Листать подшивку газеты за уходящий год — занятие полезное и духоподъёмное. Вот ведь, в каком-нибудь феврале что-то казалось ужасным, а на фоне сегодняшних реалий оно вроде и ничего. И общее впечатление от прожитого меняется. Нормальный год, оказывается, был! Вспомним же его поквартально.
Самый короткий месяц не февраль, а январь, потому что начинается сразу с середины. А ещё в январе холодно, потому именно на этот месяц пришёлся пик скандала вокруг так называемых таунхаусов неподалёку от посёлка Юбилейный в Саратове. Вспомнили эту историю? Жильцов тогда выгнали на улицу, имущество описали и говорили, что снос незаконно построенного дома может начаться в любой день. Но, к слову, не начался до сих пор.
А кто-то ещё ругает наше правосудие. Да кабы всё по закону делалось, так столько уже дров нарубили, столько домов посносили! У нас не так. Есть решение суда, но надо ещё посмотреть, подумать, всё взвесить…
В январе уже искали Алексея Прокопенко. 500 млн ему клеили, уволок, мол, и сам скрылся в неведомом направлении. Потом сбавили сумму претензий до 90 млн, а Алексей Львович по-прежнему не объявляется. Может, он не из-за денег? Может, от жены прячется?
В феврале в Саратове выпал розовый снег. Главный саратовский синоптик Михаил Болтухин сказал тогда, что снег подкрасил песок из Сахары. Теперь это выглядит как мрачное пророчество.
Тогда же состоялась отставка зампреда областного правительства Павла Большеданова. С ума сойти — правда? Ну что был такой зампред, что был такой Большеданов? Он и сейчас где-то есть, но вот вам показатель работы нашей власти. Трудится чиновник, вкалывает до седьмого пота, будучи незаменимым членом команды, а потом уходит и… как будто так и надо. Большедановым больше, Большедановым меньше — ничего не меняется. Всё так же уверенно идёт наш административный корабль к успехам, что скрываются за горизонтом.
Ровно с февраля, когда губернатор Валерий Радаев стал главой попечительского совета Русского географического общества, ведут свой отсчёт потуги состарить Саратов хотя бы годков до 750. Такое пожелание высказал глава региона местным учёным, благо есть у областного центра под боком Укек. Теперь надо доказать, что Укек если не сердце, то хотя бы селезёнка будущего Саратова, его предтеча и прообраз.
Археологи с воодушевлением взялись за лопаты и стали копать активнее, проводя параллели между древним городом и Саратовом. Вот, мол, в Укеке и водопровод был. Впрочем, к концу года запал стал сходить на нет. Нечем заполнить полтораста лет, когда Укек уже перестал существовать, а Саратов ещё не заложили.
В марте все писали про чупакабру, которую видели в селе Белгаза Аткарского района. Я выезжал на место, встречался с таксистом Виктором, наблюдавшим зверюгу. Ну да, говорит, было дело. Вёз односельчанку из соседней Кочетовки, а тут параллельным курсом оно и начало прыгать. Дорогу пересекло и к соседу-фермеру махнуло.
Про Виктора говорят, что непьющий. Опять же за рулём был. На вопрос, а может, это собака была или тушканчик, улыбнулся и посмотрел на меня как на душевнобольного. Так что, бог его знает, кто там перемещался большими скачками с острой мордочкой и длинным хвостом.
В апреле случилось массовое убийство в Балашове. События развивались как в фильме ужасов, когда одно преступление тут же перерастает в другое, ещё более страшное.
38-летний прапорщик Александр Макаров продулся в карты. Проиграл полтора миллиона. Тогда и был подписан приговор для четырёх балашовцев. Прапорщик ради выкупа решил взять в заложники 13-летнюю соседскую девочку. Сложно сказать, где он собирался её держать. Этого мы никогда уже не узнаем, потому что девочка подняла крик. Тогда военный схватил гантелю и нанёс несколько ударов, после чего принялся душить ребёнка. Как лишние свидетели погибли соседи по лестничной клетке — 47-летняя женщина и её 17-летний сын. Вывезти труп девочки злодей попросил 64-летнего таксиста, которого тоже впоследствии убил. С тех пор прапорщик сидит в СИЗО, а суд несколько раз продлевал срок содержания его под арестом.
Серьёзный резонанс с последствиями вызвало судебное решение Арбитражного суда Поволжского округа относительно земельного участка, расположенного в Саратове на так называемой Аллее роз. Торговцам предписывалось освободить занимаемую землю. И в течение нескольких недель то, что казалось невозможным, случилось. Предпринимателям даже позволили распродать остатки товара, однако с мая рядов с трусами, наволочками и рыбными консервами не стало.
Но в Саратове всегда так: в одном месте наведут порядок — потянет чем-то противным из другого. Несколько месяцев власти разбирались с тем, что смердит в Ленинском районе. Запах кислой капусты изводил здешних жителей. Чиновники называли ситуацию вопиющей и старались через Ленинский район не ездить.
Выяснилось тогда, что ООО «Экорос» незаконно разместило на своей территории сотни тонн отходов Сызранского НПЗ. Над зловонной лужей возвели саркофаг, но он как-то не очень помог. «Экологический терроризм» завершился для ООО штрафом в 400 тыс. руб. Вспомнить, сколько было проведено совещаний на эту тему с участием губернатора, главы города, так можно сказать — дёшево отделались предприниматели.
