Главная / Издания / Кому сыграет на руку возможность откупаться за оставление места ДТП?

Кому сыграет на руку возможность откупаться за оставление места ДТП?

Кому сыграет на руку возможность откупаться за оставление места ДТП?
29 ноября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

Многие российские автомобилисты сочли инициативу по смягчению ответственности за оставление места ДТП очередной законодательной поблажкой для власть имущих, которые зачастую не брезгуют проделывать подобные фокусы даже под угрозой лишения прав на полтора года или ареста на 15 суток. Напомним, что депутаты от фракции ЛДПР предложили внести дополнения в список возможных наказаний за подобный проступок - штраф в пять тысяч рублей. Логика рядовых граждан понятна, ведь принимать решение о виде наказания с учетом всех обстоятельств дела будет суд - те же власть имущие, которые могут позволить себе швыряться "пятерками" направо и налево.

Авторы уже внесенного в Госдуму на рассмотрение законопроекта уверяют, что за оставление места аварии ответственность часто несут невиновные водители. К примеру, широко распространены случаи, когда после самостоятельного оформления ДТП с участием аварийного комиссара один из его участников остается на месте и вызывает ГИБДД специально для того, чтобы инспекция наказала второго, который якобы сбежал. Помимо этого, под санкции части 2 статьи 12.27 КоАП РФ формально попадает водитель, ставший единственным участником аварии и не причинивший своими действиями никакого вреда другим участникам дорожного движения.

SaratovNews решил проанализировать плюсы и минусы обозначенной инициативы вместе с председателем московского областного отделения "Комитета по защите прав автомобилистов", основателем «Общества синих ведерок» Алексеем Дозоровым:

- В целом мне данная инициатива кажется весьма разумной, и не стоит усматривать в ней лоббирование интересов определенного контингента. Если на то пошло, этот контингент в подобных случаях и так почти всегда отделывается легким испугом - то производство по делу внезапно прекращается, то еще какая счастливая случайность случается, но виноватый остается и на свободе, и при правах.

Мне кажется, что в некоторых случаях человека лучше или вообще освобождать от ответственности, или ограничиваться более мягкими мерами наказания – тем же штрафом. Бывает же так, что происходит какой-то малозначительный дорожный инцидент – поцарапал, к примеру, человек чью-то машину в ходе движения по своей полосе или даже по встречке, или выезжая с парковки, да так, что даже и сам не заметил этого. Или возьмем недавний случай: пассажир выпал из автобуса на дорогу, а водитель, не заметив этого, тронулся и поехал. Пассажир в итоге заявил, что пострадал на дороге, то есть формально имело место ДТП, а водитель, таким образом, перешел в разряд скрывшихся с места происшествия.

Во всех описанных случаях водители считаются виновными и рискуют остаться без водительских прав, а уж выехавший на встречку так непременно останется. Но при этом и ущерб потерпевшим нанесен незначительный, и претензий потерпевшие к виновным иной раз не предъявляют, а наказание-то между тем следует. Или бывает так, что факт происшествия виновный заметил, но времени разбираться у него нет – он спешит, к примеру, в аэропорт, а владелец поцарапанной машины неизвестно где и когда придет. В таких случаях виновный зачастую просто оставляет под "дворником" записку со своими контактными данными, чтобы впоследствии возместить потерпевшему ущерб.

Мне кажется, что всех этих водителей не следует считать скрывшимися с места происшествия, поскольку они не знали о самом факте происшествия и/или не имели умысла скрыться от ответственности. Так что и вины за ними нет, потому что вина предполагает прежде всего злонамеренный умысел. В таких случаях, я считаю, дело должно прекращаться в связи с его малозначительностью – есть такая правовая формулировка. Или, опять же, наказание должно ограничиваться штрафом. И вообще, действия водителя тут уместнее трактовать не как сокрытие с места происшествия, а как неисполнение водительских обязанностей. Как, например, если бы он не выставил знак аварийной остановки - это вообще карается штрафом в полторы тысячи рублей, а не в пять тысяч.

Иначе у нас порой как получается: если потерпевшая сторона неадекватно воспринимает ситуацию, то против такого водителя возбуждается дело, и возникает питательная почва для злоупотреблений как со стороны потерпевшего, так и со стороны ГИБДД. Питает эту почву излишняя, на мой взгляд, жесткость законодательства. Ведь несоответствие вины и наказания видно, что называется, невооруженным глазом, и возникает соблазн этим воспользоваться. Мою мысль доказывает тот факт, что водители заметно успокоились, когда за выезд на встречку ввели штраф (при отсутствии рецидивов, то есть не более 1 раза за год). Действительно, человек видит адекватность наказания за такой проступок и скорее заплатит штраф, чем даст взятку.

Конечно, все эти мои рассуждения ни в коей мере не относятся к серьезным авариям, когда нанесен значительный материальный ущерб или имеются пострадавшие или жертвы. Тут, несомненно, водитель скрывается с места происшествия с определенным умыслом – скрыть свою вину, избежать ответственности за то, например, что находился за рулем в нетрезвом виде, и ни о каком снисхождении и речи идти не может.

Павел Плотников

Оставить комментарий