Почти весь ноябрь предпринимательское сообщество ужасалось новым поправкам в Налоговый кодекс, однако эти поправки тем не менее трансформировались в торговые сборы. В минувшую пятницу соответствующий законопроект был принят депутатским большинством (сами знаете каким) в Госдуме в третьем чтении. Разница в том, что вместо 22 видов деятельности эти сборы теперь затронут лишь торговую сферу. А значит, всех нас, кто идёт за покупкой в магазин.
Отныне «торговые сборы» как термин узаконены в Налоговом кодексе. Напомним, первым, кто озвучил поправки в Налоговый кодекс, стал глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей МАКАРОВ. По его предложениям муниципалитеты должны были получить право вводить дополнительные сборы с предпринимателей. Планировалось, что владельцы прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов, а также те, кто занимается транспортными перевозками, начиная с 2015 г. один раз в квартал будут платить от 6 до 600 тыс. руб. А местные власти по закону смогут изменять ставку: уменьшать вплоть до нуля или увеличивать в 10 раз.
Бизнес-сообщество тут же возмутилось, а эксперты назвали эти законодательные инициативы сущим бредом. ТПП Саратовской области письменно обратилась к спикеру Госдумы Сергею НАРЫШКИНУ: «Введение новых ежеквартальных сборов вызовет падение предпринимательской активности в лучшем случае. В худшем, как это уже случилось с ИП при увеличении страховых взносов, приведёт к массовому закрытию малых и микропредприятий, являющихся основным источником налоговых поступлений в муниципальные бюджеты».
Обсуждение превратилось в этакие сводки с экономического фронта. Андрей Макаров стал заверять общественность, дескать, сборы коснутся только трёх городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
15 ноября на совещании у премьер-министра страны Дмитрия МЕДВЕДЕВА было решено вводить сборы по отдельным видам бизнеса не с января 2015 г., а с 1 июля. В этот же день появилась информация в СМИ о том, что вопрос вообще снят с повестки дня в Госдуме. Но надо знать настойчивость тех, кто лоббировал законопроект…
Через пару дней комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил «мягкую» версию поправок в Налоговый кодекс, устанавливающих сборы с малого и среднего бизнеса. Теперь предлагалось ввести сборы только для торговой сферы в тех же самых трёх городах страны. При этом муниципалитетам давали право вводить ставки, в том числе дифференцированные, а также льготы по уплате сбора — вплоть до нулевой ставки.
Всё это время Андрей Макаров до хрипоты доказывал, что изменения в законодательную базу вносятся не для того, чтобы задушить малый бизнес, но вывести из тени тех, кто не платит налоги. Эксперты, в свою очередь, не понимали, какая связь между поправками и легальным или нелегальным сектором торговой сферы, транспорта или услугами?
— Не приведёт ли это к обратному эффекту: к тому, что малый бизнес, наоборот, уйдёт в тень? — такой вопрос я задал в ходе полемики о сборах председателю гильдии организаций мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области Михаилу ЯКУШЕВУ.
— Никто никуда не уйдёт, — ответил Михаил Николаевич. — Он просто вообще перестанет существовать при таких сборах. Торговать семечками на улице — это одно, а если у вас продовольственный магазин? Тут уже никак в тень не уйдёшь. Предпринимателю проще закрыть торговую точку, и всё. То, что предлагается, наверное, в большей мере направлено на тех, кто сдаёт в аренду площади в крупных торговых центрах и минимизирует свою расходную часть по налоговой составляющей. Конечно, эти бизнесмены будут стонать от таких налоговых ставок, от повышения арендной платы и всего остального. Однако в подобных условиях заниматься бизнесом смысла нет. Проще на обычную работу устроиться, как наёмное лицо.
Заметим, что никто так и не понял, кто же реально лоббировал эти поправки в Налоговый кодекс. И почему депутат Андрей Макаров с таким завидным упорством их продвигал? К примеру, в Администрации Президента России, по сути, от этих инициатив не только открестились, первый заместитель главы кремлёвской администрации Вячеслав ВОЛОДИН поддержал бизнес-сообщество.
— Интрига состоит в том, что предложения о введении сборов не прошли должного обсуждения, фактически минуя законный способ принятия изменений в Налоговый кодекс, — рассказал депутат Госдумы от фракции ЛДПР Антон ИЩЕНКО, член комитета по бюджету и налогам, представляющий Саратовскую область в российском парламенте. — Данные поправки затрагивают прежде всего интересы субъектов Российской Федерации. Они должны были быть оформлены отдельным законопроектом, а его текст разослан в регионы для дальнейшего обсуждения. Наконец, обязаны пройти обсуждения положений проекта закона на профильном комитете в Госдуме, чтобы депутаты хотя бы имели возможность предварительно обсудить концепцию предлагаемых поправок, сделать какие-то замечания. А потом уже принимать законопроект с учётом всех замечаний во втором чтении.
