Главная / Издания / Отложная помощь: виноваты ли медленные «скорые» в несчастьях саратовцев?

Отложная помощь: виноваты ли медленные «скорые» в несчастьях саратовцев?

Отложная помощь: виноваты ли медленные «скорые» в несчастьях саратовцев?
19 апреля 2019

Павел Плотников

Saratovnews

Каждый десятый россиянин старше 15 лет, вызывавший в прошлом году скорую помощь, ждал ее более 40 минут. В соответствующем исследовании Росстата было опрошено 60 тысяч домохозяйств методом интервью с каждым из членов семьи. В Саратове же, судя по комментариям к данному исследованию в соцсетях, с медлительностью «скорых» сталкивается чуть ли не каждый первый нуждающийся житель, причем нередко врачей приходится дожидаться по несколько часов. SaratovNews попытался детально разобраться, насколько остро обозначенная проблема стоит в нашем городе.

Стоит отметить, что данные Росстата заметно расходятся с официальной статистикой минздрава, который, к слову, назвал сообщения о долгой езде бригад «субъективной оценкой граждан». Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что «в 2017 году показатель 20-минутного прибытия кареты медиков обеспечен почти в 89% случаев на всей территории страны».

Правила оказания скорой медицинской помощи регулируются приказом минздрава №388н. В нем, в частности, перечисляются поводы для вызова скорой медицинской помощи в «экстренной» и «неотложной» форме. Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской скорой помощи предполагает, что время прибытия бригад к пациенту не должно превышать 20 минут. Однако эта норма распространяется только на вызовы первой, «экстренной» формы.

Большинство российских экспертов отрасли называют одной из главных причин медлительности «скорых» устаревший автомобильный парк. Кроме того, на время приезда врачей очень сильно влияет плохое качество дорог (особенно – в регионах), «сдобренных» осадками, авариями и, соответственно, пробками. В подобных условиях «скорая» может просто не доехать до целевого пациента - по крайней мере, до живого (страшно даже представить, что творилось в Саратове прошедшей зимой).

Один из важнейших факторов - кадровая укомплектованность. По данным некоторых российских специалистов, в регионах бригады скорой укомплектованы лишь на 50-60%. Количество же подстанций скорой помощи при этом постоянно уменьшается: если в 2011 году в стране было 2940 подстанций, то год назад их оставалось всего 2460. Плюс к этому, наблюдается регулярный отток молодых врачей, которые буквально мечтают покинуть данную специальность из-за низких зарплат и тяжелых эмоциональных нагрузок…

Чтобы не быть голословными, SaratovNews решили обсудить проблему с медицинским журналистом, работником здравоохранения, сотрудником Саратовской областной больницы Викторией Федоровой:

- Ситуация с автопарком «скорой» совсем не однозначная. У службы есть и новые «мерседесы», и старые «буханки», но их техническое состояние на собственно скорости «скорой» сказывается редко: с «мигалкой» и при том, что «скорую» пропускают другие автомобили, до места доедут и те, и другие настолько быстро, насколько это позволяют наши дороги. А дорожную ситуацию никак нельзя снимать со счетов – она может поломать любые планы, в том числе и планы «скорой».

Вы вспомните только нынешнюю зиму в Саратове – она оказалась для «скорой» исключительно тяжелой. Было очень много случаев падения людей с крыш в процессе их очистки от снега, травм от схода с крыш снега и льда, сердечных приступов у граждан, перетрудившихся на уборке снега. То есть вызовов было много, а бригад-то – столько же.

Бывают даже такие случаи: моя мама - работник «скорой» - рассказывала, как несколько лет назад машина по вызову смогла проехать через город, но не могла взобраться на заснеженную гору на Соколовой улице. И бригада топала вверх на своих двоих, со всеми своими реанимационными чемоданчиками. А оттуда человека еще надо было спустить, и опять на своих двоих, только уже руках. В итоге, пациента пришлось спускать с горы на куске клеенки, как на салазках, потому что использовать носилки было не только неудобно, но и попросту опасно. Того человека, кстати, спасли, и его родственники при встрече маму еще и горячо благодарили.

