Всё-таки поняли в правительстве Саратовской области, что транспортный коллапс вкупе с натуральным грабежом — это чересчур. Для 2014 г. вполне достаточно ремонта автодорожного моста через Волгу, потому губернатор Валерий Радаев выступил с инициативой о переносе отмены льготных проездных на 1 января 2015 г.
Формально обставили так. К главе региона прибыли руководители ветеранских организаций Таисия Якименко и Владимир Агапов. В совещании участвовали также председатель облдумы Владимир Капкаев, транспортный зампред правительства области Василий Разделкин и министр социального развития Лариса Колязина. Та самая Колязина, которая ещё месяц назад утверждала, что сельским старикам льготные проездные на проезд в общественном транспорте без надобности, а городские ездят не часто.
Присутствующим напомнили, что решение о монетизации было принято в феврале этого года. Соответствующие изменения внесены в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области». Радаев заметил: поправки принимались с тем, чтобы упорядочить отношения с перевозчиками в части бюджетных средств на возмещение льготных перевозок и для выравнивания положения городских и сельских жителей. Изменения должны были коснуться порядка 400 тыс. граждан, имеющих статус региональных льготников.
Ожидалось, что закон вступит в силу с 1 июня, но в обществе поднялась волна протеста, потому как при формальном добавлении различным категориям граждан ста рублей наши ветераны труда обрекались на существенное увеличение расходов на проезд. Якименко и Агапов подчеркнули, что в ходе их встреч с льготниками были высказаны пожелания сохранить прежний порядок предоставления социальных проездных билетов на дачный период. Теперь и Колязина говорит, что новшество вызвало неоднозначную реакцию. Не сомневаюсь, пройдёт ещё два месяца и чиновница признает, что мнение было однозначным, а облекалось преимущественно в нецензурную форму.
И вот Радаев пошёл на попятную. Надо отдать должное губернатору, не стал Валерий Васильевич настаивать на очевидной несправедливости.
— Мы не преследуем цель сэкономить на ветеранах, — подчеркнул Валерий Радаев. — Мы никогда не совершим шагов, которые заведомо ухудшат положение льготных категорий граждан. Считаю возможным, опираясь на мнение большинства, перенести срок вступления документа в действие. Оставшееся время необходимо максимально продуктивно использовать для определения дальнейших действий. Уверен, что в конечном итоге будет принято компромиссное решение. Я готов внести законопроект о переносе срока начала действия нововведений на 1 января 2015 г. на ближайшее заседание областной думы.
Поддержал губернатора и спикер облдумы Владимир Капкаев:
— С одной стороны, мы имеем непрозрачные отношения с перевозчиками и в то же время наблюдаем несправедливый подход в предоставлении мер социальной поддержки. «Замораживать» решение вопроса надолго нельзя, но и допустить ухудшения положения льготников мы также не можем. Необходимо поддержать озвученное предложение, взять паузу на период дачных переездов и продолжать искать решение.
В общем, с одной стороны, признали наши чиновники и депутаты, что затея с монетизацией выдала их с головой, а именно стремление в очередной раз запустить руку в карман сограждан. А с другой — отказываться от этой идеи они не хотят.
Валерий Радаев и сам признаёт:
— Для нас очевидно, что значительной экономии бюджетных средств мы не получим, да это и не было целью, поэтому считаю возможным, опираясь на мнение ветеранов, перенести срок вступления закона в действие.
Но если экономии почти нет, зачем вообще что-то менять? Теперь они продолжат искать решение вопроса. Хотя депутаты Саратовской гордумы от КПРФ давно предлагают дать ветеранам право выбора. Если кто-то считает, что сто рублей ему нужнее, пусть их и забирает. А остальным оставить льготные проездные. Вот тогда и посмотрим, сколько народу поддержит реформу. Тогда и станет известна цена исследованиям, которые проводило ведомство Ларисы Колязиной.
