Главная / Издания / Тотальный контроль за учителями в соцсетях оставит профессию без молодых кадров

Тотальный контроль за учителями в соцсетях оставит профессию без молодых кадров

Тотальный контроль за учителями в соцсетях оставит профессию без молодых кадров
25 мая 2019

Saratovnews

В соцсетях не утихает флэшмоб российских учителей против новой инициативы Минпросвещения, которое намерено научить их виртуальному целомудрию. Если кто не в курсе, к началу учебного года планируется закончить разработку и направить в регионы рекомендации для педагогов по ведению соцсетевых аккаунтов. Как выразилась глава ведомства Ольга Васильева, предложение назрело якобы в связи с распространением интернет-коммуникаций (видимо очень внезапным) и возросшей важностью положительного имиджа работника образования. Однако, занятые в профессии граждане прекрасно понимают, откуда у него растут ноги, и продолжают заваливать Рунет своими фотографиями в купальниках.

Напомним, что с предложением разработать рекомендации к министру Ольге Васильевой обратился депутат Дмитрий Свищев. Для этого планируется ввести изменения в Кодекс профессиональной этики педагогических работников.

«В настоящее время совместно с профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации Минпросвещения России прорабатывается вопрос о разработке соответствующих рекомендаций, которые планируется направить руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, к началу 2019/20 учебного года», — гласит заявление Васильевой, опубликованное СМИ после обращения Свищева.

Многие читатели наверняка уже сложили пазл и увидели картину целиком: разработка рекомендаций осуществляется на фоне инцидента, произошедшего в Барнауле со школьной учительницей Татьяной Кувшинниковой, которой пришлось уволиться из-за постоянных проверок и давления руководства после публикации фотографии в соцсетях.

В феврале директор школы вызвала Кувшинникову «на ковер» и показала фотографию, на которой учительница сидит в платье на брусьях: «Так только проститутки одеваются и фотографируются. Каблуки, платье выше колен, и все напоказ! Кого завлекаете?! Не имеете права носить звание педагога, пятно на репутации школы! Неудивительно, что мальчики-ученики влюблены, так и до педофилии недалеко».

На фотографию Кувшинниковой в купальнике директору пожаловался кто-то из родителей школьников. После этого женщина написала заявление об увольнении, а инициативная группа даже собрала подписи в ее поддержку, однако данные меры оказались эффективными лишь на короткое время.

Стоит отдельно отметить, что на всех фото Татьяны Кувшинниковой, опубликованных в соцсети «Вконтакте», она позирует исключительно в закрытых нарядах на мероприятиях, в которых принимает участие регулярно на протяжении многих лет, поскольку является постоянным членом Алтайской федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи». При этом на той самой фотографии она запечатлена на мероприятии в поддержку зимней Универсиады, которое «моржи» проводили по поручению спорткомитета администрации Барнаула (!).

К слову, Кувшинникова уже успела выступить против правил поведения в социальных сетях для педагогов. «Это что же получается, цензура устанавливается? Это получается палка о двух концах. С одной стороны, и со мной бы такого не случилось, все учителя знали бы, что можно выкладывать. Но с другой — фото в платье тоже может быть пропагандой здорового образа жизни, если оно на фоне зимнего озера и леса, а не на фоне спиртных напитков. Как это все прописать?» - сказала она.

SaratovNews вместе с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом решили разобраться, не нарушает ли обозначенная инициатива права на неприкосновенность частной жизни российских педагогов:

- Данная инициатива по меньшей мере является странной. По сути, она предполагает вмешательство в частную жизнь человека, что совершенно недопустимо.

Конечно, поведение педагога должно оцениваться, но оцениваться по профессиональным критериям. Такие критерии существуют, они разработаны специалистами и утверждены министерством образования: то, насколько учитель владеет материалом и педагогической методикой, насколько он справляется с выполнением учебных планов и так далее. А то, что пишет учитель в соцсетях – это его личное дело, как, впрочем, и любого другого человека.

Понятно, что мы говорим тут не о противоправном поведении, то есть о разжигании национальной или иной розни, клеветнических высказываниях и так далее - все это у нас запрещено законом, и не только в соцсетях, но и в других сферах жизни. Но для борьбы с нарушениями закона у нас существуют правоохранительные органы и специальные надзорные инстанции, и чиновникам от образования совсем не следует стараться их подменить. Пока человек соблюдает закон, ни у кого, в том числе и у начальства, нет ни прав, ни оснований преследовать или наказывать его за те или иные поступки. Мы все, кстати сказать, не ангелы, так почему требуем ангельского поведения от учителей? Они тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо.

Я думаю, что излишний контроль над частной жизнью человека ни к чему хорошему привести не может, а может только окончательно высушить и без того скудно колосящуюся педагогическую ниву. Кто-то из учителей сочтет такое положение настолько для себя унизительным, что уйдет из профессии, а кто-то замкнется, включит внутреннего цензора. У нас, кстати, и без того в школьной педагогике ситуация далека от идеальной. Учителя находятся в трудном положении – и маленькие зарплаты, и жилищная неустроенность. Молодежь в школу не слишком спешит, и педагогические кадры неумолимо стареют. А между тем именно у молодых учителей больше шансов найти подход к своим ученикам, поставить перед ними нужные острые вопросы, вовлечь в дискуссию. А если вместо этого учитель вынужден будет постоянно оглядываться, одергивать себя, чтобы не вызвать неудовольствия начальства и не запустить тем самым репрессивную машину – проработки на педсовете, взыскания, увольнения – то в подобной атмосфере несвободы и скованности по меньшей мере наивно будет ждать от человека полноценной профессиональной реализации.

Что же касается случая с Татьяной Кувшинниковой, то я вообще не могу понять, что такого несовместимого с профессиональной этикой педагога и с понятиями об элементарной порядочности продемонстрировала на своей страничке эта молодая учительница. Ни внешний вид женщины, ни круг ее увлечений, ни способ самовыражения не могут вызвать ни малейших нареканий. В конце концов, соцсети – это новая форма общения, которая стала возможной благодаря современным телекоммуникациям. Они были задуманы не для отчета граждан о своих трудовых свершениях, и не для приседаний перед начальством, а для того, чтобы рассказывать всем знакомым, а также всем, кого это заинтересует, о своих увлечениях и времяпрепровождении.

Кстати, сегодня заметно изменился и сам статус педагога. Учителя как бы сошли с пьедестала и стали ближе и доступнее для своих учеников. И жизнь учителя, если она полна увлекательных занятий и помимо школы, наоборот, может заинтересовать учеников, привлечь их к этим занятиям и, в конце концов, стать для них примером. И педагоги всегда должны это помнить, как, впрочем, должны помнить и о профессиональной и просто человеческой этике.

Такое становится возможным, конечно, при достаточно высоком образовательном и интеллектуальном уровне самого учителя, и от его личностных качеств. Они не всегда находятся на высоте, но ведь и есть возможность и поднять их на эту высоту, например, соответствующим образом совершенствуя программы повышения профессиональной квалификации.

3 комментария