Тут есть еще и такой нюанс: в современном «обществе потребления» у людей сформировались завышенные ожидания относительно всего, в том числе и относительно медицины. И когда эти ожидания не оправдываются, люди склонны предъявлять жесткие претензии к тем, кто «под рукой» - к врачам. А врачи, между прочим, выкладываются по максимуму, и это при том, что врачей, и вообще персонала, на «скорой» на так-то много, и это – основная проблема службы. Если имеется 15 автомобилей и при этом всего 5 бригад, это значит, что по вызовам будут ездить только 5 машин, а остальные – стоять в гараже. К тому же скорая помощь – очень специфический вид медпомощи. Тут не получается отводить по 15 минут на пациента. Бригаде приходится на месте решать, нужно ли пациента госпитализировать и куда, потом транспортировать в больницу, которая, кстати, может и не принять его, а перенаправить еще куда-то, и везет пациента опять «скорая». Порой по 2-3 часа приходится разъезжать по городу.

И еще: никто почему-то не принимает во внимание, с какой скоростью разрастается город, сколько новых микрорайонов появилось в Заводском, Ленинском и других районах. А новых подстанций что-то не наблюдается - хорошо еще, что конкретно у нас их число не сокращается. К примеру, в Юбилейном появилась подстанция – сколько было энтузиазма. А на деле просто подстанция Волжского района какое-то количество «своих» бригад «кидает» по каким-то дням на Юбилейный. А микрорайону нужна своя подстанция – с постоянным помещением, диспетчером и так далее, но процесс этот довольно сложный, связанный с многоступенчатыми расчетами, бюрократическими процедурами и, конечно, с дополнительным финансированием.

Как я уже говорила, самая серьезная проблема на «скорой» - дефицит кадров. Причем тут тоже есть свои нюансы, затрудняющие ситуацию. Работа на «скорой» очень тяжелая и даже опасная. Ты все время в дороге, которая, что называется, «полна неожиданностей». Ты никогда точно не знаешь, что и кто ждет тебя на вызове – а там может быть и пьяный хулиган, и наркоман в поисках дозы, и преступник. В общем, выпускники медвузов в «скорую» в очередь не стоят, тем более что никаких особых материальных выгод эта работа не обещает. Не рассматривать же всерьез как выгоду четырехпроцентную доплату – это же слезы горькие. Для хоть какого-то стимулирования размер доплаты должен составлять как минимум 25%.

Конечно, проблему пытаются решать, и в отношении младшего медперсонала это удается сделать. Младший медперсонал бригад – медбратья, санитары, фельдшеры – комплектуются за счет студентов-медиков, которые зарабатывают на «скорой» свои учебные баллы. Так что хотя бы проблема тяжелых работ, например, транспортировки пациентов, отчасти решается. Но это, во-первых, не значит, что по окончании вуза эти студенты останутся работать на «скорой», и, во-вторых, младший медперсонал не может ездить по вызову без специалистов, а специалистов как раз больше не становится.

В идеале бригады «скорой» должны быть специализированными – травматологическими, психиатрическими, кардиологическими, детскими и так далее, и всех должно быть в достаточном количестве. Но что толку тосковать по идеалу? На деле общие терапевтические бригады обслуживают все вызовы, количество которых все растет, поскольку растет население города. Пока по нормативам у нас не наблюдается недостатка в скорой медицинской помощи, но это потому, что эти нормативы давно никто не пересматривал с учетом изменившихся городских реалий. Такой пересмотр, конечно, вопрос не одного дня, а пока работа на «скорой» у медработников считается непрестижной и успехом не пользуется, из чего и проистекает большинство проблем этой службы. Да и пациенты вносят свою неприятную лепту. Мне кажется, граждане должны пересмотреть свое отношение к медицине вообще и к службе скорой помощи в частности: это не медицинские услуги, а именно что медицинская помощь!

Павел Плотников

Метки: новости Саратовской области, скорая помощь в Саратове

Оставить комментарий