Тем временем всё ближе «час икс», а именно 15 апреля, когда Саратов превратится в одну большую пробку. Закрытие моста через Волгу на капитальный ремонт — мера вынужденная, но от этого саратовцам и жителям Энгельса не легче. До ноября им придётся ездить в объезд, по мосту у села Пристанное. Сегодня очевидно, что тяжко будет всем. В понедельник Валерий Радаев провёл совещание и на эту тему.
Неделя осталась до начала ремонта, а здравые предложения только-только стали появляться. Почему нельзя было обсудить тему сооружения понтонной переправы ещё зимой? Почему лишь теперь заговорили о пароме, который мог бы перевозить автомобили и для которого надо отремонтировать причальную стенку? Что это за нелепость — сообщать о двух «омиках», которые могут перевозить пассажиров по сто рублей в один конец? Почему этих «омиков» («казанок», «гулянок») не сотни? Довести до последней черты и только потом начать думать, что делать! Как это по-нашему, по-саратовски!
Вдруг вспомнили, что в Энгельсе проживает немало студентов, коим каждый день нужно в Саратов на занятия. Как они будут добираться? Может, для них отдельные группы сколотить и занятия начинать не ранее 11.00, задался вопросом председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо.
Облдеп Леонид Писной обеспокоен тем, что будут блатные. Или, как выразился депутат, счастливчики. Губернатор Радаев заверил, что следить за этим будут строго. По мосту разрешат передвигаться только автобусам, спецтехнике и экстренным службам. Из чего присутствующие сделали вывод, что чиновники, депутаты и бизнесмены будут ездить по ремонтирующемуся мосту на машинах МЧС. Или на «скорой помощи».
Ландо напомнил о грядущей Пасхе, попросил отсрочить закрытие моста хотя бы на недельку. Ведь многие жители Энгельса захотят посетить могилы, расположенные на саратовских кладбищах. Валерий Радаев отреагировал сердито. Не надо нам таких трендов. Неделя в апреле — это три недели в ноябре. И то верно. Сейчас перенеси начало ремонта в связи с пасхальными мероприятиями, а там и майские праздники подоспеют. И ремонт придётся отсрочить, идя навстречу пожеланиям ветеранов?
Вообще члены правительства области с оптимизмом смотрят в будущее. По их мнению, пристанский мост справится с возросшей на него нагрузкой, количество автобусов и электричек будет увеличено, а если автолюбители в порядке дисциплины пересядут на общественный транспорт, то и заторов больших не ожидается. Гаишники слушают слуг народных с грустью. По информации начальника УГИБДД области Павла Рогова, 80% личного состава будет постоянно находиться на улицах и с помощью полосатых палочек помогать двигающимся в обе стороны потокам. И всё равно ожидаются большие проблемы.
Впрочем, что теперь об этом говорить. Состояние моста таково, что ремонт нужно делать не откладывая, поскольку дальнейшая эксплуатация переправы сопряжена с серьёзным риском. А вот после ремонта мост можно будет использовать ещё лет двадцать. На днях прошли успешные испытания аппарелей, по которым будут двигаться автобусы.
До закрытия моста саратовцы успеют отметить День космонавтики. Снова будут вспоминать, что именно в Саратове первый космонавт Юрий Гагарин учился в индустриальном техникуме, совершил прыжок с парашютом и встал на крыло. Снова поедут на место приземления Гагарина, где возложат цветы и посмотрят концерт. На торжества приглашён однокурсник Гагарина, член Российской академии космонавтики Виктор Порохня.
Поскольку Юрию Алексеевичу в этом году стукнуло бы восемьдесят, на месте его приземления посадят 80 деревьев. 11 и 12 апреля здесь же саратовские радиолюбители смогут с помощью специальных позывных выйти на связь с любой точкой страны и мира.
12 апреля на Театральной площади в Саратове состоится мотор-шоу «Поехали!», которое организует Всероссийское общество автомобилистов. Для тех, кто не сможет в эти дни оказаться в эпицентре праздничных событий, организуют трансляцию на больших уличных экранах. Юбилейные торжества продлятся и после Дня космонавтики. На протяжении двух месяцев в регионе будут проводиться тематические выставки и демонстрироваться фильмы о Гагарине и покорении космоса.
Василий Кубриков