В июне вышел на свободу экс-депутат и экс-чиновник Василий Синичкин. В марте он был-таки осуждён на два года колонии общего режима по статье о злоупотреблении должностными полномочиями. А потом написал заявление с просьбой об амнистии. Журналистам Синичкин пообещал политикой более не заниматься.
Удивительное дело — в начале лета трое жителей Балашовского района заболели сибирской язвой. Бычка забивали для собственных нужд, от него и заразились. Мужиков вылечили, а тушу сожгли. Как бычок подцепил заразу, так и не выяснили. Может, съел чего?
Настоящее кораблекрушение случилось в июле в районе села Алексеевка Хвалынского района. Яхта, на которой дети и взрослые сплавлялись по Волге, перевернулась. Судно попало в натуральный шторм. Поднялся сильный ветер, и случилась бы беда, кабы не наш супергерой. Только тем парнем оказался не персонаж из комиксов Marvel, а простой российский полицейский Дмитрий Борзов, прибывший на помощь на гидроцикле. Всех спас. Всех доставил на берег. Задержались путешественники на пару дней, а потом продолжили сплав.
Можно искать приключений ради экзотики, а можно дома сидеть, и всё равно на неё нарваться. 54-летний житель Фёдоровского района был укушен сильно ядовитым пауком каракуртом и провёл два дня в реанимации. Можно сказать, что отделался лёгким испугом. Вообще каракурты в наших краях не водятся. Хотя теперь, наверное, нужно писать — не водились.
А вот зампреда областного правительства Александра Соловьёва пребольно ужалило решение Президиума Высшей аттестационной комиссии о признании его научного труда плагиатом. Диссертация саратовского чиновника «Стратегия развития предприятий мясной промышленности на основе формирования устойчивых конкурентных преимуществ», по признанию экспертов, на 40% заимствована из других работ. Сам Соловьёв, надо отдать ему должное, удар судьбы перенёс стоически. Сказал, что те знания, которые у него есть, всё равно останутся при нём. Правда, проверь теперь, есть они, эти знания, или нет.
Летом же Саратовская область включилась в борьбу с едой. Санкционную продукцию об эту пору разрешили сжигать в печи и давить бульдозерами. Так никто и не объяснил, как в наш регион попадают запрещённые польские яблоки и английские нектарины, но давить и жечь их стали прилюдно и нещадно. Для пущей убедительности сказали, что эти продукты сплошь некачественные. Это чтоб не жалко было. Впрочем, увлечение это быстро прошло. То ли давить нечего стало, то ли наскучило. Нафоткались все, кому нужно было, на фоне бульдозеров, и хорош.
А ещё в третьем квартале близ театра оперы и балета открыли памятник любимому актёру Олегу Табакову. Многие отметили, что скульптурная композиция получилась интеллигентной. Её автор Андрей Щербаков изобразил правдолюбивого подростка Олега Савина из «Шумного дня», которого играет молодой Табаков, и кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Обе достопримечательности стали объектами фотосессий, а Матроскин — так и котосессий.
Кто-то назовёт главным событием четвёртого квартала рокировку, случившуюся с Александром Бурениным и Валерием Сараевым. Но вообще уже по прошествии пары недель стало казаться, что так всегда и было. Ну что Сараев работает главой администрации Саратова, а Буренин — зампредом облправительства. А то, что Валерию Николаевичу предстоит пройти утверждение особой комиссии, иначе как недоразумением не назовёшь.
Новый уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области Татьяна Загородняя решила победить мультяшных монстров, изображения коих помещают на обложках школьных тетрадок. Вот, мол, в чём корень зла всех наших бед. Загородней (бывш. Онищук) простительны такие заявления. Первый год всё-таки в должности. Юлия Ерофеева, помнится, тоже поначалу активность проявляла.
2015 г. глава региона Валерий Радаев. Вычеркнул он из бюджета следующего года 20 млн руб., которые были предусмотрены на информационное освещение деятельности местной власти в СМИ, а попросту говоря — на пиар. И прославился Радаев на всю страну, а его портрет даже в телевизор попал в программу Ивана Урганта. Действительно, хватит уже пиаром заниматься. Работать надо.
Весь год областная власть мечтала поднять легендарный ледокол «Саратовский» со дна Волги, а потом сказала, что до весны этого сделать не удастся. И вообще — стоимость работ будет гораздо более высокой, нежели представлялось ранее. Да и неизвестно ещё, что там осталось от корабля. Ведь какие-то люди уже шуровали по дну на предмет сдачи чего-нибудь металлического в пункт приёма цветных металлов. Прозвучала даже идея, что поднимать ледокол не нужно, можно прямо туда водить экскурсии — на дно.
Наконец, самым весёлым, несмотря на довольно серьёзное ДТП, выдалось событие, случившееся близ села Малое Перекопное Балаковского района. Мечты сбываются! Лопнуло у проезжавшей фуры колесо, машина загорелась, водитель пустился в бега, а местные жители принялись самоотверженно спасать товар. Дело в том, что большегруз был полон водки неизвестного происхождения. Надо было видеть счастливые лица россиян, которые мешками грузили в багажники своих авто алкогольную продукцию. И на их улицу пришёл большой праздник. На его фоне и Новый год померк.
Автор: Василий Кубриков