Депутат пояснил, что всё это вычеркнуто из законотворческого процесса, а поправки начали буквально продавливать в течение нескольких дней. Была совершена попытка видимости обсуждения на площадке Общественной палаты, где прозвучал резонный вопрос: «А всё-таки что же мы обсуждаем, какие именно поправки, кто именно их видел?» И выяснилось, что видели их единицы.
— Получается, вносить серьёзные поправки при втором чтении практически невозможно?
— Разумеется. Более того, становится порочной практикой, — сказал Антон Ищенко. — Замечу, что это не первая попытка в обход норм действующего законодательства усилить налоговый прессинг на граждан. Недавно был принят закон, который предусматривает изменение порядка налогообложения на имущество физических лиц. И этот документ тоже появился во втором чтении, непонятно откуда взявшись. И тогда всё прошло без публичного обсуждения, в том числе и среди депутатского корпуса.
Самое время объяснить, в чём хитрость принятых поправок в закон.
По мнению авторов законодательной инициативы, введение торгового сбора не приведёт к увеличению налоговой нагрузки для бизнеса. Так ли это?
Малый бизнес чаще всего ведёт бухучёт по упрощённой системе налогообложения, когда предприниматель перечисляет в бюджет либо 6% от дохода, либо 15% от разницы между доходом и расходом, а страховые взносы имеют право вычесть из сумм налога либо налоговой базы. Вроде бы выгодно всем. Правда, не местным бюджетам, так как часть налогов при этом выпадает. Но дело в том, что торговый сбор привязан к торговой площади, а не к прибыли предпринимателя. И если торговая площадь значительно больше 50 кв. метров, то данный сбор может в разы превышать величину налогов по упрощённой схеме. А главная проблема в том, что предприниматели будут вынуждены платить торговый сбор даже при снижении продаж и отсутствии прибыли!
Кстати, 18 ноября постоянная комиссия по бюджетно-финансовым вопросам Саратовской городской думы рассматривала среди прочего проект решения о внесении изменений в решение гордумы от 11.11.2005 г. «Об установлении видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вменённый доход, значений корректирующих коэффициентов К2, зон осуществления предпринимательской деятельности». Новый документ предусматривает изменения значений коэффициента К2 для многих видов деятельности по малому бизнесу, в том числе по услугам бань, парикмахерских и т.д. Повышение копеечное, если сравнивать с торговыми сборами. Но среди депутатов звучали голоса сомнений, а надо ли сегодня принимать такие решения в условиях непростой экономической ситуации в стране? Говорили и о готовящихся поправках в Налоговый кодекс. Но, что самое важное, некоторые гордепы напомнили о том, что проект не прошёл широкого обсуждения в предпринимательских кругах. Получается, история повторяется, только теперь уже на местном уровне?
Безусловно, последний раз коэффициенты устанавливались девять лет назад. Много с тех пор воды утекло, и давным-давно изменились цены. Проблема только в том, что власти как на федеральном уровне, так и в регионах почему-то не учитывают настроения в бизнес-сообществе. В нынешних условиях можно поднять вполне щадящий налог на вменённый доход на одну копейку, а получить подорожание услуг в Саратове на рубль. Между тем городской бюджет в случае принятия данного решения получит в 2015 г. 6,1 млн руб., а в 2016-м 8,3 млн. Конечно, и такие скромные деньги на дороге не валяются. Но вот эксперты подсчитали, что в Москве в связи с введением торговых сборов столичная казна пополнится примерно на 3 млрд руб. Между тем бюджет Москвы — это 1 трлн руб. Для сравнения: предстоящее строительство и ремонт 76 км участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) будет стоить более 42 млрд руб. Ну а много ли можно сделать в Саратове на 6-8 млн в городском масштабе? Это скорее похоже не на эффективное пополнение бюджета, а на пополнение негативных эмоций в умах бизнес-сообщества.
И вряд ли стоит думать, будто торговые сборы обойдут стороной нашу губернию. По словам депутата Госдумы Антона Ищенко, накануне принятия поправок в Налоговый кодекс на заседании думского комитета по бюджету и налогам его председатель Андрей Макаров сказал, что в регионах власти жаждут видеть текст закона у себя для того, чтобы повысить собираемость налогов.
Что ж, скоро местные власти смогут внимательно проанализировать принятые поправки. Предприниматели, впрочем, тоже. Вот только будут ли они в будущем заниматься бизнесом или воспользуются любыми возможностями ухода от налогов? К примеру, предпочтут выездную торговлю, начнут торговать на рынках. Ведь был же у нас в лихие 90-е «рынок эпохи базара». С гигантским наличным оборотом, с рэкетом, со всеми теми проблемами, о которых мы забыли.
Сергей Щербаков