседании парламента, прошедшем 20 декабря, утвердили новые ставки транспортного налога. Тариф поднят до 40 руб. за л/с для автобусов с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, свыше того — 80 руб. Большой пользы для пополнения бюджета это не принесёт. Вот если бы законотворцы поставили заслон на закупку перевозчиками старой автобусной рухляди из-за рубежа, то пассажиры им сказали бы огромное спасибо.
Нашло государство и другие поводы пошарить в карманах россиян. Разговоры о введении социальной нормы на пользование электроэнергией, к сожалению, только разговорами не остались. Как сообщили, «в результате оживлённой дискуссии» (где? когда?) с общественностью областная власть пришла к выводу, что на территории Саратовской губернии размер соцнормы должен составлять 190 кВт/ч на одного человека в месяц. Это касается жилых помещений, не оборудованных электроплитами, а также электронагревательными приборами. Для второго зарегистрированного гражданина к названной норме прибавляется еще 50 кВт/ч, на третьего и всех последующих дают ещё по 20 кВт/ч.
Условия задачки известны, граждане достали жировки и стали прикидывать, что их ожидает в следующем году, когда соцнормы начнут действовать. Получается, что на семью из четырёх человек отвели 280 киловатт. Всё, что нагорит сверх того, придётся оплачивать по коммерческой цене. Но попробуйте уложиться в норматив холодными осенними днями, когда ещё не дали отопление и без тепловентиляторов не обойтись, или летом, когда отключают горячую воду и приходится врубать нагреватели.
Ещё одна давно ожидаемая «радость» — новая строчка в платёжке за квартиру, посвящённая капремонту жилья. Хочешь ты того или нет, а с 1 января придётся платить. Губернатор Валерий Радаев подписал постановление об установлении минимального размера такого ежемесячного взноса. На сайте облправительства говорится, что больше всех будут платить жители Саратова (по 6,33 руб. за квадратный метр) и Балакова (6,22). Относительно щадящий режим выбран для жителей Краснопартизанского (2,41) и Базарнокарабулакского (2,84) районов.
Приблизительную картину того, как Саратов будет справляться со снежной зимой, обрисовал глава города Олег Грищенко во время проверки готовности дорожных служб муниципалитета к работе в зимний период. Обходя дозором владения предприятий, занимающихся уборкой областного центра, Олег Васильевич отметил, что в текущем году, несмотря на ограниченность финансирования, удалось закупить 14 единиц новой техники. Саратов такой техникой обеспечен лишь на 50% от потребности, но, по мнению Грищенко, городским службам удавалось неплохо справляться с очисткой улиц от снега. Грядущей зимой будет примерно то же. Но с более активным использованием химических реагентов. По крайней мере, список улиц, где будут использовать реагенты, собираются расширить.
Деньги каждый зарабатывает, как умеет. Один работает, другой его мониторит и контролирует. На прошлой неделе саратовские полицейские накрыли подпольный детский садик, который действовал на частной квартире. Раскрытие преступления против детства распиарили. Чиновники выступили с осуждением, общественники — с негодованием. Но выяснилось, что частные детские сады — явление не современное. На круглом столе в регпарламенте, где обсуждались проблемы социального предпринимательства, министр образования области Марина Епифанова сообщила, что подпольные садики и ясли были и в советское время. Есть они и сегодня. Только в Саратове таковых насчитывается не менее полусотни. Это, надо думать, ответ малого бизнеса на нехватку мест в государственных детских садах. Хотя присутствовавшие на мероприятии чиновники, депутаты и общественники признали, что бизнес этот не из самых доходных.
Вообще в областной думе на прошедшей неделе было обсуждено очень много действительно важных для жителей губернии вопросов. На рабочей группе комитета по ЖКХ, например, говорили о проблеме вывоза твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Выяснилось, что муниципалитет не может побудить граждан убирать за собой. Мусора в городе в четыре раза больше, чем заключено договоров у горадминистрации. Возник правовой вакуум, о чём заявила глава комитета государственного регулирования тарифов области Лариса Новикова. Было сказано, что управляющие компании сами определяют, какой объём мусора необходимо вывозить. То, что в этот объём не входит, валяется где попало. Частники и вовсе не забивают себе голову вывозом ТБО. А потом жалуются на то, что в городе грязно.
Апофеозом депутатской активности можно назвать поддержку ими федерального законопроекта, возвращающего в избирательные бюллетени графу «Против всех». Кроме того, предполагается введение обязательного порога явки избирателей в размере 25%. Впрочем, надо полагать, введение графы «Против всех» явку как раз и повысит.
Проголосовали облдепы в первом и втором чтении и за проект закона «О бюджете Саратовской области на 2014-й и плановый период 2015 и 2016 гг.». Доходы предусмотрены в 2014 г. в размере 77,66 млрд руб., в 2015-м — 80,56 млрд, в 2016-м — 87,25 млрд руб. Объём расходов определён в сумме 84,91, 84,89 и 90,16 млрд руб. соответственно. И вот теперь надо с этим как-то жить. Реально, а не виртуально.
Василий Кубриков